Спектакль

Спектакль Радение с гранатом

Постановка Ильхом

© Афиша
1/7

Театр «Ильхом» со спектаклем о мальчиках-проститутках — восточная пряность из программы «Маска плюс».

Спектакль о двух предреволюционных годах, проведенных учеником Казимира Малевича Николаем Александровым в Самарканде. На самом деле Александров, впоследствии принявший ислам и новое имя — Усто Мумина, что означает «Смиренный художник», приехал в Узбекистан позже, в 1920-х. Но соавтор пьесы и режиссер спектакля Марк Вайль и не претендовал на историческую точность. В «Радении с гранатом» речь идет о танцевальном искусстве бачей — юношей из бедных семей, которые отправлялись в город на заработки, в том числе и проституцией. Бачи были главными героями картин Александрова, дважды репрессированного, сошедшего с ума и умершего в конце 50-х. Томная замедленность актеров, выпевающих текст и вытанцовывающих эмоцию, погружает зрителя в меланхоличную чувственность, позволяя Вайлю донести до него автобиографический сюжет в картинах Александрова-Мумины.

Продолжительность(2'50'', 1 антракт).

Участники

  1
Марк Вайль
Режиссёр
9

"Радение с гранатом" - удивительный спектакль, сочетающий в себе изящество и глубину. Спектакль абсолютно самодостаточный - очень важное качество особенно теперь, когда театр вынужден существовать без своего мастера и вдохновителя, и, к сожалению, это зримо отражается на качестве исполнительского мастерства многих ильхомовцев. "Радение" настолько точно скроен и крепко сшит, что ладность его трудно испортить даже досадными огрехами в актерской игре. Очень спорная тема настолько глубоко проработана, что даже у самых непримиримых гомофобов не вызывает раздражения. Спектакль о красоте - танца, песни, тела, жеста, граната - и о чувствах, которые эта красота рождает. О праве любить - гранатовое ли дерево, медный ли кумган, мальчишеское ли тело, изогнувшееся в танце, руку ли художника, выплескивающую этот танец на холст. И, главное, когда каким-то непостижимым образом внутри нас возникает любовь, то она преображает не только нас, но и предмет нашей любви, возвышая его, избавляя от всего сомнительного и греховного.
Конечно, тема сомнительного и греховного в спектакле также затронута, но главный поборник нравственности полковник Бяльцев в исполнении Бориса Гафурова выглядит скорее карикатурой, да еще окрашенной в пародийные краски - пришепетывающий, тщетно силящийся изобразить солдатскую выправку, Гафуров живописует персонажа скорее жалкого, чем сильного, облеченного властью представителя царской администрации. Не исключено, что это осознанный выбор Вайля, которого вряд ли можно заподозрить в сочувствии к власти, как правило подавляющей любые проявления индивидуальности.
Образ же Усто Мумина (второе имя художника Александра Николаева, своими работами и судьбой, вдохновившего Вайля на создание спектакля) выписан любовно и блестяще сыгран пластичным Антоном Пахомовым.
Сценография спектакля проста до гениальности. Трехстворчатый полупрозрачный экран, размещенный в центре сцены, несет в себе и информационную нагрузку - на экране мы видим фотографии Нового Ташкента, работы Усто Мумина, ставшие частью оформления спектакля - и то, и другое помогает раствориться во времени и в теме, волнующей обоих художников - Александра Николаева и Марка Вайля. В финале спектакля на том же экране мы видим истекающие соком гранаты - метафора кровоточащего сердца художника.
Но, конечно, основная функция экрана это стена - глиняного ли дувала, дома, занавеси в чайхане, за которой танцуют мальчики-бачи - стена, как привычный атрибут среднеазиатской жизни, прячущая от внешнего мира не только религиозные и бытовые обряды, женскую красоту, непростые семейные отношения, но и тайную страсть сартов к танцующим мальчикам.
Танцы мальчиков-бачей, являющиеся основной темой спектакля и разжигающие столько страстей, поставлены американским хореографом Дэвидом Руссивом. Они изобретательны и искусны - по хореографии и исполнению.
Обсуждая спектакль с друзьями, делясь впечатлениями, у меня все время срывалось с языка название замечательного фильма Сергея Параджанова "Цвет граната". Мне кажется, неслучайно. Всех трех художников - Николаева, Параджанова и Вайля - объединяет потрясающее внимание к самому простому - к жесту, пойманному во времени и пространстве и могущему сказать иногда много больше слов. А также любовь к самому непростому цвету - цвету граната - манящему и пугающему.

30 апреля 2009
Все отзывы
Спектакли недели: нобелевская речь Бродского и эксперименты Юхананова
Спектакли недели: нобелевская речь Бродского и эксперименты Юхананова
Спектакли недели: нобелевская речь Бродского и эксперименты Юхананова
Спектакли недели: лихой Островский от студентов ГИТИСа и математический нуар в «Гоголь-центре»
Спектакли недели: лихой Островский от студентов ГИТИСа и математический нуар в «Гоголь-центре»
Спектакли недели: лихой Островский от студентов ГИТИСа и математический нуар в «Гоголь-центре»
20 великих спектаклей последних 40 лет, которые можно посмотреть на видео
20
великих спектаклей последних 40 лет, которые можно посмотреть на видео
20 великих спектаклей последних 40 лет, которые можно посмотреть на видео
Вместо «Иронии судьбы»: 5 отличных советских спектаклей на видео
Вместо «Иронии судьбы»: 5 отличных советских спектаклей на видео
Вместо «Иронии судьбы»: 5 отличных советских спектаклей на видео