Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.4

Спектакль
Капнист туда и обратно

Постановка - Эрмитаж
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Михаил Левитин мечтал об этом спектакле лет 20, прочитав стихотворение Юлия Кима «Волшебная сила искусства» — «исторический анекдот, пересказанный автору Натаном Эйдельманом». Как из стихотворения сделать пьесу? Как поставить стихотворение на сцене да еще в пространстве Давида Боровского? Вот что волновало режиссера, особенно после ухода из жизни Давида Боровского, без общения с которым, по признанию Левитина, ему очень одиноко. Давид Львович — великий художник, вошедший в историю отечественной и мировой сцены. Многие годы он был тесно связан с «Эрмитажем», работал в содружестве с Левитиным не раз. Они задумывали в едином пространстве — пространстве Боровского — 10 спектаклей. Воплотились только два — «Безразмерное Ким-танго» и «Белая овца». «Капнист туда и обратно» — третий, сделанный в отсутствие мастера. Музыкальная трагикомедия из истории XVIII века. Действие происходит ночью в придворном театре. Интрига! Клевета! Цензура и коррупция! Гнев и милость императора Павла I! Чиновники-взяточники против наивных влюбленных. Куда деваться бедному поэту? Права человека в России? Это смешно.
  • Капнист туда и обратно – афиша
  • Капнист туда и обратно – афиша
  • Капнист туда и обратно – афиша
  • Капнист туда и обратно – афиша
  • Капнист туда и обратно – афиша
Драматический
16+
Михаил Левитин
21 марта 2009
1 час 40 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

5
Александр Вислов
30 отзывов, 30 оценок, рейтинг 35
31 марта 2009
Многофигурная инсценировка старой песни Кима

Капнист, который «туда и обратно», — это вовсе не то, что вы подумали. Это фамилия писателя-классициста, чья ­сати­рическая комедия «Ябеда» стала одним из достижений российской словесности восемнадцатого столетия. И едва не подвела своего автора под монастырь: согласно анекдоту, по окончании первого акта смотревший пьесу Павел Первый, едва не задохнувшись от дерзости, с ­ко­торой в ней бичевались общественные язвы, распорядился сослать сочинителя в Сибирь. Отправленный по этапу комедиограф заснул в дороге, а проснувшись, обнаружил себя въезжающим обратно в Петербург. Потому что в конце представления, когда порок был осмеян, а добродетель восторжествовала, Павел Петрович отправил новое повеление: Капниста вернуть и наградить.

В самом начале спектакля импозантный артист Борис Романов излагает этот случай словами Юлия Кима из его песни «Волшебная сила искусства», написанной еще четверть века назад. После чего тот же самый сюжет нам принимаются пересказывать по новой, теперь уже в щедрой театральной форме, шесть десятков участ­ников представления, включая оркестр и массовку, которая именуется Хором, но еще и зажигательно пляшет — благо дело происходит на громадном, занимающем ползала помосте, в свое время спроектированном для спектакля «Безразмерное Ким-танго» Давидом Боровским. Помимо Хора и отчаянно коми­кующих «лиц капнистовой пиесы» в представлении участвуют и сам Василий Васильевич Капнист, напоминающий в исполнении Алексея Шулина юмориста Юрия Гальцева, и Павел Первый (правда, большую часть времени ­Евгений Кулаков подает свои реплики с балкона, задрапированного продолжателем династии Боровских Александром под старинный театр). Но все меркнет перед явлением поэта Тредиаковского: ради ­полутораминутного сошествия с колосников эдаким deus ex machinа и пары ­музыкальных фраз был специально приглашен бас Александр Цилинко.

Худрук «Эрмитажа» Михаил ­Ле­витин — по чьей идее, если верить программке, Юлий Ким переработал свою давнюю балладу в подобие ­драматурги­ческого текста — верен себе. В очеред­ной раз он выдает такую вот сцениче­скую «вещь в себе» — сделанную не ­со­размеряясь с тысячелетием на дворе, с верхом наполненную высоким театральным безумием, в равной степени способную и раздражить, и заворожить. Куда там новоявленным авангардистам — тут впору процитировать другую комедию, традициям Капниста во многом наследующую: «Вы, нынешние, — ну-тка!».

1
0

Отзывы

7
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 487
31 августа 2009

Лирика Юлия Кима всё-таки прочно прижилась в театре Эрмитаж: премьера минувшей весны – снова воплощение на сцене его озорных и гротескных четверостиший. Но не только его: в пересказанный бардом исторический анекдот о том, как император Павел I за время просмотра постановки пьесы Василия Капниста «Ябеда» отдал приказы его сначала сослать и заковать, а затем вернуть и наградить, органично входит в отрывках сама эта постановка, и получается «театр в театре». Нравоучительная комедия пера драматурга XVIII века, в которой чиновники-взяточники («ябедничество» в те времена и обозначало не стукачество, а коррупцию) наказаны честным воякой с говорящей фамилией Прямиков, превратилась в пародию на сентиментальный классицизм со всеми присущими сему жанру шаблонами, а стихи Капниста – в бойкие песни под живой оркестр, и в итоге мы имеем яркий, весёлый мюзикл, не ограничившийся, однако же, вызывающей только смех сатирой, но ещё и наделённый трогательной ноткой – непоколебимой наивной верой Капниста в справедливость царя. Опять актёры поют, танцуют, вдохновенно потрошат подушки, но их герои при этом – не карикатурные типажи, а живые, интересные люди, вызывающие сочувствие: и старательные до переигрывания исполнители ролей в «капнистовой пиесе», и сам драматург, натерпевшийся страху за короткую дорогу «за Урал», и, конечно же, персонажи двух моих самых любимых (а просто любимые они у меня уже все) актёров Эрмитажа – благородный «резонёр» (то бишь дворянин в лучшем смысле этого слова) Правдин, привет Фонвизину (прирождённый интеллигент Романов), и взрывоопасный Павел I (прирождённый невротик Кулаков). Привет, кстати, не единственный: с лёгкой руки режиссёра «Ябеда» пополнилась парочкой заимствований из «Горя от ума» (конечно же, такой плагиат не был бы возможен ввиду того, что Грибоедов творил позже, нежели Капнист), а в страшном сне Капниста появился парящий под потолком его современник, поэт Тредиаковский, с бранью изгоняющий конкурента по цеху с Олимпа. Да и «рекламный ролик» Ким-танго вставлен посреди действия: как-никак, на программке гордо значится, что спектакль – «в пространстве Давида Боровского», том же самом, в котором играется и вышеуказанное юбилейное шоу, добавили только трансформацию балкона в императорскую ложу Александрийского театра. Итог – аппетитное содержание, аппетитная форма, симпатичный юмор и актуальный смысл (как-никак, из исторических реалий мы знаем, что пьесу Капниста запретили всё равно – вот и задумывайся в который уж раз о взаимоотношениях власть имущих с «вольнодумным» искусством), вывод – «Капниста» смотреть можно и нужно, как качественно и со вкусом сделанную вещь.

31.08.2009
Комментировать рецензию

1
0
9
Дмитрий
57 отзывов, 151 оценка, рейтинг 50
6 мая 2009

Весьма яркий, оригинальный и насыщенный спектакль, нелогичная и тем более интересная находка Кима и Левинита, отчаянно диссонирующая с современной театральной традицией поиска новых прочтений классиков либо театрализацией современников.
Актеры работают ярко, с удовольствием, под великолепное музыкальное сопровождение живого оркестра

1
0
9
Ирина О.
19 отзывов, 19 оценок, рейтинг 14
13 февраля 2013

Капнист туда и обратно. Театр Эрмитаж на сцене ЦиМ. 30.10.12

bertran01
31 октября, 2012 Опять и снова - Капнист пиесу накропал, громадного размеру.
Фразу эту мне писать легко и приятно, ибо она означает, что вчера у меня был чудесный вечер с похожей на сказку реальной историей, которую в очередной раз разыграли любимые мои актеры из театра Эрмитаж.

К сожалению, из-за ремонта в основном здании театра (чтоб ему, этому ремонту!.. и поскорей бы уже…) спектакль играется не в основном помещении, и, увы (для меня) крайне редко.

Посему – потратить на что-то иное вечер, когда возок, стремительно летя по заснеженным российским верстам, везет комедиографа Василия Капниста в Сибирь – я просто не могла.

Чудесный спектакль. Чудесный весь – от и до… конечно, с всплесками моего восторженного любования в определенных местах – но без энергетических провалов совершенно.
Конечно, одно из самых любимых мест – это «Степь да степь кругом», когда чуть хриплый Голос в степи (Ирина Богданова) буквально раздвигает театральное пространство до… ну, наверное, до четвертого измерения. И потом – когда Капнист срывает и бросает в метель «кольцо обручальное» с такой безразмерной тоской, с такой неизбывной печалью… что даже церберы-фельдъегеря впадают в жалость-тоску.
Люблю «Пылиночку» (в двух исполнениях), люблю «первый выход чиновников», люблю фантастическое (как гром среди ясного неба) явление капнистова «конкурента» Тредьяковского, люблю вальс, который танцует грустный царь-батюшка Павел… Много чего я люблю в этом спектакле, и не раз я об этом писала…

Вспомнила, как одна из приятельниц, приведенная некогда на спектакль, сказала, мол, в нем много политики… Я тогда еще рассмеялась: воспринимать всерьез нечто «политическое», когда оно рассказано, по сути, в стиле мюзикла… Это просто несерьезно.
Ну, да, да:
Не прошу я у Бога награды –
Пусть мой голос услышат дворцы:
Что вы будете делать без правды,
Венценосные наши слепцы?
Поводя налитыми очами,
Шелестя завитыми кудрями,
Сладкой лестию уши заткнув,
В кою яму вы рухнете сами
Всю страну за собой потянув?!

Это – важно. И поставлено красиво, и сыграно хорошо…
Но ведь дальше-то, встык – «Степь да степь»… и перевешивает красота политику.
Да и вообще, не о политике этот спектакль.
Он – о театре, о волшебной силе искусства, которая может и в Сибирь в кандалах зашвырнуть, и золотом осыпать – под водки штоф с пряником на закуску.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все