Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Девушка и революционер, Москва
Постановка Практика

7.8
Театр: Девушка и революционер, Москва

Пьеса бизнесмена Симонова про призрак тоталитаризма

Героиню «Груза 200» Агнию Кузнецову снова мучает маньяк. На этот раз — Сталин, которого в спектакле Владимира Агеева играет Евгений Стычкин. Впрочем, Сталин тут не вполне Сталин, скорее материализовавшийся ужас российского капитала, который чувствует себя сегодня как враг народа в 37-м.

Место проведения

Практика

Практика

8.2
Высококлассные спектакли по современным текстам на маленькой сцене
Первый государственный театр, специализирующийся главным образом на современной драматургии. Появился он в 2005 году в подвале неподалеку от Патриарших по инициативе Эдуарда Боякова, появился на гребне волны «новой драмы» вслед за Центром драматургии и режиссуры и «Театром.doc». Главная отличительная особенность — внятный формат. «Практика» выпускает визуально опрятные и технологически продвинутые спектакли о современности, предлагая в первую очередь качество.
заказ билетов+7 (495) 544 55 45
адрес

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1347

Еще раз про любовь

Как известно, 25 октября 1917 года большевики взяли власть в стране. Где в этот день находился Иосиф Сталин, истории ­неизвестно, театр «Практика» предлагает представить, что он в этот день предавался любви и философии с Надеждой Аллилуевой, шестнадцатилетней дочкой своих друзей. У красного Макиавелли, оказывается, был хитроумный план: дождаться, когда всякие Бронштейны сделают грязную работу, чтобы потом взять власть из их обессилевших рук.

Жанр воображаемых встреч вообще необыкновенно популярен. Его любят артисты со звучными именами и в особенности администраторы: билеты на неподтвержденные встречи Баха с Генделем или Моцарта с Сальери расходятся в театральных кассах как горячие пирожки. Но больше всех этот жанр любят драматурги: его фантастичность избавляет автора от необходимости не только быть историком, но даже дружить со здравым смыслом. Особенно если речь идет о Сталине. Сколь­ко воображаемых Сталиных вытерпела сцена только в последние несколько лет! Сталин при смерти, и Сталин в расцвете сил. Сталин — любитель искусств, и Сталин, страшащийся собственной тени. Сталин — Юрский, Сталин — Кваша, Сталин — Гафт. Сталин — Евгений Стычкин из «Девушки и революцио­нера» в этом ряду выглядит очень свежо, нет слов. Не хуже и Аллилуева в исполнении Агнии Кузнецовой — пытливые зрители помнят ее большеглазым подростком в «Грузе 200» и «Все умрут, а я останусь». Но точно ли о Сталине с Аллилуевой идет речь в пьесе, и вообще о чем она — большой вопрос. Герои с самого начала обретаются в абстрактном безвременье, Сталин рифмует Бронштейна, то есть Троцкого, с депутатом Хинштейном, монарха называет «лузером» и призывает «отвечать за базар». В какой-то момент Сталин натягивает джинсы и засыпает, а у Аллилуевой начинает звонить мобила. Она поправляет на плече модный шарфик и отвечает одному собеседнику, чтобы продавал ее акции, а другому, что ее муж-писатель совсем с ума сошел со своим Сталиным.

За окнами во всю ширину сцены мелькают то снег, то ­ви­дения. Герои говорят-говорят, потом вдруг взгляды их стекленеют и они пускаются в сомнамбулический танец. Художник Марина Филатова уставила сцену стопками книг, которые мерцают в темноте, как тлеющие головни. А в финале и вовсе является демон с разверстой багровой пастью и налитыми кровью глазами.

Режиссер Владимир Агеев всегда умел приподнять действие над обыденностью, пустить по сцене мистический сквозняк, превратить бытовой сюжет в сон о чем-то большем. Или, напротив, провести через сумбурную пьесу явную мысль. Вот и пьесу Игоря Симонова он превратил в кошмар современного ­писателя, одержимого красным демоном. При этом остается ощущение, что у автора в запасе была и некая заветная мысль: не о думающем о власти писателе, не о власти вообще, а о вла­сти конкретной, сегодняшней. Хотя все намеки в пьесе так тщательно зашифрованы, как не шифровали даже в лютые сталинские годы. Что объясняется, наверное, тем, что автор — человек из бизнеса, а это самый фрустрированный народ. Человек, за чьей спиной маячит тень рейдера, прокурора, да хоть пожарного инспектора, только так, наверное, и может писать — чтобы в случае чего можно было бы смело сказать, что вещь его, вообще-то, о любви.

Так, собственно, и случалось уже с автором «Девушки и революционера». Когда-то, заглянув в только что открытую «Практику» на какую-то пьесу, г-н Симонов — крупный ­ме­неджер в правильном пиджаке — решил, что напишет не хуже. Что характеризует и репертуар «Практики», и театр в целом. Но речь о другом. Вскоре Симонов принес в театр свою пьесу «Небожители» про олигарха, которого прессует власть. Там даже было слово «ходор». Пьесу поставили на сцене, и даже придирчивая «Независимая газета» написала тогда, что «ничего более злободневного в Москве сегодня нет» и что «такой острой политики в театре не было со времен Генриха Боровика». Прошло некоторое время, и в Британии, совершенно помешавшейся на новой русской драматургии, радио BBC затеяло инсценировки по мотивам актуальных русских пьес. Схватились и за «Небожителей», но Симонов дал отказ. По той причине, что британцы-де хотят воспользоваться его пьесой, чтобы очернить светлый образ его родины. И что пьеса «Небожители» ничуть не про сегодняшнюю ситуацию, не про деньги, власть — а именно про любовь. И вы спрашиваете еще, о чем «Девушка и революционер».

Отзывы пользователей о спектакле «Девушка и революционер»

Фото teatr_praktika
отзывы:
3
оценок:
7
рейтинг:
14
9

Комментарии создателей спектакля:

Игорь Симонов, писатель:

Эта история родилась случайно, как и все в жизни. Я куда-то летел и купил в дорогу книгу «Личная жизнь Сталина», в которой автор постарался создать политический портрет по тем книгам, которые он читал – с молодости и до конца жизни. Какие делал пометки на полях, на что обращал внимание. И там впервые я столкнулся с фактом: никто не знает, где Сталин провел 25 октября. Я много читал на эту тему, но ответа так и не нашел.
Есть точка зрения, что человек пишет по какому-то плану, разложив все по полочкам. Это не так. Началось все с исторических персонажей, но чем дальше я писал, тем меньше меня интересовала реальная история. Хотя многое в пьесе не придумано: стихи, письмо к матери, детали покупки пальто, да и то, что Сталин любил юных девушек. Гораздо меньше информации о Надежде Аллилуевой, но, видимо, она действительно была в него влюблена еще с детства.
Однако прошла эпоха. Изменилась жизнь и роль женщины в том числе. В первом варианте моя пьеса заканчивалась на перевороте, но я понимал, что меня это не устраивает. Это не историческая пьеса, так как я считаю, что сейчас писать исторические пьесы неправильно. Мне хотелось привести действие в сегодняшний день. Помню тот день: я ходил по саду, была осень, я замерзал. И вдруг все сложилось.
Я пишу о людях, которые мне интересны, но «Девушка и революционер» не про Сталина и не про Аллилуеву. Так сложилось, что именно они оказались героями, при помощи которых эту историю можно было рассказать. Эти два человека – повод говорить о природе власти, о том, что власть делает с человеком, о взаимоотношениях мужчины и женщины, и о том, как эти отношения изменились.

Владимир Агеев, режиссер:

Встреча с текстом произошла благодаря художественному руководителю театра Эдуару Боякову. Он как продюсер соотнес этот текст с моей давнишней, дорогой и любимой работой «Месяц в деревне» – очень тонкой и интересной. Некоторые считают, что это был один из лучших моих спектаклей. Когда я прочитал «Девушку и революционера» в первый раз, я удивился его ассоциациям, но потом в ходе работы я понял что он имел ввиду. Любовная тема в пьесе, действительно занимает более 50 процентов, так же как и у Тургенева. Бояков предложил мне эту пьесу, и я, не долго думая, согласился, так как люблю сложные тексты, люблю новые повороты в судьбе. У меня ведь уже есть один спектакль на тему Сталина в Современнике. Я подумал, что здесь есть совершенно другой контекст, начало истории. В Современнике – конец. В результате у меня получилась дилогия: начало пути и его завершение. И в этом есть своя логика и знаковость.
Дальше я искал адекватный код к пьесе: как эту историю подать с учетом сложной личности, революционной ситуации, революционных текстов внутри этой пьесы.
Текст мне не сразу дался: это был один из тех редких случаев, когда я не увидел после прочтения спектакль, не почувствовал его как готовый материал. В этом оказалась сложность. Есть спектакли, которые «придумываются». Есть «самоигральные» пьесы. Во время работы с актерами, я почувствовал, что мне открываются нюансы пьесы, я начал сочинять, предлагать что-то актерам, уже учитывая их индивидуальность, то, как они существуют. Процесс пошел. Спектакль придумывался весь период репетиций, до самой премьеры. Но, на самом деле, я работаю над своими спектаклями постоянно, пока они стоят в репертуаре.
Главная тема спектакля – величайший парадокс. Как у Пушкина сказано: «И гений - парадоксов друг». Мне кажется, что тема искусства всегда лежит на пересечении с парадоксом. Если нет парадокса, то нет в художественном творчестве доминанты. Автор предположил, что в день революционного переворота произошла историческая любовная встреча двух людей: Аллилуевой и Сталина. Величайший парадокс, величайшее совпадение! Кто такая Аллилуева, как она повлияла на Сталина? Нам ведь ничего не известно. Мы ее придумали, как юную богиню. Мне интересно это необычайное соединение двух исторических моментов: личности Сталина, его судьбы в контексте его любовной истории с Аллилуевой и событий в жизни России. Этот интересный ход наталкивает меня на художественно отвлеченное предположение: как одно могло повлиять на другое, как Аллилуева могла повлиять на его личность, на судьбу? А я, думаю, что женщина создает мужчину, так же как мужчина создает женщину.
Роль личности в истории – известная философская тема. И что интересно – это отдельные плюсы и комплименты в сторону Игоря Симонова – мне, показалось, что его Сталин очень неоднозначен. У нас обычно Сталина рисуют либо тираном, либо гением, без которого Россия бы погибла. Мы не предполагаем однозначного подхода. Я понимаю, что Сталин величайший тиран, но мне интересно получить от его личности новые ощущения и переосмыслить пересечение двух судеб.
Переход от исторической действительности к современности в тексте дает мне возможность снять какие-то точки, предположения первой части, переход оправдывает все ее нюансы. Но ведь мы видим, что современность возникает и в самом начале спектакля: появляются джинсы, ноутбук. Благодаря современности, которая вплетена в текст, мы имеем возможность поразмышлять о вневременных вещах. Ведь они проходят через всю историю страны: дух власти, который ищет в кого ему войти – в Сталина или в очередную жертву, – блуждает и по сей день.


Агния Кузнецова, актриса:

Каждый этап работы над спектаклем по-своему интересный и по-своему сложный. На этапе прогонов начинает приходить ощущение чего-то целого, цельной истории, но есть моменты, которые, по-моему, не нужно понимать головой, есть что-то подсознательное. Работать с Владимиром Агеевым интересно, от него есть ощущение уверенности, он никогда не говорит немотивированно: сделайте это, не объясняя.
Я очень скептически в целом отношусь к театру, не доверяю, наверное, ему в последнее время. Критично отношусь к технике в театре, нельзя чтобы она перевешивала и чтобы она превращалась в фишку. В любом случае сейчас мне страшно и весело. Всегда интересно, когда спектакль рождается на зрителе, всегда неожиданна реакция зала. Ты произносишь текст и не всегда можешь предположить, что получишь в ответ. То, что театр – живой процесс – очень чувствуется. Это очень большая школа, очень сложная, и я рада, что получила этот опыт. Правда, играть в театре постоянно.. на потоке, я бы не хотела, даже в нерепертуарном. Много работать, постоянно находиться в этом процессе. Но может быть, когда-нибудь…. В кино мне легче. Один проект заканчивается, начинается другой.
Если бы моим партнером был не Женя Стычкин, возможно, в какой-то момент я бы даже отказалась от дальнейшей работы. Потому что я никогда не видела такого прекрасного партнера, актера и человека, который все делает для тебя, постоянно о тебе заботится, постоянно включен – это большая редкость… по слухам знаю, что это редкость в театре, и точно могу сказать, что это редкость в кино. Здесь очень важно партнерство и Женя – прекрасный партнер. Я всегда рада у него поучиться, так как у меня совсем немного опыта, я смотрю на него, как он играет, и учусь в процессе.
Я бы с удовольствием влюбилась в такого мужчину как Сталин. Женщина чувствует перспективу человека. Никакая нормальна женщина не будет встречаться с неудачником. Там, в пьесе видна перспектива.

Евгений Стычкин, актер:

Я никогда не мог себе представить, что буду играть Сталина. Много лет назад я думал о роли молодого Ленина, обсуждал это с Александром Стриженовым, и это, пожалуй, все, на что простирались мои амбиции. Поэтому было особенно интересно и приятно, когда мне предложили играть Сталина.
По спектаклю Сталин влюблен, он танцует, и еще много делает того, что мы не готовы ожидать от диктатора. Есть опасность, что кому-то придет в голову, будто мы пытаемся романтизировать этот образ, и оправдываем его нашими танцами. Это не так. Например, многие члены моей семьи в те годы пострадали, и у меня нет ни капли романтики на счет этого человека.
Мой герой – не Сталин, а современный писатель, который прикладывает на себя эту роль и размышляет. Поэтому мы в спектакле совсем не пытаемся воссоздать этот образ. Скорее стараемся поразмышлять о Сталине и о том, что произошло с нашей страной за последние 100 лет. Это размышления о том, каким мог бы быть этот человек, каким было то время и как оно изменилось. Как изменились мужчины и женщины.
У нас с Агнией принципиально разный подход к работе: она любит работать, а я – разговаривать. Поэтому Агния приходила в бешенство, когда мы с Агеевым в течение часа рассказывали истории из жизни, а она торопилась репетировать. К первой репетиции она уже знала наизусть весь текст. Эта была просьба художественного руководителя театра Эдуарда Боякова – именно так работает любой западный театр. К сожалению, для российского театра это редкость.
Иногда, когда заканчиваются съемки кино, нанимают хорошего монтажера, которому не дают разговаривать с режиссером и не дают читать сценарий, чтобы он ничем не замусоренным сознанием смонтировал то, что есть. До начала работы я понимал, что хочу сказать, но каким языком, и как – не представлял. Более того, до того, как мы начали играть прогоны, сформулировать это было совершенно невозможно. Актерская профессия считается женской. Огромное удовольствие испытывает актер, подчиняясь режиссеру. Агеев несколько раз меня себе «подчинил» – доказал, что он прав. Мне это очень интересно, потому что правым быть не хочется – скучно.

Фото scherzo
отзывы:
17
оценок:
30
рейтинг:
12
9

Случилось попасть на два спектакля про Сталина, премьеры которых состоялись недавно, - «Сон Гафта…» и «Девушка и революционер». Попала случайно, потому что пригласили, никакого исторического интереса к личности Сталина не испытываю…Но написать захотелось про один спектакль. То, что я увидела в «Современнике» больше тянет на галлюциногенный сон:)

Итак, сюжет. Вместо того, чтобы бороться с товарищами за победу революции на баррикадах (а были ли они?), Сталин встречает день Октябрьского переворота со своей возлюбленной, юной Надей Аллилуевой. Роль Нади досталась гуттаперчевой Агнии Кузнецовой.

Любовь, гений Евгения Стычкина, который играет Сталина (!), и Владимира Агеева, режиссера, способны превратить, казалось бы, обреченный на занудство сюжет в ультра-современную, интересную постановку. Нельзя не отдать должное драматургу, который сумел воздержаться от грубых аллюзий на тему сегодняшнего дня и кирпичных намеков на «проблемы» политической России.. Послевкусие спектакля – мои размышления об обреченности страны на вечные муки за какие-то неведомые нам проступки под веселую песню Papa Loves Mamba…


Фото Татьяна Соколова
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
9

Никогда бы не подумала, что Евгений Стычкин будет играть Сталина.
И что в день свершения Великой Октябрьской революции Иосиф Виссарионович предавался любви с шестнадцатилетней дочерью своих друзей Надеждой Аллилуевой.
Таков был его хитроумный план: отсидеться в "подполье", пока всякие бронштейны сделают переворот, а потом взять власть в свои руки.

Об этом спектакль "Девушка и революционер" который идёт в театре "Практика".
Возможно, на самом деле всё было не так и это всего лишь фантазии автора пьесы, но кто знает, может быть на самом деле в этот день Сталин представал перед своей возлюбленной в пропотевших кальсонах, а потом и без них, демонстрируя своё большое оружие, но не пролетариата, а присущее исключительно мужчинам :-)

У режиссёра Владимира Агеева получился трогательный спектакль , который на фоне мировых событий, мелькающих периодически за окнами, показывает взаимоотношения Мужчины и Женщины.
- Девочка моя, - так называл Ёся свою возлюбленную.

Актёры Евгений Стычкин и Агния Кузнецова играют очень правдиво и легко.
Так, что веришь, будто это было на самом деле.
Спасибо им за спектакль!

Фото Poli
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
1

Спектакль вызвал у меня смешанные эмоции: понравилась игра актёров и в тоже время очень не понравилось постановка, где-то на грани пошлости... И эта избитая тема - "Великая ли личность Сталин или нет?", "Гений ли он или злодей?". Да ещё в конце спектакля для чего-то вставки передачи "Имя России". Но больше всего покоробило - это маты со сцены. Терпеть этого не могу!!!! Я конечно всё понимаю и некоторые возразят и скажут "в жизни мы же материмся..." Да, но мы в жизни, извените, и в туалет ходим..!
Одно я знаю точно, что второй раз я на этот спектакль и возможно в этот театр не пойду.

Фото Svetyn
отзывы:
16
оценок:
71
рейтинг:
18
9

впечатлений масса.
настрой был скептический, мол личность обсуждаемая с разных сторон, я не люблю, когда историю переиначивают и была уверенна, что увижу снова однобокое виденье гениальной (тут уж не поспоришь) фигуры Сталина.
в уютном зале 10 рядов, все свои так сказать.
Стычкин с Кузнецовой бесподобно сыграли и передали всю гамму эмоций, аж дух захватывало! (спасибо огромное)
сюжет четко перекликается с сегодняшним днем не только в России, но и во всем мире, но рассматривать нужно все под призмой современной действительности со ссылкой на исторические события и опыт. много мыслей появляется после спектакля в голове политико-социального характера, приходят на ум интересные идеи и заново сделанные открытия, что все новое, хорошо забытое старое.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить