Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Священный цирк

Клубы ладана и дрессированные кошки, иерихонские трубы и фокусы, балет и эстрадные скетчи; Фауст восседает на кубе, отсылающем к Черному камню Каабы, и отвечает по мобильному телефону кому-то то ли сверху, то ли свыше. Впервые Борис Юхананов показал этот «священный цирк» в 1999-м на легендарном фестивале «Гете — Пушкин». Спектакль возобновлялся несколько раз, и 13 лет спустя выходит его очередная реинкарнация: «мы сохраняем форму, сценографию, ряд мизансцен и общую их кантилену — и вливаем туда совершенно новое переживание гетевского текста». «Новое переживание» питается еще и тем обстоятельством, что ученик Анатолия Васильева Юхананов и другой ученик Васильева, Игорь Яцко, исполняющий роль Фауста и должность руководителя театра, играют «Фауста» в «Школе драматического искусства», оставленной ее создателем.

  • Фауст – афиша
  • Фауст – афиша
  • Фауст – афиша
  • Фауст – афиша
  • Фауст – афиша
Драматический
Борис Юхананов

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
strofa2006 strofa2006
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
11 апреля 2009

О спектакле Фауст (7 апреля, открытый показ в театре Школа драматического искусства)в постановке Бори Юхананова и Игоря Яцко.
Давно не смотрел спекталя с таким мощным объемом театрального мироустройства, сложностью и точностью постановки. Это шестая редакция Юхананова, и у Бориса было время подумать на этим текстом и это чувствуется.
Четыре часа с одним антрактом пролетают незаметно и с ощущениее непрерывного столкновения с текстом Гете,с Борисов Леонидовичем, который его гениально все таки перевел, вечыми вопросами о любви, смерти и смысле жизни, с щедрым захватом земного и небесного, в сценографии Харикова, с игрой Игоря Яцко (Фауст) и актеров театра Школа драматического искусства.
Сделано так что зрители сразу становятся соучастниками представления начиная со сцены Посвящения и Театрального вступления- диалога между Поэтом (Игорь Яцко) и Директором театра комическим актером (Володя Петров и Роман Долгушин.) Первая сцена играется при закрытом занавесе прямо в центре условного "партера" среди зрителей.

Валите в кучу, поверху скользя,
Что подвернется, для разнообразья.
Избытком мысли поразить нельзя,
Так удивите недостатком связи.

Текст вступления из пьесы переведенный пятьдесят лет назад, написаный 178 лет назад, актуален и для сегодняшних театра- кино, и для рекламы, всего постмодернизма, и московской культурной жизни в целом.:)

Сочетание цирка (кошки Дмитрия Куклачева, он же Дух Радости, мощная техника вледения текстом и отдачи его Васильевских учеников- актеров, прекрасный трагический и комический вокал (Данилов Игорь (баритон),Казанский Николай (баритон),Аюшева Елена (сопрано)неспешность и стремительность действия, создают глубину, мощь и торжественность. Спектакль вроде небыстро идет, но так много действия энергии уложено в прямом и переносном смысле, что остается впечатления и физического и метафизического путеществия.
Володя Петров ( многичисленные духи, тени, Бог из Пролога на небесах,- выезжает на велосипеде в чудной короне над головой из кошек. Известно актерам,что детей и животных "в кадре" переиграть невозможно, и поэтому венец творения по рисунку уже неповторим и своеобразен.

По ходу действия, отдав Фауста во власть Мефистофелю,( Рамиль Сабитов) он его, царстыенно перегибает через раму Божествнной колесницы (велосипеда) и наказывает- шлепает. И этот образ божественно наказания которая и есть милость и ласка, по образу более выразителен чем километры проповедей.
Заключительный интимный комментарий выпоротого только что Демона говорит много, в частности, что и такое внимание Создателя только милость, которую нужно еще,- инш Алла!- заслужить.


Мефистофель
(один)

Как речь его спокойна и мягка!
Мы ладим, отношений с ним не портя,
Прекрасная черта у старика
Так человечно думать и о черте.

Не часто так бываетв в театре, что не чувствуется конфликта между живым музыкальным сопровожением и саундтреком. как то так сделано что чужеродные музыкальные природы уживаются и не мешают друг другу.

Дико смешная и вразительная сцена контракта с дьяволом, Борис говорил позже, что она будет еще доделана звуками шелестящей "магической" бумаги, и где заключается этот договор, о продаже души? В какой момент мы замечаем что искушение нас купило??

В сцене нет лобовых, однозначно интерпретируемых признаков канцелярского действия, она стремительна и тягуча одновременна, Демон рисует в воздухе ( надо думать огненными или дымными буквами) строки контракта, высекает их на камне, чуть ли не татуирует на руках и спине охреневшего от душевных страданий и собственной значительности Фауста,и видно, как этот непростой ритуал закрепляет смысл действа в голове, на фибрах души, в родовой и генетической памати Фауста и в нас, во внимании зрителей.
История Эдемского совращения восстает и длится в тексте, в пьесе, в яростной игре Игря Яцко и душах Зрителей соучастников.Становится единственой актуальной проблемой действия и жизни. (Чем по сути и является.:)

Язык спектакля неоднозначен не только постановочно, но и на уровне языка театра. Если начало, прологи, и сцена оккупации дьявольским ангажементов души Фауста сделана в технике игровых структур, естественной для стен театра Васильева (а Спектакль, как известно, напитан и вышел из Лаборатории игровых построений Яцко и Юхананова),то сцена со Студентом ( Рамиль и Андрей Цицернаки) обрушивает на зрителей что то совершенно из другой театральной Вселеной.

Трактат - диалог Цицера и Рамиля о способах обучения и факультетах средневекового обучения сделан в иной технике и какой то, совершенно иной образности, где возможно физическое и метафизическое проникновение в голову обучающего,в его тело, где видны кровь и плоть становления духа и интеллекта в непрерывном и ярком дуэте ребят, производящем впечатление живой импровизации, только что придуманной интермедии и циркового гэга.

Песенные интермедии ( "а я , иду, шагаю по москве..") служат воздухом соединения между средневековым немецким университетом Виттенберга и воздухом современной информационной эпохи Москвы и мира, с возможностью програмирования, пересадки мозгов и сознания. С возможностью убить и возродить личность в момент обучения, и это взрывное послание сжато в игровой природе мистериальной сцены, смысл которой можно описывать часами, и выстреливаются актерами в зал, как SMS в неизвестной кодировке, который попадает душа в разум и чувство всякого кто учился или тщился обучать. Я смотрел спектакль два раза и так до конца не расшифровал объемную пластическую метафору сцены. Но ощутил себя студентом и вспомнил всех своих учителей и дажа прикинул, кто из них был для меня Мефистофелем. :))
И к этой сцене можно отнести цитату Гете: " Суха теория мой друг, но древо жизни буйно зеленеет..
Прямо видно как на почти классическое игровое дерево спекталя привита и прижилась другая жизнь и другая театральная природа. Я бы назвал ее мистерией, но не уверен можно ли ее накопить за 15 минут сцены. В сцене играется и начало обучения и развитие и сразу конец и мертвенное разложение живого тела и души. И это скользит перед глазами зрителей, как воспоминание об их собственных жизнях и это извлечено из зрительного зала и инсталлированно на сцене с помощью все еще известной и все еще загадочной технологии имя которой "театр" и "игра" .

Отдельное удовольсствие следить за игрой Игоря Яцко. Он слит с текстом, нигде не погрешив ни словом, - его все время слышно,- ни мыслью, он все время в яростном выяснение отношений с персонажем и его образом, ни действием,- он все время в нем, даже когда действие спорадичестки содрогается, перед очередным рывком, или "провисает" по "вине" его партнеров по площадке.
Ничего сверхестественного: великолемное владение телом, речью и игровой перспективой.
А ведь в сцене - интермедии полет духов, или "Синева", - он с Рамилем Сабитовым текст и игру подддерживает переплетясь на площади куба метр на метр почти в акробатических позициях.

Игра Игоря, - Мощь и мягкость. Сила и слабость, комизм и трагическое. Игровой и эмоциональный диапазон который ему приходится играть огромен: от метафизичесокй смерти и отказе от человеческого в сцена с Пасхальными колоколами до любовных шалостей в сценами с Гретхен, от ощущения общечеловеческого тупика и остановки в развитии ( монолог об обучении) до расставании с ценимой им больше жизни, но нелюбимой ( отказался от человеческого) в сцене с Гретхен в тюрьме."Спасена!" ..

Можно посетовать, что не всегда ровно отдает текст Гете и Пастернака Рамиль Сабитов. На мой субъективный вкус,финальную сцену, красавица и умница Оля Баландина "не вытягивает", но одно несомненно,"Фауст" Юхананова и Яцко лучшее метафизическое актуальное зрелище, что мне пришлось видеть в театре со времен блаженного Пети Мамонова и его спектакля "Есть ли жизнь на марсе".

Не знаю корректно ли сравнивать моноспектакль Пети с огромным чптырех часовым полифоническим полотном Гете и Юхананова, но впечатление глубины и актуальности сопоставимые.

Для тех кто не пожалеет 200 (!) рублей и четыре часа жизна напомню что спектакль в апреле будет еще показываться два раза в конце апреля. см. расписание на www.sdart.ru
Инш алла!

2
0
1
yulia_matsburg
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 1
16 апреля 2009

рекомендация для написания рецензии - "пишите проще" в данном случае чрезвычайна уместна.
посмотрев спектакль, смогла ответить себе утвердительно на ряд давно изнурявших меня вопросов: к примеру, может ли скончавшийся человек перевернуться? (ответ: "может".. если по его произведению поставят такой спектакль.) или возможно ли десять лет работать над и с такой бесконечно глубокой вещью как "Фауст" и иметь нулевой результат? (ответ: "более, чем возможно", что весьма печально), а вот на вопрос: стоит ли это продолжать выносить на суд зрителей, может быть дан исключительно и только отрицательный ответ.
спектакль разочаровал: громко, поверхностно, скучно...остается эффект посещения цирка...может, вследствие присутствия на сцене полудрессированных-полуленивых кошек...
на мой взгляд, это потраченное время. Лучше повторно прочесть произведение.

1
0
7
Денис
67 отзывов, 224 оценки, рейтинг 62
22 марта 2010

Смешаное впечатление. С одной стороны, очень красивые декорации, хорошо поют, да и неплохо справляются со столь сложным произведением. Некоторые сцены просто завораживающие. Но одновременно с ними есть и откровенно мусорные моменты. Например, просто не вяжется с общей канвой сцена, когда Мефистофель в образе Фауста общается со вторым школяром. Сцена потрясающая своим убожеством - как в дешевом амерском ТВ шоу. Возможно, в этом была некая режиссерская задумка, но я ее не понял. После этой сцены хотелось встать и уйти. Однако я остался, и, как оказалось, это было правильно. Второй действие просто замечательное. В целом, если убрать вышеупомянутую сцену и сократить пару диалогов, спектакль бы ужался с 3.5 до 2.5 часов и стал бы только лучше.

0
0
9
Tirsos
12 отзывов, 77 оценок, рейтинг 9
26 ноября 2009

Фауст на крыше - счастье под крышей, бес - на коне! Империя страсти))), азартная игра, демоническая ирония, веселье, затаив дыхание!

0
0
5
Ulrih
270 отзывов, 401 оценка, рейтинг 433
13 октября 2009

Детский (впрочем, как и все в ШДИ), но этой своей непосредственностью - трогательный и весьма забавный спектакль. Собаки, кошки, интересный инвентарь. Очень хорошее музсопровождение... Весьма правильное приобретение в репертур ШДИ.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все