Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.1

Балет в Санкт-Петербурге
Евгений Онегин

Постановка - Театр балета Бориса Эйфмана
скачать приложение
100+ идейБот�Плати частямиРестораны рядом

Расписание сеансов

Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Имя Бориса Эйфмана всегда ассоциируется с наиболее интересными художественными экспериментами и смелым прочтением классических произведений. Хореограф обновляет и обогащает форму и содержание современного балета. Спектакль «Евгений Онегин» – хореографическая версия романа в стихах А. С. Пушкина. В этом балете Эйфман соединил классику и современность. Пушкинские герои превращены в знаковых персонажей нашего времени, прошедших сквозь тревожную эпоху перемен, живущих на сломе веков. Неожиданное сочетание произведений Петра Ильича Чайковского и рок-музыки композитора Александра Ситковецкого позволяет зрителям сильнее проникнуться замыслом хореографа. Балет «Евгений Онегин» дает зрителю уникальную возможность – увидеть хрестоматийный сюжет глазами современного человека.
Балет
12+
Борис Эйфман

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

5
Юлия Яковлева
264 отзыва, 268 оценок, рейтинг 298
21 июля 2009
На сцене скачут и шумят

Поклонников Бориса Эйфмана эта рецензия не отпугнет. Поклонники Бориса Эйфмана вообще самые бесстрашные существа на свете; да и анонсы им ни к чему — они и так самыми первыми узнают все о жизни своего кумира. Всем остальным «Онегин» рекомендуется как опыт балету посторонний, но жизненно любопытный: большинству из нас придется стареть. В очередной раз убеждаешься, что делать это лучше умеючи.

Итак, к балету очередной спектакль Эйфмана отношения не имеет. Впрочем, как и все предыдущие. Сочинение собственно хореографии — самое бледное пятно в богатой палитре умений этого человека. Так что и в «Онегине» пустое место там, где следует быть танцам, заслонено прекрасно поставленным светом, сексапильными костюмами и общей неврастенической суетой, которая Эйфману всегда удается. Про сексапильные костюмы я не путаю: дело в том, что Онегин вместе с Татьяной, покойным дядей самых честных правил и остальными персонажами перенесены в наши дни. Вы же знаете загадочную силу этого выражения: скажешь «наши дни», а веет нафталином. Вот и от нового «Онегина» тоже. Такое ощущение, что Бориса Эйфмана забыли разбудить где-то в середине 1980-х. Не знаю почему. Вот у англичанина Мэттью Боурна «Дориан Грей» тоже вроде бы в том же духе: Дориан — ­фото­модель, влюбленный художник стал фотографом, а лорд — редакторшей модного журнала. Однако работает. Всем желающим предлагается проверить: «Дориана Грея» как раз дают в Москве в рамках Чеховского фестиваля. Поезжайте — не пожалеете.

Эйфман, конечно, удивительный. У него изумительное чутье. Он в каждой истории безошибочно находит вульгарное, бульварное, даже если вещества там было в медицинской дозе. И ведь оказывается абсолютно прав! Что такое судьба Чайковского? Посмотрите спектакль Эйфмана и признайте: в этой ­великой трагической жизни было место пошлейшей мелодраме — все эти влюбленности в хамоватых лакеев. Было. И Бори­са Эйфмана не проведешь. Никакой ранг в пантеоне искусств, сколь бы почетным он ни был, не ослепит его. Эйфман — детектор звонкой пошлости. Он безошибочно выявил щедрую долю искомого вещества в «Братьях Карамазовых» (см. его спектакль «Карамазовы»), вопросе трех религий, биографии балерины Спесивцевой и так далее. Я ужасно удивилась, что «Онегин» тоже попал в черный список его постановок. Пушкин быть пошлым не умел — это признал даже Набоков, который от одного запаха пошлости обычно рыл землю, как свинья, натасканная на трюфеля. Да и где же может быть тяжесть в «Онегине»? В «Онегине»! С его летучим пушкинским стихом и трагедиями под сурдинку.

Возраст — ужасная штука, если обращаться с ней небрежно. Дядечки с крашеными волосами и студенткой на переднем сиденье новенькой спортивной машины — это понятно. А что делать тем, у кого нет спортивной машины? Или денег, чтобы ее купить? Или, как говорится, «Заратустра не велит». Правильно. Они молоды душой (от этого выражения тоже удивительно пахнет старой шубой). Вот только сейчас от названия спектакля Эйфман решился-таки отцепить приставку online. А то поначалу у него было «Онегинъ. Online». Типа для молодежи. Тем, кто книжками не интересуется, а сидит в сети. Борис Эйфман, наверное, вычитал где-то, что сейчас такая «молодежь». Хотя нет более чуткой публики, чем старые поклонники. Состарившиеся вместе с кумиром. Но этот аспект оставил Эйфмана равнодушным.

Все великие хореографы стареют одинаково. Ступив на склон жизни, где свет мягче, а тени длиннее, они начинают сочинять длинные, обстоятельные спектакли, где дерево — это дерево, женщина — это женщина и даже чайка изображена в виде чучела чайки (см. «Чайку» Джона Ноймайера, например). Это время все называть своими именами. Это время новой, почтительной и бережной нежности к былым великанам (в случае Ноймайера — к Чехову), видимо, обусловленной ясным пониманием, что не в столь фантастическом будущем придется встретиться с великанами самому, присоединившись к покойному большинству.

Но как было сказано вначале, Борис Эйфман — ни в коем случае не хореограф.

3
0

Отзывы

1
Tatiana Ishimtseva
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 1
24 февраля 2012

Балет Эйфмана "Онегин" мне кажется обнажает только проекции самого постановщика, никаким образом не касаясь самого произведения. Например, почему-то на сцене катаются, обнимаясь,два молодых человека, изображая пьяных Онегина и Ленского. Почему-то на столе фигурирует водка в стаканах, как бы намекая на то, что русские вечно пьют. А в круге восходящей луны появляются кадры смутного времени советского союза. Муж Татьяны, насколько я смогла понять неискушенным взглядом, слепой и как будто из бандитов. И все это происходит на фоне очень бедных и дискомфортных по цветовой гамме декораций. Надо отдать должное труппе - очень хорошо танцуют, и мне кажется им лучше уйти от Эйфмана к другому постановщику, похоже он любит издеваться над красотой.Пушкин наверное бы ушел с этого спектакля.

1
0
7
veetory
6 отзывов, 20 оценок, рейтинг 4
3 августа 2010

Эйфман, безусловно, не нуждается в еще одной хвалебной статье, тем более такого дилетанта, как я. Но рискну поделиться впечатлениями об «Онегине».
Стройные тела ритмично извивались на фоне современно оснащенных декораций. То и дело за спиной артистов зажигалась всеми красками огромная луна. Как станцевать пьяного человека? Не всякий сможет даже просто правдоподобно его изобразить. А Олег Габышев смог, грациозно выступая неровными шагами и опираясь на Ленского. Очень, очень много совместных танцев двух друзей в этом спектакле. И их танцы меня просто завораживали, чего не скажешь о банальной паре «мужчина+женщина». И дело даже не в красоте мужских тел, хотя куда ж без этого, а в самой постановке, движении тел, исполнении, полном чувствами и самоотдачей.
Говоря и женщинах, можно с твердостью сказать, что у Эйфмана они есть. Не те деревянные куклы-балерины, оставшиеся без признаков женских форм ввиду костюмов… или профессии. У Эйфмана же ты видишь, что она действительно женщина, не лишенная прелестей виляющая бедрами кокетка с жизнью в глазах. Ну где вы видели балерину, виляющую бедрами?
Во сне к Онегину пришли зомби. Лучше этих зомби я еще не видела. Никакой ужасающий костюм и парик не смогли прикрыть те прекрасные накаченные тела, глядя на которые, кажется, что в их носителях жизни больше, чем в каждом из нас. Отлично поставленный танец, но голый торс меня отвлекал.
Музыкальное сопровождение мне понравилось только на половину. Оно, возможно, и подходило к движениям, но слух не ласкало. И еще мне не хватало красок. Даже красный костюм Онегина не спас. Конечно, любовная драма не располагает к буйству красок, но их можно было добавить в наряды буйно танцующей молодежи. Яркое пятно автоматически формирует в голове позитивный отклик. Оригинальная идея сбора Татьяны на бал: попеременно ее вывозили на сцену фрейлины то в ванночке, то под феном, то на массажном столе. Вот это я понимаю – яркое пятно!
В заключение хочу сказать, что при всей моей нелюбви к Пушкину, Борису Яковлевичу удалось пробудить во мне искры восхищения и любви к его персонажам и творчеству. А любовь к самому Эйфману будет гореть до следующего его приезда, чтобы вспыхнуть с новой силой.

1
0
1
Ivan Halepa
20 отзывов, 22 оценки, рейтинг 35
7 марта 2016

Как всегда у Эйфмана – впечатляющий образчик двигательной активности с отчётливым пиком на эмоциональной составляющей энергетического спектра сценического процесса (sic! – не явления, изготовитель Эйфман раскрывается именно в динамике ряда своих работ).

И как всегда у Эйфмана – отличная иллюстрация тотального вырождения современной цивилизации западного образца. И изготовитель Эйфман, и его зрительская аудитория имеют хорошо выраженные ментальные повреждения, характерные для потребительской массы консьюмеристского общества, когда технологизм (в широком смысле) вытесняет всё прочее. Лучше поэта не скажешь – «наносы дерьма 20-го века» – исчерпывающее определение, данное И. Бродским понятию «современное искусство», к которому, несомненно, относятся продукты изготовителя Эйфмана.

Порицать изготовителя современного искусства Эйфмана бессмысленно, он плоть от плоти текущего печального времени шпенглеровского заката Европы. А вот актёров жаль – стараются, бедняги … Ну и Онегина лучше бы не пачкал …

0
0
9
dodydo
1 отзыв, 3 оценки, рейтинг 0
4 августа 2009

Работы Эйфман-балета можно смотреть уже ради одного того, чтобы понять - невозможное возможно! и что нет предела потенциалу человеческого тела, если его движения направляет мастер. А потом в линиях танца растворяешься, остаешься совершенно один среди музыки и пульса тел, и никакое либретто уже не нужно, потому что ощущаешь действо кожей и сердцем, потому что сидишь без движения, не чувствуя как немеет тело, значение имеет только то, что перед глазами. Придумать такой танец нельзя, зато можно родиться с даром его увидеть и воплотить силами артистов.
В "Онегине" по сравнению с другими вещами, наверное, меньше всего философии, потому что и нет в этой истории о провинциальных утехах столичных гуляк скрытого смыла, который со школы навязывают нам литературоведы. А вот с точки зрения восприятия - со сцены накатывает настоящий шквал, пожар, стихия, градус зашкаливает до предела! Ничего эмоционально более сильного у Эйфмана на мой взгляд еще не было.
Сходите, даже если вы равнодушны к балету. Потому что это больше чем балет.

0
0
10
Сергей Дорофеев
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
2 мая 2023

Огромное спасибо за доставленное удовольствие! С первых секунд все внимание на сцену, не отпускало до конца. Очень сильно, эмоционально, профессионально, свет, музыка, гармония во всем. Каждый артист, который был на сцене выполнял свою роль на максимуме. Прекрасный состав 29 апреля Новосибирск. Вы лучшие!Браво!

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все