Опера |
Максим Кальсин |
Одноактная опера |
Гоголевский фестиваль в Мариинке
1 апреля 19.00 в ДК Ленсовета объявлены «Записки сумасшедшего». Под этим названием может скрываться что угодно — угодно выступающим, актрисе Ренате Литвиновой и композитору Олегу Каравайчуку (организаторы называют это музыкально-литературным хеппенингом). В тот же день и час в Мариинском театре раздадутся первые звуки увертюры и вскоре появится «тема склоки», центральная тема в опере «Тяжба» Светланы Нестеровой. Конечно, если порядок не поменяют, и первой не пойдет «Шпонька и его тетушка» Анастасии Беспаловой или «Коляска» Вячеслава Круглика.
Три одноактные оперы трех композиторов — победители Мариинского конкурса, прошедшего аж в 2005-м, четыре года дожидавшиеся юбилея. Конкурса притом закрытого: допущены были только ученики видных российских композиторов, по рекомендации педагога; одиннадцать человек. Задание было: камерный оркестр, без хора, поменьше солистов. Пятеро вышли к финишу, получили призы (первая премия не присуждалась), троим повезло по-настоящему. Премьерами дирижирует Валерий Гергиев, ставят же их ученики Камы Гинкаса: Антон Коваленко, Максим Кальсин, Алена Анохина, сценографы — из мастерской Эдуарда Кочергина.
Кажется, все основное в Гоголе уже спето (скажете: «Ревизор»? Так и его пару лет назад оперизировали Владимир Дашкевич с Юлием Кимом). Вот и на фестивале Мариинка показывает все имеющуюся в наличии оперно-балетную гоголевщину: «Нос» Шостаковича, недавнюю «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова и «Шинель» на музыку опять же Шостаковича. Все еще не поставленное пойдет в так называемом полусценическом исполнении: «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» и «Женитьба» Мусоргского; а «Мертвые души» Щедрина — откровенно в концертном. Досадным образом в этом списке отсутствуют «Игроки», именно что полусценически и очень удачно поставленные как-то в Мариинском Юрием Александровым (не путать с его же «Игроками-1942» в его собственном театре). С новым же композиторским поколением случилась вполне гоголевская история: среди трех избранников оказались не только два ученика одного композиторского класса Петербургской консерватории — Бориса Тищенко, но и притом супруги, Светлана Нестерова и Вячеслав Круглик. С большим отрывом в баллах они опередили остальных. «Как же вы сочиняли две конкурсные оперы на семью?» — «Каждый за своим компьютером, в наушниках, — объясняет Светлана Нестерова. — Старались не обсуждать». Это притом, что либретто писали в сотрудничестве с одной и той же Верой Куприяновой.
Третий автор, Анастасия Беспалова — из города Ревда Свердловской области, ученица Владимира Кобекина. К своей опере «Шпонька и его тетушка» г-жа Беспалова написала прелестный комментарий, в котором объяснила, что основу музыкального материала составляют цитаты из ее сочинений («Цитирую просто потому, что музыка хорошая, что добру зря пропадать?»), что из-за народных песен «колорит иногда немножко деревенский», что она пропела все вокальные партии, и «вроде удобно», но «оркестру тоже есть что поиграть и мотивчики прикольные, и ритмы, иногда трудно (пассажи там всякие): пусть музыканты не мучаются очень, пусть врут, главное, чтобы энергия сохранилась!».
Два пассажа хочется привести целиком: «Мне изначально хотелось, чтобы тетушку играл мужчина и пел баритоном или басом, такая прокуренная тетка. Чтобы он мог приподнять Шпоньку на руках при встрече! Но, как сказали умные люди, в театрах, как и в жизни, недостаток мужчин, и поручить партию женскому голосу проще».
«В финале у меня в музыке ритм очень известный используется из песни Queen «We Will Rock You», два притопа, один хлопок. Может, попробовать такую штуку сделать, пусть певцы все вместе начнут его отбивать и петь при этом, знаете, какой кач будет!»