Театральная афиша Москвы

Спектакль Сон Гафта, пересказанный Виктюком
Постановка Современник

7.8

Гафту снится Эдвард Радзинский в исполнении Александра Филиппенко

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
569

С февраля на основной сцене московского «Современника» можно видеть «Сон Гафта, пересказан­ный Виктюком» — петербургская премьера пройдет ни много ни мало на сцене БДТ. Это спектакль с Валентином Гафтом по пьесе самого Валентина Гафта. Сложносочиненная, густонаселенная, к тому же изложенная стихами фантасмагория нуждалась в изощренном режиссерском решении, и его нашел Роман Виктюк. В свое время Виктюк ставил в «Современнике» спектакль за спектаклем, но ни в одном из них — ни в «Квартире Коломбины», ни в «Адском саду» — Гафт не был занят, так что для артиста и режиссера это первая в их жизни сов­местная работа. Партнером Гафта стал Александр Филиппенко, а ак­тер Максим Разуваев взял на себя остальные роли.

Отзывы пользователей о спектакле «Сон Гафта, пересказанный Виктюком»

Фото Игорь Гринберг
отзывы:
81
оценок:
80
рейтинг:
144
9

А был ли сон на самом деле? Но как бы, то нибыло, каждый из нас может оказаться в прошлом, а люди из прошлого – в настоящем. И тогда каждый будет в ответе, кто что делал и что творил.
Эта смелая постановка Романа Виктюка, изложенная в стихах, рассказывает, как Сталин, в наше время, встречается последовательно с историком Эльдаром Радзинским (хотя под вопросом, кто он, толи историк, толи писатель), сатириком Михаилом Жванецким (вечным дежурным по России) и настоящим коммунистом Геннадием Зюгановым (что лучше для передвижения: мерседес или лошадь). Что из этого фарса получилось, смотрите сами… Единственное, хочу еще отметить великолепную игру двух великих актеров Валентина Гафта и Александра Филиппенко, где первый в пьесе выступил ведущим, на мой взгдяд (но как же, ведь это его идея), а второй ведомым, что не умоляет его значения в этом спектакле. Спешите посмотреть, тот, кто был на спектакле, меня поймет…

Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
462
1

Я хорошо отношусь к Гафту, к Виктюку и к снам (потенциальным сюжетам фантасмагорий), но почему-то именно на этот спектакль моя театральная интуиция до последнего не хотела идти, пока репертуары не поставили перед фактом: больше, дескать, смотреть сегодня нечего. И пошла, утешаясь хвалебными отзывами критики («Явно недооценённое высказывание мастеров старшего поколения…Очень серьёзно и очень витально»©МК), хотя перед спектаклем, выбирая кадр для иллюстрации, уже поняла: этим спектаклем Современник продолжает вдохновенно плодить вождей. И точно: появляясь на сцене, Валентин Гафт начинает играть… Сталина – без костюма, без грима, пытаясь только скопировать акцент и интонации, что у него получается явно хуже, чем у Кваши; Александр Филиппенко играет всех остальных. Эти двое сидят или стоят рядышком или друг напротив друга на фоне многочисленных портретов Сталина, огромного и плоского сидящего обезглавленного торса, двух таких же огромных и плоских силуэтов сталинской головы и картонных человечков, прикреплённых к стульям, разговаривают примитивными детскими стишками, и их время от времени перебивают и озвучивают то скрежетом и лязгом металлических створок-декораций, то песнями советской эпохи, то Утёсовым, то Шостаковичем. По сюжету, Сталин является заночевавшему в архиве Эдварду Радзинскому (так что это скорее сон Радзинского, пересказанный Гафтом) и спрашивает: Бог я или дьявол? «Скорее дьявол», - осторожно предполагает этот массовик-затейник от истории, но Сталин, явно придерживающийся противоположного мнения на свой счёт, и сам тут же пускается в саморазоблачение, настолько упрямо доказывая зрителю, что он действительно чудовище во плоти, что глагол «расстрелять» в разных формах звучит без малого в каждом монологе. Он даже заявляет в самом начале: «На моей совести война»… простите, товарищ, а может, всё-таки на совести Гитлера?.. Потом нашего Иосифа Виссарионыча отчитывает Жуков, и он признаёт, что несправедливо поступил с маршалом; потом он ругается со звучащей записью голоса Ахматовой, читающей своей «Реквием»; потом его посещает Зюганов и сыпет лозунгами типа «Наше главное богатство – бабы есть, но нету блядства» и «Нас вместе с вами дохера, ура-ура-ура-ура» под заглушающее их ржание и аплодисменты публики; потом он встречает Жванецкого, называющего себя «дежурным по стране» и пародирующего бессмертные гоголевские метафоры, считая себя «вторым Гоголем»… И, наконец, он, преклонив перед портретом Ахматовой колени, вроде бы превращается в какого-то Николая (уж не царя ли? А может, Бухарина?), за которого его изначально принял Радзинский, и Николай этот торжественно сообщает, что, дескать, «Теперь и мне понять пора, что Сталин – чёрная дыра» и далее в том же духе. Хэппи-энд, с облегчением подумала я, закрывая бинокль, в который давно перестала смотреть и только изредка поглядывала, однако хрен: сон Радзинского плавно перетекает в сон Сталина – вождь рассказывает, как в этом сне упал на даче с дивана, и прочая, и прочая про свои последние дни жизни (у меня тут же возникло дежа вю: либо Гафт передрал с «Чёрной ласточки», либо авторы «Чёрной ласточки» - с Гафта), и тут появляется Максим Разуваев, который раньше только декорации передвигал да кое-какие реплики от автора произносил. Сталин-Гафт принимает Порываева за Иисуса Христа, а тот в ответ разражается бойкими куплетами, начинающимися с: «Я родился после Перестройки, Сталина нашёл я на помойке»… ну, вы поняли. Перед этим «Иисусом» Сталин пытается оправдываться, но вот уже звучит запись радиосообщения о его смерти (такое же звучало и в «Ласточке»), а потом – жуткий вой. Теперь Филиппенко перевоплощается в писателя-лагерника (кощунственно было бы думать, что это Солженицын или Шаламов), объясняя Сталину, что это не волки воют, а люди стонут, долго несёт пафос… и бац – снова вместо лагерника подле Сталина маячит Радзинский, причём явно проникшийся симпатией к вождю, и, всхлипывая у него на плече, обещает всё переписать. Всё заканчивается на том, как эти двое устраиваются за трибуной, словно спёртой со съезда КПСС, и предлагают спеть гимн, но вместо гимна звучит попсовая песенка – заканчивается спустя какую-то сотню минут после начала, а мне показалось, что эта мерзкая правительственная агитка заняла часов пять по меньшей мере. Но обидно даже не за то, что цель её – преподать современной молодёжи простую истину: дескать, вот так при «совке» было плохо, и вот так сейчас нам всем хорошо; обидно не за глумёж над старыми песнями, над отличными фильмами «Весёлые ребята» и «Трактористы»; обидно не за приплетание светлого имени Ахматовой в этот вечер эстрадной пародии в духе Аншлага или Кривого зеркала; тем паче обидно не за то, что Гафт явно вознамерился своей первой пьесой неслабо оскорбить и Радзинского, и Зюганова, и Жванецкого – это их личное дело. Обидно, что такое ставят, когда ещё живы люди, которые, совершая подвиги под лозунгом «За Родину, за Сталина!», вовсе не считали себя обманутыми дураками, послушным стадом, каковым пытался представить советский народ спектакль. Одно радует: вложенные Гафтом в уста Жванецкого стишки, сначала возмутив меня, потом показались удивительно верными.

Куда ты, птица-тройка, нас несёшь?
Пора заправиться, поешь овса немного.
Потом опять скачи, авось поймёшь,
Что это кольцевая, блять, дорога

- Гласит этот куплет. И действительно: народная идеологическая мысль ходит кругами, варварски свергая старых кумиров, с энтузиазмом воздвигая новых, и снова свергая, и снова воздвигая. «До основанья… а затем?..»

18.07.2009
Комментировать рецензию

Фото Lucy_Harris
отзывы:
12
оценок:
20
рейтинг:
72
9

Странно, непонятно, настораживающе и при этом действительно великолепно.
Спектакль о России, о том, что в ней происходило, происходит и будет происходить. И все приправлено легендарным сарказмом Гафта, потрясающей сценографией и режиссурой и великой игрой великих актеров.

Фото Татьяна Мироненко
отзывы:
54
оценок:
199
рейтинг:
164
9

Возможно, группа этого спектакля долгие годы шла друг к другу. Иначе никак не объяснить то чудо, что получилось на выходе.
Блестящие актерские работы, уникальный режиссер Роман Григорьевич Виктюк!
Смотреть в обязательном порядке!

Фото Lizetta Venski
отзывы:
4
оценок:
7
рейтинг:
6
7

Сон Гафта, пересказанный Виктюком.

На самом деле, кто кому что перессказал, не очень понятно. В этом сне учавствуют все, кто только можно - от Сталина до Жванецкого, но главный герой, конечно, Сталин. Неожиданно Гафту представляется, что он Сталин и что с ним происходит в данный момент. Действия меняются довольно быстро.

Удивительно, опять же для меня как режиссера, что в спектакле принимают участие всего 2 героя, а изображают, в частности, А. Филиппенко, Эдварда Радзинского, Георгия Константиновича Жукова, Михаила Жванецкого и др., я даже не то что сосчитать не успела, не успела понять, кого они изображали.

А вторым главным героем, как я упоминала, был Александр Филиппенко, который то высоко говорил фальцетом, изображая Колю какого-то, то понижал голос, представляясь маршалом Жуковым.

«Теперь я в нем живу, а он живет во мне»

На сцене были повсюду картины со Сталиным и не только, и все время двигались, а в какой-то момент и падали. И почему-то это падение у меня ассоциировалось со смертью, как четко я увидела этот момент с Жуковым, когда буквально 2 минуты назад картину с маршалом выдвинули на сцену и Сталин был добр и ласков с ним, проовозглашая его чуть ли не королем, и вот уже спустя 2 минуты, он кричит, что - "Не быть в России двум властям!" и опрокидывает картину.

Вот так на наших глазах казалось, это не картины, а люди, которые живут и умирают, и вершит их судьбу г-н Сталин. И на протяжении всего спектакля звучат шутки, довольно смешные истории, но все же для меня осталось загадкой, что же хотел сказать нам автор...?

«Поправьте все-таки штаны, а то все прелести видны».
- «Я всё исправлю и перепишу...»

Еще один герой, сыгравший немаловажную роль, то голос "за кадром", то двигатель картин, то пришедшая революция, это актер Максим Разуваев, думаю, он понравился многим, так как можно было просто наблюдать за ним, даже издалека были видны его хорошие формы накачанности.

Надеюсь, что попаду на этот спектакль еще раз и разгадаю его загадку.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить