Театральная афиша Москвы

Спектакль Розенкранц и Гильденстерн мертвы
Постановка Другой театр

7.1

Умная пьеса

Анатолий Белый и Евгений Стычкин играют второстепенных шекспировских героев, ставших у Стоппарда главными. Для режиссера Павла Сафонова главный вопрос — где размыта граница между театром и реальностью: мы играем или это нами играют?

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1347
5

Слишком старательный театр про театр

«Другой театр», дочернее предприятие «Квартета И», существует уже три года и вот сейчас выпустил самый серьезный свой спектакль. Пьеса Тома Стоппарда, пересказавшего «Гамлета» как историю незначительных героев, — шедевр интеллектуального театра. Кастинг выше всех похвал — мхатовец Анатолий Белый, сатириконовец Григорий Сиятвинда, Евгений Стычкин, сам не слишком разборчивый в ролях, зато оцененный разборчивым Владимиром Мирзоевым. Второстепенные роли тоже играют первостатейные актеры — Валерий Горин из Театра Станиславского, ученик Погребничко Илья Окс, Денис Яковлев, известный по экспериментальным спектаклям Николая Рощина. То есть ансамбль не только удачный, но и символичный: актеры разных школ и направлений сошлись на одной площадке, чтобы обыграть шекспировский тезис «Весь мир — театр, а люди в нем актеры».

Сценограф Виктор Платонов обустро­ил пространство так, что в нем можно сыграть и Стоппарда, и — при желании — Беккета, к абсурдистской традиции которого возводят ­стоппардов­скую головоломку. Розенкранц — Стычкин и Гильденстерн — Белый, играя в орлянку рядом с одиноким условным объектом, который при желании может сойти за дерево у проселочной дороги, напоминают Владимира и Эстрагона в ожидании Годо. На заднике сцены плывут облака, на этом фоне Розенкранц с Гильденстерном видятся еще и безликими господами с полотен Магритта. Художница по костюмам ­Ев­гения Панфилова с особым тщанием отнеслась к живописным обноскам бродячей труппы и ее главы, который в списке ролей зовется просто — Актер. Она выбелила Григорию Сиятвинде лицо и обвела помадой губы — один угол вверх, другой вниз, трагедия и комедия в одном лице. Двуликая физиономия увенчана фуражкой диктатора — тут нам намекают на то, что действительность тоталитарна и не считается с малыми мира сего. У Сият­винды в спектакле ключевая роль: в его лице мир морочит голову Розенкранцу с Гильденстерном, доказывая им (и призывая публику в свидетели), что человек не хозяин своей жизни — да и смерти тоже — уже по той причине, что не в силах поверить в собственный конец. В самой эффектной сцене бродячие лицедеи буквально показывают Розенкранцу и Гильденстерну их гибель: Стычкин и Белый смотрят на то, как умирают Стычкин и Белый. Гуттаперчевые маски на лицедеях так правдоподобны, что слабонервный на месте Стычкина и Белого грохнулся бы в обморок. Но их герои скорее готовы поверить в смерть Актера, который корчится на сцене с фальшивым ­ножичком в груди, только не в собственный конец.

Словом, спектакль пункт за пунктом следует извивам стоппардовской мысли и мыслей его комментаторов. По этому многотрудному пути актерский отряд повел режиссер Павел Сафонов. В прошлом актер Вахтанговского театра, он прекрасно чувствует театральность стоппардовской пьесы, и «театр в театре» — любимая игрушка Шекспира, которую Стоппард превратил в рабочий инструмент, — актерам удался замечательно. Но Сафонов решил, что они смогут поднять еще и то, чего у Стоппарда нет и в помине, — душераздирающую драму (тут Стычкин по скромности предоставил надрываться Анатолию Белому). Стоппард, конечно, сочувствует своим героям, но вовсе не уби­вается от жалости. Пьеса больше походит на остроумную теорему: в его театре, как и в математике, к которой Стоппард относится с пиететом, особенно ценится грациозность и простота доказательства. «Другой театр» подошел к «Розенкранцу» — как тяжелоатлет к штанге с рекордным весом. Серьезная мина поднатужив­шегося физкультурника — вот что действи­тельно вызывает жалость.

Отзывы пользователей о спектакле «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»

Фото Marylyn
отзывы:
100
оценок:
136
рейтинг:
84
1

Сходили на этот спектакль в постановке "Другого театра".

Откуда восторженные отзывы? Откуда столь высокие оценки?
Я в полной растерянности по этому поводу, если честно.

Пьеса высосана из пальца, невероятно затянута. Нелепый фарс, перемежающийся изредка рассуждениями о смерти.

Постановка тоже весьма "своеобразная". Гамлет почему-то - полуэмо-полугот в женских чулках. Король с королевой - глупо и несмешно кривляющиеся комические фигуры.

Зевали мы страшно. Я лично оставалась только для того, чтобы посмотреть на Анатолия Белого, которого после "Спаса под березами" считаю талантливейшим актером.

В общем, нудно и ни о чем.

Фото Оксана
отзывы:
7
оценок:
8
рейтинг:
4
7

потрясающий спектакль в «Другом театре».

Постановка по пьесе Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», о приключениях друзей принца Гамлета - Гильденстерна и Розенкранца. По дороге в Эльсинор они встречают бродячих актеров, которые за небольшую плату предлагают сыграть для них спектакль. Тут-то и начинается…. Друзья никак не могут понять - смотрят ли они спектакль или участвуют в нем…Да и спектакль ли это…

Для меня это вторая постановка режиссера П.Сафонова (первая - антрепризный «Пигмалион»), и в одном, и в другом случае у меня к нему только одна претензия – местами затянуто. Но, так как именно здесь это не особо ощущалось, заострять внимание на этом не буду.

Прекрасный спектакль! Постоянное балансирование на грани между трагедией и фарсом, попытки героев найти логику, понять, что же происходит на самом деле, и потрясающие «стоппардовские» диалоги! И так понятно, так легко подан материал, что не только людям «с высшим образованием или просто умным» можно посоветовать его посмотреть. Кстати, не только думать и размышлять можно, но и за интересной картинкой наблюдать. Слышала в антракте высказывание «Ничего не понятно, но интересно. Особенно бродячие артисты!»

Но лично меня муки Розенкранца и Гильденстерна увлекали больше, чем экзерсисы бродячих артистов. Вот где «стоппардовские» диалоги проявляются во всей своей яркости и глубине!

Потрясающая игра актеров! Анатолий Белый оказался здесь для меня настоящим открытием! Очень редко сейчас вижу именно в мужчинах – актерах такую отдачу. Бесконечное браво, Анатолий!

Евгений Стычкин – замечательный партнер, с Анатолием дополняют друг друга прекрасно.

И Гриша Сиятвинда - не могу не отметить – хорош необычайно! Актер в роли Актера, именно таким он, наверное, и должен быть.

П.с. После спектакля прочитала в газете «Другого театра» интервью с А. Белым, в котором он говорит: «Пытаемся делать живой театр, а это самое главное. Живой, современный, с современными интонациями, с современным звучанием…»

На что я могу сказать только одно – получается…

Фото Анна А
отзывы:
23
оценок:
28
рейтинг:
14
9

Восхитительная постановка! Спектакль из тех, которые позволяют в своем сознании найти пустые ниши, с нетерпением ожидающие заполнения размышлениями. Весь первый акт вопрос : "А что тут вообще происходит?" не покидает. Сюжет нелогичен, актеры неуместны, игра на грани фарса. Но стоит начаться акту второму, как все тут же встает на свои места. Физически твое тело в зрительном зале, а вот мысли давно на сцене рядом с главными героями, и каждое их действие так и кричит: "ну вот же, вот твоя жизнь, она ничем не отличается от странствий Розенкранца и Гильденстерна, только вот каким будет итог, в отличии от них, возможность выбрать у нас еще есть, и не хочется эту возможность упускать..

Отдельного слова заслуживает игра актеров, Сиятвинда открылся для меня как гениальный драматический актер, Стычкин тоже выше всяких похвал, его реплики вызывали дрожь во всем теле, вместо Мерзликина я ожидала увидеть Анатолия Белого, и все же нисколько не разочаровалась.

Итог: пойду еще

Фото Алексей Кабанов
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
0
3

Мерзликин в роле Розенкранца это стыд. Либо режиссер не понял Розенкранца как персонажа Шекспира-Стопарда

Фото Ольга Борзова
отзывы:
33
оценок:
72
рейтинг:
24
7

"Розенкранц и Гильденстерн мертвы" - это мой второй спектакль в "Другом театре". Хочется сказать огромное спасибо этому проекту, который познакомил меня со многими достойными внимания произведениями. Спектакли этого театра не для всех, поэтому не могу поголовно всех зазывать их посмотреть. Вполне вероятно, что не понравится. Но одно совершенно точно: такие спектакли заставляют думать. С таким потрясающим актерским составом сложно представить себе на сцене халтурную поставку сомнительного содержания. Евгений Стычкин и Анатолий Белый - эти имена говорят о многом даже людям, далеким от театра.

Что касается самого спектакля, хочу повторить то, что до меня уже было сказано: перечитайте Шекспира! И желаю хорошего просмотра!)

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить