Театральная афиша Москвы

Спектакль Блаженная Ксения. История любви, Санкт-Петербург

7.0
оценить
Расписание и билеты
Театр: Блаженная Ксения. История любви, Санкт-Петербург

Смелая и виртуозная трактовка мифа о любимой петербургской святой

Лишенный сусальности, аналитический спектакль Валерия Фокина и тольяттинского драматурга Вадима Леванова о любимой святой петербуржцев разделил Питер на поклонников и ненавистников. Все едины только в отношении неистовой Янины Лакобы, которая играет Ксению всякий раз — как последний. В Москве интерес к спектаклю другой: Фокин привозит старейший театр страны, ставший при нем современным.

Место проведения

Александринский театр

Александринский театр

8.4
Большой театр с большими спектаклями
Архитектурный шедевр Карла Росси, названный в честь жены Николая I. До революции считался главной театральной площадкой империи; в историю xx века вошли постановки Мейерхольда и Вивьена. С 2003 года Александринку возглавляет столичный режиссер и менеджер Валерий Фокин, и при нем она фактически обрела статус российской «Комеди Франсез». На большой сцене идут оригинальные интерпретации классики в режиссуре самого Фокина, изощренные спектакли главного режиссера Николая Рощина, работы видных иностранцев — грека Теодороса Терзопулоса и других. На пятом этаже театра работает эффектный музей костюма и бутафории, куда можно попасть перед спектаклем и в антракте. В мае 2013 года в непосредственной близости от Александринки, между улицей Зодчего Росси и набережной Фонтанки, открылась Новая сцена — самая продвинутая в плане технического оснащения площадка в городе.
касса +7 (812) 312 15 45
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 12.00–14.00, 15.00–19.00
официальный сайт

Лучшие отзывы о спектакле «Блаженная Ксения. История любви»

Фото
отзывы:
149
оценок:
163
рейтинг:
140
3

Когда о спектакле нечего сказать - считать ли это признаком плохого спектакля?
Неудачной режиссуры или, может быть, сценария?
Не совсем понятны цели постановки.
Есть мысль о том, что любовь всеобъемлюща и может спасти душу близкого человека, но то, что у режиссера хватило сценических средств для того, чтобы выразить это - большие сомнения.
Относительно костюмов Оксаны Ярмольник к спектаклю возникло одно большое недоумение. Такое ощущение, что все взято из старых запасников театра. Где стилистически продуманные образы?
Если хотите потратить полтора часа на выслушивание воплей и лицезрение статей из Википедии на киноэкране (в начале спектакля) - идите.
Нет - просто почитайте о жизни Ксении Петербургской, думаю, для составления представления о ее личности иные материалы дадут большее представление.

5
0
9 марта 2009
Фото Maryam_
отзывы:
24
оценок:
37
рейтинг:
16
9

Если попробовать описать спектакль одним словом, то это слово - "мастерский".
Если добавить еще парочку, то "живописный" и "вызывающий".
С верхнего яруса основной сцены МХАТа было плохо видно лица актеров, но зато замечательно - продуманные композиции каждой сцены. Законченные картины, порой напоминающие Рене Магритта, сменяли друг друга. Контрастная цветовая палитра, изысканная геометрия, идеальные траектории движущихся по сцене людей, ничего случайного и лишнего, кроме, может быть песенки Димы Билана. Но это уже к вопросу о "вызывающем". Вызова в "Ксении" достаточно. К мату на сцене все уже привыкли. А вот к святым - нет.
Создателям спектакля, на мой взгляд, удалось главное - пройти по лезвию бритвы и рассказать историю жизни без однозначных трактовок и оценок. Те, кому интересна клиническая картина безумия на почве утраты, найдут характерные признаки. Те, кто хочет видеть в судьбе Ксении, добровольную святость - тоже не уйдут обиженными. Те, кому интересно понимать любовь как самопожертвование, почувствуют, что это спектакль для них. Но всяко пространство для догадок и собственных интерпретаций остается широким. Смешиваются и времена, и возможности разного понимания. Тема веры деликатно остается на усмотрение зрителя.
Правда, рассуждать в атмосфере эмоционального накала, становится трудно и не хочется. Поднимая разом самые острые и сложные темы человеческого существования - смерть, любовь, горе, предательство и отношения с Богом - спектакль обращает зрителя к глубочайшим закоулкам души.
Первые пять минут спектакля - удар поддых. Неподвижная фигура окаменевшей от горя женщины, отгороженная от зала потоком дождя, передает скорбь, которую трудно вместить. Вместо слез, которые так и не пролила Ксения, на сцене дождь и вода. А также снег - замороженные слезы. Ее выбор - отказаться от земной жизни вслед за мужем, вместо мужа - и жуток, и печален, и кажется неизбежной судьбой. Все, что происходит на сцене дальше, а происходит много интересного, - долгий промежуток между этим решением и финалом. Он заполняется историями отношений Ксении с миром живых и красочными портретами юродивой конкурентки, нагрянувшей любовницы мужа, современными паломниками, родственниками заключенных и многими другими. Но мир этот словно проступает "через тусклое стекло". И мало кто решается подойти близко к всепоглощающему горю Ксении. Оно пугает одних, завораживает других, интригует третьих. Но разделить его никто не может.
Только один персонаж Ксении действительно близок - собственная смерть. Правда, является она зачем-то в обличье а-ля агент Смит. Но уж какая есть, долгожданная. Финальный диалог Ксении и Смерти - еще один, последний удар поддых зрителям. "Многие люди не хотят меня принимать, противятся мне", - говорит смерть. Ксения потратила жизнь на то, чтобы смерть принять. И она приходит к цели. Завершается ее судьба, которую также можно только принять. Гаснет свет, остается свечение из-за щелей в кирпичной стене, за которую ушла Ксения. В этот момент зал, поставленный раньше времени на последний порог, взрывается опережающими аплодисментами. Избавляясь таким образом от последней минуты тишины в этом полумраке.
А жаль, потому что это молчание, на мой взгляд, передает то, что остается после всех эмоций и трактовок. И в нем не важно уже, святость, любовь или болезнь, миф или реальность мы увидели. Увидели жизнь, смерть и историю чужой судьбы.

3
0
4 марта 2010
Фото demosfenich
отзывы:
17
оценок:
167
рейтинг:
17
5

При всей внешней выразительности спектакль работает мыльным пузырем. Крепкая режиссура и несколько вполне выдающихся актерских работ не маскируют, а делают звеняще-очевидной пустоту материала, зачем-то имеющего чисто иллюстративный характер. Отсутствует сам предмет драматизма: ничего не происходит, никто не меняется. Юродствующие грешники по очереди проходят испытание страдающим взглядом Ксении (грандиозное соло артистки Лакобы), появляясь из темноты и в нее же уплывая. Неясным остается как эффект от этих встреч, так и природа страданий героини. Плюс довольно невнятная смычка с историческим завтра, хотя тут, подозреваю, Фокин просто чересчур урезал монтажные колкости пьесы.
В целом, конечно, обидно, потому как после "Женитьбы" хотелось и верилось в нечто гораздо более существенное, да и - что там - гораздо более про сегодняшний день. С другой стороны, с этим, возможно, у Фокина как раз и получилось, только вряд ли специально: ведь мало что описывает растерянное сегодня так, как мыльный пузырь.

2
0
1 марта 2009
Фото Оксана Васько
отзывы:
305
оценок:
482
рейтинг:
97
5
Ксения 2019. Как спектакль 10-летней давности вновь стал премьерой

Если почитать критику на этот спектакль от 2009, то зрителю, посетившему "премьеру", станет понятно, что с тех самых пор мало что концептуально изменилось, разве что состав актеров слегка пообновился: к Николаю Мартону, Сергею Паршину, Галине Карелиной примкнули молодые артисты - такие, как Анна Блинова, Николай Белин, Тимур Акшенцев и тд.

Но ...Молодая кровь не вдохнула новую жизнь в спектакль. Полноценной истории и на этот раз ни у драматурга Вадима Леванова, ни у режиссера Валерия Фокина о Ксении Петербургской, УВЫ, не получилось. Судьба святой рассказана какими-то урывками, из которых только ближе к концу полуторачасового спектакля становится понятно, что и зачем делала эта девочка в шинели, именовавшая себя именем покойного мужа, все это время на краю сцены под дождем.

Спектакль "Блаженная Ксения. История любви", прямо скажем, бледный. Нет в нем ни конфликта, ни личной драмы, а с учетом того, что актеры говорят тихо (либо отвернувшись от зрителя, либо стоя в глубине сцены), то нет еще и звука. В общем, ни присоединения, ни особливого сопереживания главной героине НИКАК не возникает.

А когда на сцену под современные мотивы выкатывает на самокате мальчика - акробат с российским флагом, в душе простого зрителя и вовсе возникает диссонанс. Этот широкий жест - дань государству российскому выглядит очень искусственно, несуразно и разрушает стабильно печальную гармонию спектакля. Век 18 и век 21 на одной сцене примириться не смогли.

Ну а если вы вдруг все-таки захотите узнать подробности жизни Ксении Блаженной, то Википедия вам в помощь. И, собственно, сам Фокин не стесняется на нее ссылаться в самом начале спектакля.

0
0
3 февраля 2019
Фото Татьяна Свешникова
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
0
1
Ужасный спектакль

После просмотра остался вопрос: "Что это только что было?". В этом спектакле я не увидела ни игры актёров, ни мысли режиссера, воплощённой на сцене. Смотреть не на что. Жаль потраченное время и деньги.

0
0
29 сентября 2018

Галерея

Главная фотография: Афиша