Театральная афиша Москвы

Спектакль Блаженная Ксения. История любви, Санкт-Петербург

7.0
оценить
Расписание и билеты

Смелая и виртуозная трактовка мифа о любимой петербургской святой

Лишенный сусальности, аналитический спектакль Валерия Фокина и тольяттинского драматурга Вадима Леванова о любимой святой петербуржцев разделил Питер на поклонников и ненавистников. Все едины только в отношении неистовой Янины Лакобы, которая играет Ксению всякий раз — как последний. В Москве интерес к спектаклю другой: Фокин привозит старейший театр страны, ставший при нем современным.

Место проведения

Александринский театр

Александринский театр

8.4
Театр, который восстал из праха
Архитектурный шедевр Карла Росси, названный в честь жены Николая I. До революции считался главной театральной площадкой империи; в историю xx века вошли постановки Мейерхольда и Вивьена. С 2003 года Александринку возглавляет столичный режиссер и менеджер Валерий Фокин, и при нем она фактически обрела статус российской «Комеди Франсез». На большой сцене идут оригинальные интерпретации классики в режиссуре самого Фокина, маститого экспериментатора Андрея Могучего (в том числе пронзительный спектакль «Счастье») и видных иностранцев — грека Теодороса Терзопулоса, поляка Кристиана Люпы и других. На пятом этаже театра работает эффектный музей костюма и бутафории, куда можно попасть перед спектаклем и в антракте. В мае 2013 года в непосредственной близости от Александринки, между улицей Зодчего Росси и набережной Фонтанки, открылась новая сцена — самая продвинутая в плане технического оснащения площадка в городе. Руководит ею Могучий.
касса +7 (812) 312 15 45
адрес
подробнее
режим работы кассы пн-вс 12.00–14.00, 15.00–19.00
официальный сайт

Лучшие отзывы о спектакле «Блаженная Ксения. История любви»

Фото Ирина Корсакова
отзывы:
149
оценок:
163
рейтинг:
142
3

Когда о спектакле нечего сказать - считать ли это признаком плохого спектакля?
Неудачной режиссуры или, может быть, сценария?
Не совсем понятны цели постановки.
Есть мысль о том, что любовь всеобъемлюща и может спасти душу близкого человека, но то, что у режиссера хватило сценических средств для того, чтобы выразить это - большие сомнения.
Относительно костюмов Оксаны Ярмольник к спектаклю возникло одно большое недоумение. Такое ощущение, что все взято из старых запасников театра. Где стилистически продуманные образы?
Если хотите потратить полтора часа на выслушивание воплей и лицезрение статей из Википедии на киноэкране (в начале спектакля) - идите.
Нет - просто почитайте о жизни Ксении Петербургской, думаю, для составления представления о ее личности иные материалы дадут большее представление.

4
0
9 марта 2009
Фото Maryam_
отзывы:
24
оценок:
37
рейтинг:
15
9

Если попробовать описать спектакль одним словом, то это слово - "мастерский".
Если добавить еще парочку, то "живописный" и "вызывающий".
С верхнего яруса основной сцены МХАТа было плохо видно лица актеров, но зато замечательно - продуманные композиции каждой сцены. Законченные картины, порой напоминающие Рене Магритта, сменяли друг друга. Контрастная цветовая палитра, изысканная геометрия, идеальные траектории движущихся по сцене людей, ничего случайного и лишнего, кроме, может быть песенки Димы Билана. Но это уже к вопросу о "вызывающем". Вызова в "Ксении" достаточно. К мату на сцене все уже привыкли. А вот к святым - нет.
Создателям спектакля, на мой взгляд, удалось главное - пройти по лезвию бритвы и рассказать историю жизни без однозначных трактовок и оценок. Те, кому интересна клиническая картина безумия на почве утраты, найдут характерные признаки. Те, кто хочет видеть в судьбе Ксении, добровольную святость - тоже не уйдут обиженными. Те, кому интересно понимать любовь как самопожертвование, почувствуют, что это спектакль для них. Но всяко пространство для догадок и собственных интерпретаций остается широким. Смешиваются и времена, и возможности разного понимания. Тема веры деликатно остается на усмотрение зрителя.
Правда, рассуждать в атмосфере эмоционального накала, становится трудно и не хочется. Поднимая разом самые острые и сложные темы человеческого существования - смерть, любовь, горе, предательство и отношения с Богом - спектакль обращает зрителя к глубочайшим закоулкам души.
Первые пять минут спектакля - удар поддых. Неподвижная фигура окаменевшей от горя женщины, отгороженная от зала потоком дождя, передает скорбь, которую трудно вместить. Вместо слез, которые так и не пролила Ксения, на сцене дождь и вода. А также снег - замороженные слезы. Ее выбор - отказаться от земной жизни вслед за мужем, вместо мужа - и жуток, и печален, и кажется неизбежной судьбой. Все, что происходит на сцене дальше, а происходит много интересного, - долгий промежуток между этим решением и финалом. Он заполняется историями отношений Ксении с миром живых и красочными портретами юродивой конкурентки, нагрянувшей любовницы мужа, современными паломниками, родственниками заключенных и многими другими. Но мир этот словно проступает "через тусклое стекло". И мало кто решается подойти близко к всепоглощающему горю Ксении. Оно пугает одних, завораживает других, интригует третьих. Но разделить его никто не может.
Только один персонаж Ксении действительно близок - собственная смерть. Правда, является она зачем-то в обличье а-ля агент Смит. Но уж какая есть, долгожданная. Финальный диалог Ксении и Смерти - еще один, последний удар поддых зрителям. "Многие люди не хотят меня принимать, противятся мне", - говорит смерть. Ксения потратила жизнь на то, чтобы смерть принять. И она приходит к цели. Завершается ее судьба, которую также можно только принять. Гаснет свет, остается свечение из-за щелей в кирпичной стене, за которую ушла Ксения. В этот момент зал, поставленный раньше времени на последний порог, взрывается опережающими аплодисментами. Избавляясь таким образом от последней минуты тишины в этом полумраке.
А жаль, потому что это молчание, на мой взгляд, передает то, что остается после всех эмоций и трактовок. И в нем не важно уже, святость, любовь или болезнь, миф или реальность мы увидели. Увидели жизнь, смерть и историю чужой судьбы.

3
0
4 марта 2010
Фото demosfenich
отзывы:
17
оценок:
167
рейтинг:
19
5

При всей внешней выразительности спектакль работает мыльным пузырем. Крепкая режиссура и несколько вполне выдающихся актерских работ не маскируют, а делают звеняще-очевидной пустоту материала, зачем-то имеющего чисто иллюстративный характер. Отсутствует сам предмет драматизма: ничего не происходит, никто не меняется. Юродствующие грешники по очереди проходят испытание страдающим взглядом Ксении (грандиозное соло артистки Лакобы), появляясь из темноты и в нее же уплывая. Неясным остается как эффект от этих встреч, так и природа страданий героини. Плюс довольно невнятная смычка с историческим завтра, хотя тут, подозреваю, Фокин просто чересчур урезал монтажные колкости пьесы.
В целом, конечно, обидно, потому как после "Женитьбы" хотелось и верилось в нечто гораздо более существенное, да и - что там - гораздо более про сегодняшний день. С другой стороны, с этим, возможно, у Фокина как раз и получилось, только вряд ли специально: ведь мало что описывает растерянное сегодня так, как мыльный пузырь.

2
0
1 марта 2009
Фото Татьяна Свешникова
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
0
1
Ужасный спектакль

После просмотра остался вопрос: "Что это только что было?". В этом спектакле я не увидела ни игры актёров, ни мысли режиссера, воплощённой на сцене. Смотреть не на что. Жаль потраченное время и деньги.

0
0
29 сентября 2018
Фото Nastja Verhalancova
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
0
1

Спектакль нам не то ,чтобы не понравился,мы просто не поняли задумки,назовём-это так!Игра актёров достойна похвалы,но некоторые сцены были непонятны.
Исполнители ролей,ну мы не на спектакль шептунов пришли!Сидя в 6 ряду,приходилось прислушиваться ,боюсь спросить,что было слышно,сидящим на галёрке?
И ещё!Давайте уважать друг друга !
Бабушки,СОСУЩИЕ леденцы,хватит шелестеть фантиками во время спектакля!
Люди,кашляющие,болеющие!Сидите пожалуйста дома,ваши кхе-кхе через каждые 5 минут и сморканиес в платочикс-это тихий ужас!
И отключайте свои телефоны!!!

0
0
25 ноября 2015

Галерея