Театральная афиша Москвы

Спектакль Ксения. История любви

6.9

Смелая и виртуозная трактовка мифа о любимой петербургской святой

Лишенный сусальности, аналитический спектакль Валерия Фокина и тольяттинского драматурга Вадима Леванова о любимой святой петербуржцев разделил Питер на поклонников и ненавистников. Все едины только в отношении неистовой Янины Лакобы, которая играет Ксению всякий раз — как последний. В Москве интерес к спектаклю другой: Фокин привозит старейший театр страны, ставший при нем современным.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
569
9

Излюбленный миф петербуржцев в интерпретации чужаков

Почти за месяц до фестиваля «Золотая маска» показывает первый спектакль из своего конкурса — постановку Валерия Фокина в Александринском театре по пьесе тольяттинского ­драматурга Вадима Леванова. На премьере «Ксении» — имеется в виду самая популярная в Петербурге святая — многие оказались оскорблены в лучших чувствах. Ждали матушку Ксеньюшку-заступницу с иконки, а явилось нечто в высшей степени неприличное. Худенькое существо (коротко стриженная голова, бе­лая рубашонка) бежит к авансцене и падает без чувств. То, что корчится на полу в каких-то замедленных конвульсиях, — не мужчина и не женщина, гуманоид. Наконец странные движения обретают смысл — это пластика зародыша, выбирающегося на свет божий из яйца. Существо встает на тоненькие ножки со сло­вами: «А Андрей Федорович не умер. Это жена его умерла, Ксеньюшка» — и принимается мерить сцену мужицкими шагами. Потом возникают сюртук с металлическими пуговицами (покойный муж Ксении служил полковником в правление Елизаветы Петровны) и прожигающий взгляд воспаленных, измученных слезами и бессонницей глаз. Взгляд этот действует на публику так же, как и на героев спектакля: под ним не просто неуютно — он продирает до костей. Юная актриса Янина Лакоба существует на сцене так, как актеры театра Додина, — без кожи. Но у Додина эти «оголенные» акте­ры живут в рамках узнаваемой реальности, а Фокин поместил Лакобу в пространство добровольного ада, неизменного во времени. Это поразительно точное определение природы мучениче­ства — полный уход от привычной, повседневной логики, от тысячи мелочей, отвлека­ющих от главного. Взгляд Ксении сканирует сознание и душу, и все грехи без разбора она берет на себя, оплакивает и отмаливает. Поэтому она так часто припадает к сцене всем своим существом — тяжесть ее креста ей не по силам. Да и что это за крест, который по силам?

«Ну так что ж тут оскорбляться?» — спросите вы резонно. Тут ведь хвала, а не хула святости. Но дело в том, что Фокин — далеко не лирик. И в его спектак­ле есть и еще один взгляд — беспощадный взгляд толпы. И она-то в Ксении диагностирует психическое нездоровье. Иногда толпа растягивается в очередь за блокадной пайкой вдоль задней стены с колоколами. Иногда — распадается на группки: стайка кумушек трясет кошельками у воображаемого церковного прилавка. Иногда — на отдельных характерных лиц. Роскошный блоковский «товарищ поп», которого в три штриха создает Игорь Волков, гулящая девка, бывшая полюбовница Андрея Федоровича (Александра Большакова), кликуша-эпилептичка (Светлана Смирнова), некто Салтыков в сопровождении двух секью­рити, который называет себя Агасфером (Сергей Паршин), — каждый из них рядом с тщедушной Ксенией выглядит великаном, и в лице каждого ­убогая реальность ведет с ней дуэль. Те, кто попроще, истомившись, затихают на плече юродивой; те, кто полукавей, топчут ее нещадно.

Логика социального мифа цинична во все времена. Героя надо уничтожить, чтобы ничто (и прежде всего он сам) не мешало писать икону, которая уживется в сознании с песнями Билана и с голливудским образом смерти в солнцезащитных очках. И то и другое есть в спектакле, и Фокин, кажется, готов к тому, что в окно его кабинета полетят камни. Он поставил на редкость мужественный спектакль о массовом сознании и в пику ему. Спектакль, в котором герой — есть.

Отзывы пользователей о спектакле «Ксения. История любви»

Фото Maryam_
отзывы:
24
оценок:
37
рейтинг:
15
9

Если попробовать описать спектакль одним словом, то это слово - "мастерский".
Если добавить еще парочку, то "живописный" и "вызывающий".
С верхнего яруса основной сцены МХАТа было плохо видно лица актеров, но зато замечательно - продуманные композиции каждой сцены. Законченные картины, порой напоминающие Рене Магритта, сменяли друг друга. Контрастная цветовая палитра, изысканная геометрия, идеальные траектории движущихся по сцене людей, ничего случайного и лишнего, кроме, может быть песенки Димы Билана. Но это уже к вопросу о "вызывающем". Вызова в "Ксении" достаточно. К мату на сцене все уже привыкли. А вот к святым - нет.
Создателям спектакля, на мой взгляд, удалось главное - пройти по лезвию бритвы и рассказать историю жизни без однозначных трактовок и оценок. Те, кому интересна клиническая картина безумия на почве утраты, найдут характерные признаки. Те, кто хочет видеть в судьбе Ксении, добровольную святость - тоже не уйдут обиженными. Те, кому интересно понимать любовь как самопожертвование, почувствуют, что это спектакль для них. Но всяко пространство для догадок и собственных интерпретаций остается широким. Смешиваются и времена, и возможности разного понимания. Тема веры деликатно остается на усмотрение зрителя.
Правда, рассуждать в атмосфере эмоционального накала, становится трудно и не хочется. Поднимая разом самые острые и сложные темы человеческого существования - смерть, любовь, горе, предательство и отношения с Богом - спектакль обращает зрителя к глубочайшим закоулкам души.
Первые пять минут спектакля - удар поддых. Неподвижная фигура окаменевшей от горя женщины, отгороженная от зала потоком дождя, передает скорбь, которую трудно вместить. Вместо слез, которые так и не пролила Ксения, на сцене дождь и вода. А также снег - замороженные слезы. Ее выбор - отказаться от земной жизни вслед за мужем, вместо мужа - и жуток, и печален, и кажется неизбежной судьбой. Все, что происходит на сцене дальше, а происходит много интересного, - долгий промежуток между этим решением и финалом. Он заполняется историями отношений Ксении с миром живых и красочными портретами юродивой конкурентки, нагрянувшей любовницы мужа, современными паломниками, родственниками заключенных и многими другими. Но мир этот словно проступает "через тусклое стекло". И мало кто решается подойти близко к всепоглощающему горю Ксении. Оно пугает одних, завораживает других, интригует третьих. Но разделить его никто не может.
Только один персонаж Ксении действительно близок - собственная смерть. Правда, является она зачем-то в обличье а-ля агент Смит. Но уж какая есть, долгожданная. Финальный диалог Ксении и Смерти - еще один, последний удар поддых зрителям. "Многие люди не хотят меня принимать, противятся мне", - говорит смерть. Ксения потратила жизнь на то, чтобы смерть принять. И она приходит к цели. Завершается ее судьба, которую также можно только принять. Гаснет свет, остается свечение из-за щелей в кирпичной стене, за которую ушла Ксения. В этот момент зал, поставленный раньше времени на последний порог, взрывается опережающими аплодисментами. Избавляясь таким образом от последней минуты тишины в этом полумраке.
А жаль, потому что это молчание, на мой взгляд, передает то, что остается после всех эмоций и трактовок. И в нем не важно уже, святость, любовь или болезнь, миф или реальность мы увидели. Увидели жизнь, смерть и историю чужой судьбы.

Фото Ирина Корсакова
отзывы:
152
оценок:
164
рейтинг:
153
3

Когда о спектакле нечего сказать - считать ли это признаком плохого спектакля?
Неудачной режиссуры или, может быть, сценария?
Не совсем понятны цели постановки.
Есть мысль о том, что любовь всеобъемлюща и может спасти душу близкого человека, но то, что у режиссера хватило сценических средств для того, чтобы выразить это - большие сомнения.
Относительно костюмов Оксаны Ярмольник к спектаклю возникло одно большое недоумение. Такое ощущение, что все взято из старых запасников театра. Где стилистически продуманные образы?
Если хотите потратить полтора часа на выслушивание воплей и лицезрение статей из Википедии на киноэкране (в начале спектакля) - идите.
Нет - просто почитайте о жизни Ксении Петербургской, думаю, для составления представления о ее личности иные материалы дадут большее представление.

Фото demosfenich
отзывы:
17
оценок:
167
рейтинг:
18
5

При всей внешней выразительности спектакль работает мыльным пузырем. Крепкая режиссура и несколько вполне выдающихся актерских работ не маскируют, а делают звеняще-очевидной пустоту материала, зачем-то имеющего чисто иллюстративный характер. Отсутствует сам предмет драматизма: ничего не происходит, никто не меняется. Юродствующие грешники по очереди проходят испытание страдающим взглядом Ксении (грандиозное соло артистки Лакобы), появляясь из темноты и в нее же уплывая. Неясным остается как эффект от этих встреч, так и природа страданий героини. Плюс довольно невнятная смычка с историческим завтра, хотя тут, подозреваю, Фокин просто чересчур урезал монтажные колкости пьесы.
В целом, конечно, обидно, потому как после "Женитьбы" хотелось и верилось в нечто гораздо более существенное, да и - что там - гораздо более про сегодняшний день. С другой стороны, с этим, возможно, у Фокина как раз и получилось, только вряд ли специально: ведь мало что описывает растерянное сегодня так, как мыльный пузырь.

Фото Nastja Verhalancova
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
0
1

Спектакль нам не то ,чтобы не понравился,мы просто не поняли задумки,назовём-это так!Игра актёров достойна похвалы,но некоторые сцены были непонятны.
Исполнители ролей,ну мы не на спектакль шептунов пришли!Сидя в 6 ряду,приходилось прислушиваться ,боюсь спросить,что было слышно,сидящим на галёрке?
И ещё!Давайте уважать друг друга !
Бабушки,СОСУЩИЕ леденцы,хватит шелестеть фантиками во время спектакля!
Люди,кашляющие,болеющие!Сидите пожалуйста дома,ваши кхе-кхе через каждые 5 минут и сморканиес в платочикс-это тихий ужас!
И отключайте свои телефоны!!!

Фото Катерина
отзывы:
55
оценок:
54
рейтинг:
29
7

Спектакль сложный, не для всякого зрителя.
Одно то, что он заставляет задуматься о жизни, стоит того, чтобы сходить на него.
Янина Лакоба полностью вся в роли, она проживает её от первой минуты до последней.
Смотришь - и веришь...во всё, что происходит на сцене.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить