Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 4.5 из 5

Голосов: 35

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

В Студии театрального искусства вышла «Река Потудань» Андрея Платонова. Эта новелла о любви легла в основу первого фильма Сокурова («Одинокий голос человека»); недавно зрители фестиваля «Золотая маска» могли видеть замечательную инсценировку питерского Театра кукол под названием «Потудань». В СТИ Платонова на малой сцене ставит Сергей Женовач.

Рецензия «Афиши»

Оценка: 4 из 5
Спасибо! 1
Елена Ковальская

980 рецензий · 297 оценок · 1340 спасибо

Камерная премьера «женовачей»

В новом театре-студии на улице Станиславского «Потуданью» открылась малая сцена, хотя «сцена» — не то слово. Малая сцена — большая высокая комната. Кирпичная кладка, черный деревянный пол. Вдоль трех стен стоят деревянные табуреты для зрителей. К четвертой стене прислонены высокие доски. На каждой доске, как и на каждом табурете, — порядковый номер. Выходит, каждая ­доска — это будущий табурет. Об этом,... Показать полностью

Камерная премьера «женовачей»

В новом театре-студии на улице Станиславского «Потуданью» открылась малая сцена, хотя «сцена» — не то слово. Малая сцена — большая высокая комната. Кирпичная кладка, черный деревянный пол. Вдоль трех стен стоят деревянные табуреты для зрителей. К четвертой стене прислонены высокие доски. На каждой доске, как и на каждом табурете, — порядковый номер. Выходит, каждая ­доска — это будущий табурет. Об этом, грубо говоря, и сам спектакль Сергея ­Женовача.

Заслоненную досками стену пересекает длинная кривая выбоина. Подсвеченная, она видится той самой рекой Потуданью, на берегу которой живут герои Платонова. Сюда возвращается с Гражданской молодой Никита, здесь находит Любу, которую любит так сильно и нежно, что не в силах «мучить ее ради своего счастья» — то есть любить ее в прямолинейном смысле. Однажды ночью он ус­лышит ее сдавленный плач и убежит куда глаза глядят, после чего Люба пойдет к реке топиться. Ее спасут, и когда Никита узнает о ее муках, он примчится к ней, и тут-то «жестокая, жалкая сила» придет к нему.

В спектакле Сергея Женовача отчетливо читается едва ли не главный платоновский сюжет. Платонов пишет о смерти; как завороженный, он вглядывается в сам процесс умирания, будь то омертвение революционной утопии, иссякание жизни в счастливой Москве или — как в «Потудани» — превращение, окоснение чувства. Вернувшийся с другого берега Потудани Никита «не узнает от сво­ей близкой любви с Любой более высшей радости, чем знал ее обыкновенно».

Само название реальной речки — Поту­дань — звучит у Платонова эхом имени мифологической Леты.

Женовач и его сценограф Александр Боровский нашли для платоновского сюжета выразительную метафору: устремленное ввысь необработанное дерево постепенно вытесняется со сцены мебелью. Никита с отцом одну за другой выносят за дверь доски, которые чуть погодя возвращаются то крепко сработанным комодом, то детским стулом. Почти живая еще материя приобретает законченную форму, равно как и любовь Никиты приобретает форму, более удобную для материальной жизни. Оформление есть разновидность умирания — похожее происходит тут и с платоновской прозой, то же со ­вре­менем неизбежно произойдет и с самим спектаклем.

На сцене трое — молодые Мария Шашлова и Андрей Шибаршин, а также старый товарищ Женовача Сергей Качанов, его король Лир из спектакля на Малой Бронной. Их кроткие герои не в силах выразить своих чувств в словах, да и не берутся. Их немота красноречиво описана в платоновском повествовании, но Женовач оставляет актерам почти одни только диалоги, предоставляя им сыграть и чувства, и саму немоту, то, как старик «молчал около сына в скромном недоумении своей любви к нему», и то, как Люба «смот­рела на него утомленными глазами, полной терпеливой доброты, словно добро и счастье стали для нее тяжким трудом».

Спектакль только рождается, и, не наработав еще подпорок, актеры временами скатываются в привычную и хорошо известную милоту, но в иные моменты поднимаются до большой и значительной простоты. Со временем он, надо думать, вполне оформится и когда-нибудь — если следовать его собственной логике — сможет превратиться в изящную, тонко сработанную вещь. Вроде шифоньера, в который превращаются доски номер 64, 65 и 66. Так что — спешите видеть, пока время не сделало свою черную работу.

Скрыть

Лучшая рецензия
Оценка: 3 из 5
Спасибо! 1
Владимир Безваль

49 рецензий · 41 оценка · 75 спасибо

Непонятушки перепрятушки

Зачем вводить толпу зрителей в атмосферу 20-х ещё в фойе, когда отзывается в действии и перекликается с утробным журчанием зрителя только вареная картошка?

От какой такой любви ушел на три месяца главный герой и о чем она плакала в шкафу?

Почему это камерный спектакль на 30 мест вдоль стены, а не игра на сцене для первых 10 рядов, и в чем сокрыта камерность, в натуральных актерских слезах?

Почему он с ней спать не может, а? И думает зритель,... Читать полностью

Отзывы пользователей

Оценка: 4 из 5
Георгий Свиридов

1 рецензия · 1 оценка · 0 спасибо

Отличный спектакль. YMMV:)

Из впечатлившего:
1. Неожиданно сильный сюжет. Я книжку не читал и по воспоминаниям от школьного котлована ожидал увидеть абсурдистскую хрень. А увидел очень чистую, не загруженную лишними деталями историю о людях во тьме и без возможности из нее выбраться.
2. Платоновский язык причесали
3. Актеры. Шашлова очень хорошая, в дополнение к отличной игре у нее еще физика придает достоверности постоянному чувству голода у главной героини. Качанов играет роль... Читать полностью

Оценка: 4 из 5
Геннадий Колосов

42 рецензии · 141 оценка · 42 спасибо

Три персонажа в поисках счастья.
Так долго мечтал увидеть спектакль Студии театрального искусства, что и не мог поверить в свое Счастье. Но оно случилось. Мне нравятся спектакли Сергея Васильевича, мне нравится его театр, его эстетика. Этот спектакль не исключение. "Река Потудань" мне понравилась, но не более. По окончании спектакля я не испытал катарсиса.
Атмосфера, которую создают с самого начала, а точнее, еще до начала спектакля, дает надежду на... Читать полностью

Оценка: 5 из 5
Елена Олейник

25 рецензий · 25 оценок · 17 спасибо

Инсценировка прозы Платонова – дело непростое. Трудно представить себе более несценичную литературу. И, тем не менее, периодически за это кто-то берется. Решился и Сергей Женовач, тем более что «Река Потудань» - рассказ замечательный, полный тонкой лирики и сдержанного драматизма. Для начала он попытался создать атмосферу времени в фойе: там играет гармошка, а зрителей угощают картошкой в мундирах, черным хлебом с сальцем и чаем в жестяных кружках. Но это игра, фокус, абсолютно... Читать полностью

Все рецензии 6

Из первых рук «Люди слишком верят в свою уникальность»: легко ли быть редактором «Подслушано»

Космический квест, который точно понравится детям

Масштабные игры для больших команд

Игровые площадки для лучшего торжества

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Декабрь — традиционное время подведения итогов. Так, словарь Уэбстера провозгласил словом года...

Орехокол, ножи, блюда, мельница для перца, доски и игрушечный суши-набор — «Афиша Daily» выбрала 10...

Взлеты и падения первых супермоделей, вражда между дизайнерами, работа в Condé Nast изнутри и мода...

Олдскульная графика, новая искренность и больной моушен-дизайнер....