Спектакль в Санкт-Петербурге

Спектакль в Санкт-Петербурге Лерка

Постановка Театр-фестиваль «Балтийский дом»

Выбор «Афиши»
5.5
© Афиша
Смешная и страшная, трагическая история девчонки с нашего двора по текстам Василия Сигарева (режиссера и сценариста кинофильмов «Волчок», «Страна Оz» и других). То, что происходит на сцене, оглушает, шокирует и пронзает до глубины души, выворачивая ее наизнанку и обнимая с невероятной нежностью. Десять лет в жизни России. Десять лет в жизни героев. Что случится с каждым из них, как время поменяет их судьбы, удастся ли им, несмотря ни на что, сохранить себя… Это ответы на вечный вопрос из песни Юрия Шевчука: так «что же будет с Родиной и с нами?»
Предоставлено организатором
Возраст18+
Продолжительность3 часа 25 минут, 1 антракт

Участники

  10

Специальные предложения

Рассрочка СберБанка на 3 месяца
Скачать приложение
Подарочные сертификаты

Место проведения

Рецензия «Афиши» на спектакль

9Из жизни насекомых

Петербургские спектакли режиссера Прикотенко, выпущенные десятилетие назад, до сих пор числятся участниками негласного театрального хит-парада: и «Эдип-царь», рифмующий античный экстаз и современную дискотеку, и «Слуга двух господ», где Гольдони органично соседствует с Виктором Цоем. Поруководив Рижским русским театром, Андрей Прикотенко ныне рассматривает предложение о должности главрежа театра «Балтийский дом». Спектакль «Лерка» — его первый творческий опыт на этой площадке, который помимо ­художественных преследовал задачи коммуникативные. Выполнены оказались и те и другие, причем именно процесс ­налаживания связей чисто человеческих — и героев друг с другом, и режиссера с артистами и потенциальными зрителями — превратился в сюжет спектакля.

Исходный материал Прикотенко взял у драматурга Василия Сигарева. Последнему семь лет назад прочили славу нового Шукшина (в России его наградили Антибукером, в Англии сам Том Стоппард вручил престижный Evening Standard), спустя три года журили за излишнюю угодливость публике, а теперь вот втащили в светскую тусовку, вручив Гран-при «Кинотавра» за дебютный фильм «Волчок». Прикотенко выбрал три сигаревских пьесы и произвел с ними занятную манипуляцию. С согласия драматурга он соединил их в одну, и истории трех совершенно разных женщин превратились в ломаную линию судьбы единственной героини Валерии. Судьба приготовила Лерке столько испытаний, что хватило бы на сюжет для большого сериала: в первом действии — юная вокзальная проститутка с широкой русской душой («Божьи коровки ­возвраща­ются на землю»), во втором — сильно беременная челночни­ца, втюхивающая аборигенам русской глубинки китайские тостеры («Черное молоко»), в третьем — блаженная, потерявшая мужа и дочь и готовая разделить ложе с каждым, кто явится ей в очках любимого супруга, чем, разумеется, пользуются все местные отморозки («Фантомные боли»). Но в том-то и дело, что режиссер действие не растягивает, а предельно концентри­рует — во-первых, и наполняет весьма условный сюжет до боли узнаваемыми деталями — во-вторых.

Прелюдией к первой части истории служит звучащее из радиоприемника заявление ГКЧП, вторую предваряет репортаж о штурме Белого дома, третью — прощальная новогодняя речь Бориса Ельцина. Обстановка — тот самый обшарпанный комод и те самые продавленные кресла, которые теперь стоят на наших дачах. А главное, что кроме присказки про божью коровку, которую всякий в детстве запускал на небо, герои — по во­ле исключительно режиссера — то и дело ввертывают в текст цитаты из советских мультфильмов. Тут вроде бы уместно пожурить Прикотенко за излишнюю сентиментальность, но прием неожиданно срабатывает. В 1991 году, когда мать заставляла Лерку спать со своим сожителем, а Леркин друг Дима, чтобы прокормиться, воровал нержавеющие надгробия на ближнем кладбище, я лично училась на втором курсе театрального института. Но детсадовские радости у меня с героями общие, их зовут Бонифаций, Чебурашка, Львенок и Черепаха и так далее. В зал будто транслируется призыв «Мы с тобой одной крови!», и не в последнюю очередь потому, что актеры на застольном расстоянии от публики (и помост для игры, и трибуны для зрителей размещаются на сцене) выдают эмоциональную ­«десятку».

Чего у драматурга Сигарева не отнимешь, так это и впрямь шукшинского дара обрисовывать характеры речевыми штрихами — типовыми словечками и присказками. Шукшинские персонажи, правда, выражались литературно, а сигаревские используют примитивный новояз, как то: «иди пинай», «все пироги» и совсем уж неблагозвучные междометия. Но они так ловко увязаны в диалоги, что ни прибавить, ни отнять. И артисту достаточно начать произносить текст, а сочные интонации и рельефная форма уже тут как тут. Вот и выходит, что где бы Сигарева ни ставили, как бы ни ругали ситкомовскую фабулу, но что ни спектакль — то актерское открытие, да и не одно. В спектакле «Балтдома» мощная самобытная актриса Ульяна Фомичева (Лерка), Тарас Бибич (хамоватый, но любящий муж героини Левчик), Наталья Индейкина (вокзальная буфетчица, сыгранная с довлатовской иронией), Зинаида Афанасенко, Наталья Нестерова и Клавдия Белова, не по-эстрадному содержательно воплотившие троицу обманутых старушек, Игорь Мосюк (один из царьков перестроечного лихолетья, бросающий свое «Да без проблем!», точно ножичек о стену), Антон Багров (друг Дима, и на чеченской бойне умудрившийся не утратить человеческого лица) — все они играют своих героев так, как в свое время блистательные артисты «Современника» играли персонажей горьковского «дна»: снисходительно и сочувственно, как людей, которым не повезло, но у которых тоже есть шанс пережить чувства, что кружат голову, как в детстве карусель.

21 июля 2009
3

Спектакль ужасный. Бредятина полная. Если и была какая-то философская идея, то ее такими приемами и способами не передать... Мат-перемат на сцене, надо себя не уважать, чтобы такое слушать. Шутки есть, но они ниже уровня ПТУ. Как можно среди этой ругани упоминать Бога!
Из актеров сыграла буфетчица во втором действии, сразу видно профессиональная актриса! Ей браво! Интересно, а у остальных актеров есть ли высшее образование? Такой же вопрос возникает и к режиссеру-постановщику.
Совсем не значит, что если люди живут в глубинке, то употребляют такой лексикон, даже выходцы из неблагополучных семей. Посмотрите спектакль театра-студии Светланы Крючковой "Домой!" - вот это вещь!! Там в конце стоило встать, люди рыдали. Здесь же просто собрали всю грязь, да еще и утрированно. Роли можно было не учить, а нести жаргонную отсебятину.
Также спектакль не стоит тех денег, которые за него просят.
Кому-то понравилось, ну что ж, каждому своё, у всех свой культурный уровень. Театр-это храм культуры, где хочется отдохнуть, а не слушать примитивную брань.
Неужели народ так деградировал?

6 июня 2012
7

Я трижды плакала в театре: на "Пиковой даме", "Семьянюках" и сегодня..на "Лерке"..

Это просто что-то невероятное, сюр! Это все те ж шекспировские страдания, но на фоне 90-х годов, я остро вспоминала юность и тусовки, бесбашенность, как я в пьяном угаре включила огнетушитель, всегда хотела посмотреть как он работает, так вот как он работает увидели и запомнили все, кроме меня, нет я видела, но ничего не помню, понимаю, что это не важно, но ведь важно то, что этот спектакль будит эти воспоминания, он просто живой, весь, от начала до конца я чувствовала возраст взрослеющей героини
Это просто фантастика, все, все, все, все!!! Костюмы, подбор актеров, музыка, декорации, актеры, снова актеры и сама пьеса, слепленная из трех.
Захлебываюсь эмоциями, мне хотелось бы, чтобы каждый увидел (и срочно) это чудо. Это живой организм, а не спектакль, он дышит, он заставляет остро чувствовать

17 января 2013
9Подлинный театр, без вранья. Комедия с горькой сердцевиной.

Что искренне радует в спектакле – это образы. Просто диву даёшься, как всем этим интеллигентным (без сомнения) артистам удаётся так правдиво передать содержание мыслей и чувств обитателей российской глубинки. Сколько труда стоило, должно быть, человеку, привыкшему думать над каждой фразой, научиться выдавать непрекращающийся поток пестрейших ругательств пополам с матом по любому поводу. Результат – безоговорочное доверие зрительного зала тому, что происходит на сцене.

Поначалу кажется, что происходит там обычный ситком. Но глядь... Не совсем обычный. В ситкоме, как в мультфильме, мы бы весело посмеялись и над наркоманом, который всеми правдами и неправдами пытается занять денег на дозу, и над простым парнем, который готов броситься с балкона из-за столичной вертихвостки, и над челночницей, которую роды застали врасплох на захолустной железнодорожной станции. Здесь зритель и смеётся и плачет одновременно. Смеётся, потому что это ужасно смешно, и плачет, оттого что слишком всё настоящее. Хочется крикнуть: «Это же живые люди, они заслуживают лучшей доли!»

Должно быть не зря режиссёр то и дело возвращает героев в детство – в тот момент, когда «ещё неизвестно, что вырастет». Детьми-то все были одинаковыми, все смотрели одни и те же мультфильмы... И жизнь обещала быть сплошной чередой удач и новых друзей. Горький, ох, горький вывод напрашивается...

Красной линией через спектакль проходят телевизионные сообщения о распаде СССР, об августовском путче и т.д. Взят определённый период российской истории. При этом сюжет вроде бы и привязан к этим событиям (свободный рынок, война в Чечне), а вроде бы это и не так принципиально. Даже непонятно, не то режиссёр обвиняет во всём власть, не то хочет лишний раз подчеркнуть, что жизненная трагедия этих людей запрограммирована и мало зависит от того, что происходит «наверху».

3 марта 2012
9

Вы собрались в театр, но хочется чего-то свеженького? Фокин вам нравится, но вы считаете его работягой? Хочется чего то искреннего и добро-плаксивого? И вы все еще верите, что это можно найти в театре? Хотите посмеяться от души и поплакать «не долго думая»? Тогда ваш долг перед обществом попасть на спектакль «Лерка» 10 июня в «Балтийском доме».
Вам не понравится этот спектакль только в том случае, если вы циник и у вас не было детства или вы не боитесь будущего.

Детище режиссера Андрея Прикотенко, лауреата «Золотой маски» и «Золотого софита» (кого-то может порадовать уже эта фамилия). Исходный материал Прикотенко взял у драматурга Василия Сигарева, лауреата российской премии «Антибукер» (а кого-то эта).
Прикотенко выбрал три сигаревских пьесы и произвел с ними некие метаморфозы. С согласия драматурга он соединил их в одну, и истории трех совершенно разных женщин превратились в ломаную линию судьбы героини Валерии. Бедолага-подросток с романтическими надеждами— в «Божьих коровках». Ожидающая ребенка женщина, которая втюхивает привокзальному люду китайские тостеры — в «Черном молоке». В «Фантомных болях» — блаженная, потерявшая мужа и дочь и готовая разделить ложе с каждым, кто явится ей в очках любимого супруга, чем, разумеется, пользуются все местные отморозки. С легкой руки режиссера судьба Лерки наполнилась таким количеством испытаний, что хватило бы на сюжет для большого сериала о 90-х. Но режиссер действие не растягивает, а предельно концентрирует. Нам грустно, но очень смешно. Персонажи живые, оттого и смешные. И судьбы у них тоже живые, оттого и грустные.
Режиссер использовал банальный, но действенный прием — каждого героя можно отличить по его личной присказке. А настоящим выстрелом в спину становятся цитаты из советских мультиков, ловко вкрученные в текст. Большую роль для слезовыжималки играет и то, что актеры на застольном расстоянии от публики (и помост для игры, и трибуны для зрителей размещаются на сцене).
Говорят, что костяк актерского состава Прикотенко уже проверял в деле. Точной информации у меня нет. Знаю только о дуэте Багров — Фомичева. Они и в «Моем бедном Марате» играют влюбленных. Но дольше всех вы будете вспоминать буфетчицу в исполнении Натальи Индейкиной. Смешнее буфетчицу мир еще не видел. В 2009 г. за эту роль актриса была удостоена Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в Номинации «Лучшая женская роль второго плана».
Руки чешутся рассказать сюжет в подробностях и по два раза пересказать все комичные моменты, но это было бы нечестно.

Ставит точку в спектакле песня «Куда уходит детство» в исполнении Пугачевой. Тут вроде бы уместно приписать Прикотенко излишнюю сентиментальность, но прием срабатывает на сто процентов.

Я вам гарантирую одно - из театра вы выйдете с улыбкой на лице.

8 июня 2011
9

За последние пять лет - это лучшее что я видел в театре. Зрители под конец плачут, плачут от того, что им показали какая жизнь. Мы все живем в большом городе и нам всем понятно - что мы суки и живем по сучьим правилам. Оттого слова Лерки так сильно цепляют! Здорово!

10 марта 2011
Все отзывы
9 спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
9
спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
9 спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
11 спектаклей мая
11
спектаклей мая
11 спектаклей мая
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость