Драматический |
12+ |
Мусалим Кульбаев |
2 часа 20 минут, 1 антракт |
Война – это событие, которое нельзя забыть, его необходимо осмыслить. Постановка Молодежного театра по повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» словно каленым железом выжигает в сознании вопрос «Зачем?».
Подмосковье, детский дом, длинная дорога на поезде, Кавказ, горы, война – все это уместилось на камерной сцене театра. Как? С помощью простой, но очень действенной находки режиссера: повествование строится по принципу матрешки или слоеного пирога, когда мы то оказываемся вместе с современными беспризорниками в заброшенном кукольном театре, то переносимся вместе с братьями Кузьмёнышами в далекий 1944 год, то пытаемся выяснить, что же с ними произошло на самом деле, на военном допросе.
При этом содержание повести Приставкина передается практически без изменений. Более того, произведение наполняется новыми смыслами – беспризорники наших дней слушают радиосводки: «погибшие и раненые с мест военных действий продолжают поступать». История нас ничему не научила.
Вместо обозначения жанра создатели спектакля поместили на афише подзаголовок «История одного детства». И на самом деле, драма – слишком узкое понятие для этой постановки. «Ночевала тучка золотая» рассказывает о страшном – о войне. О самом страшном – о детях на войне:
«– А зачем они стреляют? Ты понимаешь?
– Нет, не понимаю. Я думаю, что никто не понимает».
А вы понимаете, из-за чего была война в Афганистане? Зачем было нужно проводить Чеченские кампании? Для чего США вторглись в Ирак? Почему столько лет воюют Израиль и Пакистан? Понимаете???
Но в спектакле есть место не только слезам, но и улыбке. Потому что дети остаются детьми независимо от того, сытые они или голодные. Это только взрослые могут превратиться в зверей отнюдь не из-за куска хлеба, а ради непонятных слов «идеология» и «политика». Когда Колька и Сашка показывают «самодеятельность», не улыбаться нельзя. Однако правда жизни берет свое, и финал этой истории трагичен. Хлюпающие носы выходящих из зала девчушек, пожилых дам и нахмуренные брови мужчин ясно давали понять, что равнодушных не было. Да и быть не могло.