Все развлечения Москвы

Все отзывы о спектакле «Мольер (Кабала святош)»

7.3
оценить
Фото Елена Ковальская
отзывы:
871
оценок:
240
рейтинг:
988
7

За пригоршню луидоров

Самая выстраданная пьеса русского репертуара «Кабала святош» была написана к тридцатому году, когда пьесы Булгакова бы­ли запрещены, а самого его не брали на работу ни репортером, ни даже типогрaфским наборщиком. Поставив точку в пьесе, в следующий раз Булгаков взялся за перо, чтобы писать Сталину и правительству: он просил приказать ему «в срочном порядке покинуть пределы СССР», раз он не может быть полезен своей стране. Сталин позвонил ему спустя несколько дней после самоубийства Маяковского: «Что, мы вам так надоели?»; Булгаков тотчас же был принят на работу во МХАТ, а переименованная в «Мольера» и переписанная пьеса была принята к постановке, но вышла только через шесть лет — она не нравилась Станиславскому. После семи показов при аншлагах спектакль закрыли: из Комитета по делам искусств в газету «Правда» была спущена разгромная статья.

Эта справка — в объяснение, зачем в Театре сатиры Франция XVII века рифмуется со сталинским СССР. Но в своих аналоги­ях тут идут дальше: талант Мольера расцветает в эпоху Короля-Солнце, крах приходится на 30-е годы, но умирает он только сегодня.

Браться играть булгаковского Мольера, не имея на то личного мотива, бессмысленно. В конце шестидесятых пьесу ставил Анатолий Эфрос, в его телеверсии Мольера играл опальный Юрий Любимов; в восьмидесятых Мольера в спектакле Адольфа Шапиро играл Олег Ефремов, ему тоже было что рассказать на тему «Художник и власть». Уходя из жизни, он завещал роль Олегу Табакову. В 2001 году Адольф Шапиро сделал для МХАТа новую постановку, но она недолго продержалась на сцене — ее сняли без подсказок Кремля, которому до театра уже не было абсолютно никакого дела. Витальному, успешному Табакову роль загнанного в угол судьбой и добитого властью Мольера категорически не шла. Кассы спектакль не делал. Его место заняла лихая комедия «Номер 13» о приключениях трупа.

Казалось бы, у Александра Ширвиндта ничуть не больше личных мотивов, чтобы играть Мольера (к слову, в спектакле Эфроса молодой Ширвиндт играл Людовика). Но мало того что играет он прочувствованно и о личном (всех простить, и предателей, и обидчиков). «Сатире», как ни странно, удался спектакль о театре и времени. На постановку был приглашен режиссер Юрий Еремин, чья суровая серьезность, казалось бы, противопоказана труппе, привыкшей играть комедии из жизни бизнесменов Кошельковых, энергичных старушек и ­так­систов-двоеженцев. Декорацией служит сцена на сцене; ­пор­тативные подмостки вертят так и эдак, предлагая публике представить себя то в зале Пале-Рояля, то за его кулисами, но в целом просят не забывать, что речь о Театре сатиры — его узнаваемый фасад с карнизом служебного входа воспроизведен на полотне справа от сцены. Герои переоблачаются с ходом времени; Людовик (Стас Николаев) сменяет камзол на мундир, священники — рясы на лубянские френчи, Арманда (Юлия Пивень) танцует танго в шифоновом платье, а сам Мольер в финале выходит на сцену ровно в таком же пальто, в каком его можно встретить на Садовой-Триумфальной. Ширвиндт играет про власть, которая пострашней абсолютизма и тоталитаризма, — власть публики и в конечном счете толпы. С этой властью не договоришься, ее не перехитришь, ей не «вылижешь шпоры», ее приговор нигде не обжалуешь, и этот приговор — самому Ширвиндту, его труппе, театру в целом — звучит ровно так же, как и королевский приговор Мольеру: «…только с тем, чтобы ваша труппа не умерла с голоду, разрешаю играть ваши смешные комедии, но ничего более…» Вплыть в вечность, лавируя между табу и предписаниями, тяжело, но возможно. И, скажем прямо, театр только в те времена и расцветал, когда власть железной рукой собирала толпу в нацию, а талант и слава художника рождались между молотом идеологии и наковальней личной судьбы. Ширвиндт играет артиста, живущего в худшее из времен. Его Мольер умирает, просто не в силах больше ломать комедию.

3
0
...
18 февраля 2009
Отзывы по рейтингу пользователя
Фото Егор Королёв
отзывы:
371
оценок:
371
рейтинг:
743
3

если театр сатиры везет в Петербург этот спектакль, то, наверное, подразумевается, что спектакль этот один из лучших в репертуаре.. афиши зазывают ликом Ширвиндта, который на деле всего лишь проговаривает текст. на деле 2-3 интересных режиссерских задумки, прекрасная работа со светом, музыкой, безликость всех актёров и один из самых скучных спектаклей, которые приходилось видеть за последнее время.
я и окружающие меня зрители засыпают. из всех актёров хорошо слышно только Васильеву. танго прекрасно, только не оч ясно, для чего - скорее всего разбавить скучное действо. под финал в зал зачем-то кто-то типа врывается.. авангардом захотели удивить? или просто взбодрить заснувшего зрителя? в Петербурге не привыкли ходить на медийные лица в театре. а здесь публике продали дорогие билеты "на Ширвиндта". к счастью, встали после спектакля единицы. многие уходили без аплодисментов. ни малейшего желания вновь пересмотреть, задуматься о смысле. закладывал ли что-нибудь режиссер в постановку? вряд ли. удачного чёса по России..
в который раз убеждаюсь, насколько сильные репертуар и труппа в МДТ Додина..

1
0
...
21 мая 2009
Фото Елизавета
отзывы:
743
оценок:
1109
рейтинг:
542
9

Более всего впечатлил шут вначале - крутой костюм с горбом)) Художник по костюмам: Елена Предводителева . Вообще костюмы хороши - и у короля и платья, особенно понравилось тёмное и порядочное с искрой искусства Веры Васильевой - Мадлен)) ****
Понравилось, как Ширвиндт Мольер даёт играть "предателю" Муаррону..


Ходила 15 мая)))) 2015 года))) Захария Муаррон — Андрей Барило / Родион Вьюшкин)) НЕ покупала программку, думаю ммммм Муаррон - был Вьюшкин)) Оч резкий, меня такие НЕ возбуждают, а Арманду Бежар — Елены Подкаминской - очень. Необычайно для меня реалистический Театр Сатиры. Театр стал жизненным - что интересно))) Данным спектом, по крайней мере. Людовик — Юрий Васильев - шикарный!!! Умный, сердечный, властный, на своём месте. Как нелегко и круто быть королём, если хочешь , если нравится "нравится". И при том хочешь быть человеком))) Отец Варфоломей — Михаил Владимиров)) Жан-Жак Бутон — Александр Чернявский - оч уютный, приятный)) Добрый умный реалистичный и театральный? образ)) Согревает в жизни))) такие люди))
Брат Сила (он же брат Верность) – Валерий Гурьев. Классная кабалла - страшная, неприятная)) Мадлена Бежар — Вера Васильева - умная и уставшая, её героиня) Жан Батист Поклен де Мольер — Александр Ширвиндт - молодец!!!! Ум, нежность и зрелость)))) Как страшно жить, пока НЕ знаю.А Мольер Ширвиндта знает)) ... Шарль Варле де Лагранж — Евгений Хазов - отличный!!!! Оч приятный и сложный образ)) ....

Художник по свету: Андрей Изотов )) Славный свет - чёткий, акцентированный, умелый)) Часть действа)))

0
0
...
16 мая 2015
Фото Florin Fox
отзывы:
40
оценок:
46
рейтинг:
169
7

Понравилось: игра актеров. Великолепен Васильев.
Не понравилось: раскрытие характеров персонажей, отсутствие какой-либо вменяемой мотивации тех или иных действий. Без ознакомления с пьесой понимания вам не достичь.
Фишка: монологи короля.

2
0
...
15 февраля 2014
Фото сергей хомяков
отзывы:
84
оценок:
149
рейтинг:
46
7

Интересный спктакль, особенно с переходом из 17 века в 30-е годы 20 века. Спектакль изобилует "крылатыми фразами". "Ты можешь есть спокойно, Франция рядом кушает и ни очём не думает" и т.д. Главная мысль конечно, будь честен перед собой и совесть не будет мучить. Очень понравилось изображение духовных клерикалов, прям как следственная комиссия, ведёт розыск "нижнего белья" Мольера.
Хотя в пьесе и описан инцест, но главных героев в нём трудно обвинить, так они не знали всей подноготной своей жизни.

2
0
...
3 ноября 2012
Фото Потёмкинский Матрос
отзывы:
65
оценок:
66
рейтинг:
42
1

Мягко говоря, невразумительно.
Стиль «Таганки» 70-х, в котором поставлен спектакль, сейчас воспринимается, как оголтелая рутина и анахронизм. Был очень удивлён, обнаружив, что это постановка прошлого года. Отвратительная дикция актёров: половины текста нельзя разобрать. Либо вообще ничего не играют, либо пользуются набором затёртых штампов. И, конечно после каждой второй фразы многозначительная пауза секунд на пять. (А уж о том, что хороший актёр должен уметь держать паузу, мы конечно знаем.)
Не знаю, что там написал Булгаков (шутка), но сюжет виденного сводится к тому, что впавший в маразм придворный лизоблюд-драматург вляпался в кровосмесительную историю и и вследствие интриг спецслужб впал в королевскую немилость, а это нехорошо. Всё!

0
0
...
1 декабря 2014
Фото Иван Чернышев
отзывы:
12
оценок:
12
рейтинг:
22
9

Спектакль этот смотрел давно (примерно полтора года назад) и честно говоря был очень удивлен, прочитав такие рецензии. Хотелось бы узнать у людей, которым было скучно, на каких спектаклях им весело. На мой взгляд очень круто, Ширвиндт играл потрясающе, другие актеры не подкачали. Ну и сам сюжет очень интересный, уж спать не хотелось ни разу!

1
0
...
14 февраля 2012
Фото Пользователь Афиши №256047
отзывы:
16
оценок:
31
рейтинг:
19
7

Очень хорошо. Очень жестко и трагично. Александр Анатольевич (Ширвиндт) (простите, это ремарка для поколения пепси), точнее, его герой, непривычно для меня оказался мрачен, серьезен.
Первое действие - завязка и основное действие - некоторых удивляет, отчего они покидают театр. Каюсь, я почти спал.
Второе действие захватывает, выворачивает наизнанку и выжимает до капли. Последний гвоздь в доску - финальная сцена, поставленная аккурат в стиле Дэвида Линча, от которой бросает в дрожь. Даже те самые красные шторы и джаз.
Отождествление времен Людовика Солнце со сталинским режимом поражает. Вполне логична поэтому проекция на сегодняшние дни, наше с вами время. Задаешься вопросом: почему до сих пор "Мольера..." также не заменили "Мнимым больным".
Очень рекомендую морально "взрослой и зрелой" публике. Не для "тинэйджеров".

1
0
...
27 февраля 2009
Фото Yulia K
отзывы:
21
оценок:
22
рейтинг:
16
7

Не раз убеждаюсь в том, что спектакли вытягивают обычно именитые мастера! Г-н Ширвиндт, конечно, восхитителен, все с тем же обаянием и харизмой, над которыми не властны ни года ни рамки роли! Но! И оно над нами очень давлело, невооруженным взглядом видно, что активность действия для главного героя тяжеловата, в этом частично есть и задумка роли, но возраст и физическое состояние все-таки берут свое! Актерский состав хорош, но действительно нет отзвука в душе, просто проходной спекталь, просто провести вечер субботы....лично для меня!
Могу ошибаться и мнение свое не навязываю, но такая интерпритация тоже имеет право на существование...наверное!

2
0
...
10 февраля 2013
Фото Ксения Сальникова
отзывы:
6
оценок:
9
рейтинг:
13
7

Впечатления, в основном, положительные. Весь спектакль смотрела буквально затаив дыхание.
Именно поэтому начну с того, что не понравилось, чтоб закончить на оптимистичной ноте. Не очень понравился финал. Удивил в контексте всего спектакля. Все-таки постановка (кроме этих последних минут) не авангардная, и этот контраст оставил меня растерянной.
Ну и о хорошем. Впечатлила игра Васильевой и Ширвиндта; их диалог в первом действии, мне кажется, самая яркая сцена в спектакле. И еще понравился король Солнце, С. Николаев.
Замысел с заменой костюмов весьма интересный. Когда кабалисты появляются в советских мундирах, визуально это сбивает с толку, но делает очевидными сопоставление Мольер – Булгаков и ассоциацию со сталинской эпохой: гонения, которым подвергся писатель, запрет его пьес… На саму «Кабалу святош» в 1930-е гг. обрушилась цензура. «Я ненавижу бессудную тиранию!» – кричит Булгаков устами Мольера. «…бессудную королевскую…», переписывают советские "цензоры".
Трагедия пьесы и ее автора, искусство и жизнь, страшные семейные тайны и интриги, нарушение тайны исповеди, смерть – все сплетается в дикий клубок и дарит 2 часа захватывающего зрелища.

2
0
...
14 мая 2009
Фото Ника Миронова
отзывы:
9
оценок:
9
рейтинг:
11
9

Великолепный спектакль. Очень понравился. Естественно надо знать хоть в какой-то мере биографию Мольера и его произведение "Тартюф, или обманщик".
Отличный состав. Просто обожаю пару Вера Васильева и Александр Ширвиндт. Ослепительная игра актёров. После спектакля 24.03.13 Мэтр поздравил Внутренние Войска МВД России с их днём, хорошо разрядил зрителей.
Одно "но" - я вас умоляю не таскайте на него детей, если они сами не возжелают. Мне показался спектакль очень быстрым, так как почти не было сюжета, спасали только "шуточки" да и было таких моментов - раз, два и обчёлся. Утешалась тем, что пошла "созерцать" Мэтра и, что после смогла "вручить" ему цветы.

2
0
...
25 марта 2013
Фото Юлия
отзывы:
12
оценок:
12
рейтинг:
10
7

С большим интересом посмотрела постановку пьесы "Мольер" в театре Сатиры. Для театра постановка пьесы Булгакова значит очень много. Прежде всего, это дань исторической памяти: в 1933 г. Булгаков заключил договор с театром на постановку пьесы "Блаженство". Однако тогда пьеса была запрещена к постановке и снята с репетиций. И вот теперь театр ставит пьесу "Мольер", пьесу со сложной судьбой, написанную для МХАТа, исполнявшуюся на сцене этого театра всего семь раз, после чего также запрещенную.
В постановке театра Сатиры самое большое впечатление на меня произвела смена костюмов во втором действии, неожиданно превратившая членов Кабалы в следователей советского времени. Сразу отчетливее начинаешь понимать, как хорошо события эпохи Мольера ложатся на булгаковское время. И это совмещение двух эпох - главная заслуга постановки: то, что у Булгакова проходит на уровне подтекста, что читается между строк, в спектакле становится очевидным и явным.
Однако изменение времени действия пьесы, повлекло за собой, казалось бы, незначительные, но на самом деле очень важные изменения в ее сюжете. Поскольку окончание следствия по делу Мольера проводят уже не представители Кабалы, а советские следователи, то и такая деталь, как шпага, не может уже фигурировать, ее заменяют пистолеты. В результате великолепная у Булгакова сцена дуэли Мольера и Одноглазого (может быть, лучшая сцена в пьесе, по крайней мере очень значительная и важная) почти обессмысливается в спектакле: в самом деле не на пистолетах же им стреляться. Также невозможно уже стало полностью отразить в спектакле противостояние Мольер - Шаррон, очень важное для понимания смысла пьесы. Больной Мольер, доведенный до самого края травлей, устроенной Шарроном, вдруг понимает причину этой травли, она банальна: Шаррон узнал себя в Тартюфе и решил отомстить. Движимый местью, он натравливает на больного Мольера Одноглазого. Смерть Мольера была бы неизбежна, если бы не помощь Лагранжа и благородство Одноглазого, не ударившего больного и безоружного. В пьесе мотивы поведения Шаррона очевидны: злобная месть, наслаждение растерянностью и слабостью врага. В спектакле мотив личной мести выражен слабее, а вся сцена как-то потерялась. Те тонкие нити, которыми связаны герои в этой сцене, та борьба, те отношения, которые так явно прочитываются в тексте благодаря акцентам, расставленным автором, в спектакле потеряны. Комическое завершение сцены (Шаррон и Одноглазый плюются, не замечая наблюдавшего за ними короля) вполне в духе драматургии Булгакова, у которого всегда трагическое и смешное рядом, однако в спектакле сцена завершается почти ничем: Одноглазый и Мольер расходятся, ни трагического, ни комического эффекта нет.
Жаль также, что почти сведена к нулю роль шута. Персонаж этот очень значим, однако в спектакле он появляется только вначале. Фразу же шута: "Великий монарх, видно, королевство без доносов существовать не может?" почему-то произносит король, в устах которого она звучит более чем нелепо. Шут - персонаж, который открыто говорит правду, о которой думают все, но никто не осмеливается сказать вслух. Однако шуту все прощается, поэтому он относительно свободен, чем и пользуется. Эта фраза шута сказана уже не столько персонажем эпохи Мольера, сколько самим Булгаковым о своем времени. Именно поэтому фраза важна и важно, кто и когда ее скажет. Король эту фразу произнести просто не может, поскольку для него донос - норма.
Также мне очень жаль роль Бутона, роль очень интересную. При достаточной выдумке и изобретательности актера это могла бы быть лучшая, самая запоминающаяся роль, между тем как в этом спектакле она прошла как обычная роль второго плана, почти потерялась.
В начале спектакля Мольер предстает перед публикой Пале-Рояля с экспромтом в честь Людовика. У Булгакова Мольер появляется в пике своей славы, он талантлив, успешен, любим. Так вот, такой Мольер сыгран не был. Ширвиндт представил нам Мольера конца: сомневающегося, неуверенного, уязвимого. Между первым и вторым действиями пьесы проходят несколько лет, однако зритель только догадывается об этом: внешне ни Мольер, ни Арманда не меняются, как будто прошло всего несколько минут.
К самым сильным моментам спектакля могу отнести сцену исповеди Мадлены и сцену объяснения Мольера и Мадлены. Всего дважды появляется на сцене Мадлена, но обе сцены являются запоминающимися благодаря игре Веры Васильевой.
Также очень интересно поставлен и отлично сыгран разговор Мольера и Людовика (о "Тартюфе") - фраза Мольера "не живут мои дети" и т.д.
Что касается молодых актеров, то хотелось бы отметить отличную игру Игоря Шмакова (Муаррон).
В целом опыт постановки пьесы очень интересен. Не знаю, как сложится судьба спектакля, но думаю, что зрителю он будет интересен.

0
0
...
11 марта 2009
Фото Елена
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
6
5

Друзьям не посоветую, но так служилось это был подарок подруге на день рождения. Не самый удачный. Кроме того, что увидели как выглядит г-н Ширвиндт М.А., больше никакого впечатления. Смотрела месяц назад, не помню фамилию, но девушка-актриса - хороша, и вообще молодежь в спектакле заслуживает внимания. А старики - к сожалению старики...

0
0
...
13 января 2012
Фото Elya M
отзывы:
9
оценок:
13
рейтинг:
3
9

Полный восторг! Игра, постановка, декорации, свет. Актеры!! Начищающаяся как легкая комедия, превращается в мрачную трагедию. Узнаваемая походка короля с руками, замкнутыми за спиной. Юрий Васильев воплотил в Людовике черты "королей" сразу нескольких эпох. С удовольствием пошла бы второй раз.
Благодарю!

1
0
...
4 июня 2014
Фото Ira Braginets
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
5

Вот интересно, все актеры восхитительны, соглашусь, что Людовик действительно королевский. Прекрасные костюмы и простые, но очень правильные декорации. А вовлеченности полной нет. Я даже не могу точно определить почему, фабулу спектакля мне до посещения театра никто не рассказывал, место у меня было прекрасное, хорошая акустика, довольно активный ритм спкетакля, но на пробирается в душу, просто смотрю на действие. Не буду гадать, что не так, просто передаю свои ощущения.

1
0
...
28 октября 2012
Фото 3dfoto Любитель стерео фото
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
5

Только что из театра. 17 ноя 2011.
Ширвиндт крут. И как режиссер, и как актер. Только ради него стоит сходить, тем более что билет перед спектаклем 400 руб стоит.
Первая часть до антракта весьма интересна и позитивна. Отличная работа осветителя, художника по костюмам, изготовителя мобильных декораций. Действо понравилось в основном благодаря игре Ширвиндта и Чернявского.
Вторая часть – настоящий демативатор. Инквизиция и отсылки к 30 годам, мракобесие и френчи на актерах.
Вера Васильева не играла – жаль не увидел. Заменявшая ее актриса - Шарыкина Валентина - мне не понравилась в роли жены Мольера, абсолютно никакая, слабый голос и мимика.
Юлия Пивень – Арманда - не произвела никакого впечатления. Где та воздушность и игра, за которую Мольер мог полюбить актрису? Жалко выглядели попытки добавить эротики. Ну не идет как-то… Звезда сериалов , блин… В спектакле абсолютно неубедительна.
Станислав Николаев в центральной роли короля запомнился старательным вышагиванием, что наверно должно было олицетворять величие и мощь короля – Солнце, но выглядело потешным. А с другой стороны, ну как еще модельно постриженному красавцу играть Людовика?
Евгений Хазов - Лагранж – на своем месте и в свою силу.
Чернявский Александр – Бутон – хорош, реально хорош в роли слуги. Так и должен играть артист в театре.

1
0
...
18 ноября 2011
Фото Мария
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
1

Очень,очень скучно, зря потраченное время и деньги!!!! Я разочарованна..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................нет слов ...

1
0
...
27 февраля 2009
Фото Павел
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
7

В полный восторг от просмотра "Кабалы..." не пришел, но сама постановка довольно добротная.Немного стилистически не выдержана, особенно костюмы, но на фоне всего этого выделяется человек который в прямом смысле вытягивает многие сцены , а именно Станислав Николаев в роли Людовика. Видишь его игру и понимаешь , что перед тобой действительно Король , ему аплодировал стоя....

1
0
...
6 февраля 2009
Фото exxon
отзывы:
2
оценок:
3
рейтинг:
1
7

БРАВИССИМО СТАНИСЛАВ НИКОЛАЕВ-ЛЮДОВИК!!! Это наибольший восторг от спектакля. И в целом спектакль оставляет положительные эмоции, особенно первый акт. Но 37-й год второго акта положительные эмоции "сглаживает", а отображение темы "художник и власть в современности" расстраивает. Разбор деталей - за профессионалами, а я выражаю свой восторг в адрес упомянутого Станислава Николаева в роли Людовика. Более идеально короля просто невозможно сыграть!
Большое спасибо всем актерам!

1
0
...
24 января 2009