Москва
7.7

Спектакль
Мольер (Кабала святош)

Постановка - Театр сатиры
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Александр Ширвиндт про худшие из времен
  • Мольер (Кабала святош) – афиша
  • Мольер (Кабала святош) – афиша
  • Мольер (Кабала святош) – афиша
  • Мольер (Кабала святош) – афиша
  • Мольер (Кабала святош) – афиша
Драматический
16+
Юрий Еремин
2 часа 50 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
18 февраля 2009
За пригоршню луидоров

Самая выстраданная пьеса русского репертуара «Кабала святош» была написана к тридцатому году, когда пьесы Булгакова бы­ли запрещены, а самого его не брали на работу ни репортером, ни даже типогрaфским наборщиком. Поставив точку в пьесе, в следующий раз Булгаков взялся за перо, чтобы писать Сталину и правительству: он просил приказать ему «в срочном порядке покинуть пределы СССР», раз он не может быть полезен своей стране. Сталин позвонил ему спустя несколько дней после самоубийства Маяковского: «Что, мы вам так надоели?»; Булгаков тотчас же был принят на работу во МХАТ, а переименованная в «Мольера» и переписанная пьеса была принята к постановке, но вышла только через шесть лет — она не нравилась Станиславскому. После семи показов при аншлагах спектакль закрыли: из Комитета по делам искусств в газету «Правда» была спущена разгромная статья.

Эта справка — в объяснение, зачем в Театре сатиры Франция XVII века рифмуется со сталинским СССР. Но в своих аналоги­ях тут идут дальше: талант Мольера расцветает в эпоху Короля-Солнце, крах приходится на 30-е годы, но умирает он только сегодня.

Браться играть булгаковского Мольера, не имея на то личного мотива, бессмысленно. В конце шестидесятых пьесу ставил Анатолий Эфрос, в его телеверсии Мольера играл опальный Юрий Любимов; в восьмидесятых Мольера в спектакле Адольфа Шапиро играл Олег Ефремов, ему тоже было что рассказать на тему «Художник и власть». Уходя из жизни, он завещал роль Олегу Табакову. В 2001 году Адольф Шапиро сделал для МХАТа новую постановку, но она недолго продержалась на сцене — ее сняли без подсказок Кремля, которому до театра уже не было абсолютно никакого дела. Витальному, успешному Табакову роль загнанного в угол судьбой и добитого властью Мольера категорически не шла. Кассы спектакль не делал. Его место заняла лихая комедия «Номер 13» о приключениях трупа.

Казалось бы, у Александра Ширвиндта ничуть не больше личных мотивов, чтобы играть Мольера (к слову, в спектакле Эфроса молодой Ширвиндт играл Людовика). Но мало того что играет он прочувствованно и о личном (всех простить, и предателей, и обидчиков). «Сатире», как ни странно, удался спектакль о театре и времени. На постановку был приглашен режиссер Юрий Еремин, чья суровая серьезность, казалось бы, противопоказана труппе, привыкшей играть комедии из жизни бизнесменов Кошельковых, энергичных старушек и ­так­систов-двоеженцев. Декорацией служит сцена на сцене; ­пор­тативные подмостки вертят так и эдак, предлагая публике представить себя то в зале Пале-Рояля, то за его кулисами, но в целом просят не забывать, что речь о Театре сатиры — его узнаваемый фасад с карнизом служебного входа воспроизведен на полотне справа от сцены. Герои переоблачаются с ходом времени; Людовик (Стас Николаев) сменяет камзол на мундир, священники — рясы на лубянские френчи, Арманда (Юлия Пивень) танцует танго в шифоновом платье, а сам Мольер в финале выходит на сцену ровно в таком же пальто, в каком его можно встретить на Садовой-Триумфальной. Ширвиндт играет про власть, которая пострашней абсолютизма и тоталитаризма, — власть публики и в конечном счете толпы. С этой властью не договоришься, ее не перехитришь, ей не «вылижешь шпоры», ее приговор нигде не обжалуешь, и этот приговор — самому Ширвиндту, его труппе, театру в целом — звучит ровно так же, как и королевский приговор Мольеру: «…только с тем, чтобы ваша труппа не умерла с голоду, разрешаю играть ваши смешные комедии, но ничего более…» Вплыть в вечность, лавируя между табу и предписаниями, тяжело, но возможно. И, скажем прямо, театр только в те времена и расцветал, когда власть железной рукой собирала толпу в нацию, а талант и слава художника рождались между молотом идеологии и наковальней личной судьбы. Ширвиндт играет артиста, живущего в худшее из времен. Его Мольер умирает, просто не в силах больше ломать комедию.

3
0

Отзывы

7
Florin Fox
40 отзывов, 60 оценок, рейтинг 192
15 февраля 2014

Понравилось: игра актеров. Великолепен Васильев.
Не понравилось: раскрытие характеров персонажей, отсутствие какой-либо вменяемой мотивации тех или иных действий. Без ознакомления с пьесой понимания вам не достичь.
Фишка: монологи короля.

2
0
9
Ника Миронова
9 отзывов, 9 оценок, рейтинг 11
25 марта 2013

Великолепный спектакль. Очень понравился. Естественно надо знать хоть в какой-то мере биографию Мольера и его произведение "Тартюф, или обманщик".
Отличный состав. Просто обожаю пару Вера Васильева и Александр Ширвиндт. Ослепительная игра актёров. После спектакля 24.03.13 Мэтр поздравил Внутренние Войска МВД России с их днём, хорошо разрядил зрителей.
Одно "но" - я вас умоляю не таскайте на него детей, если они сами не возжелают. Мне показался спектакль очень быстрым, так как почти не было сюжета, спасали только "шуточки" да и было таких моментов - раз, два и обчёлся. Утешалась тем, что пошла "созерцать" Мэтра и, что после смогла "вручить" ему цветы.

2
0
7
Yulia K
21 отзыв, 22 оценки, рейтинг 16
10 февраля 2013

Не раз убеждаюсь в том, что спектакли вытягивают обычно именитые мастера! Г-н Ширвиндт, конечно, восхитителен, все с тем же обаянием и харизмой, над которыми не властны ни года ни рамки роли! Но! И оно над нами очень давлело, невооруженным взглядом видно, что активность действия для главного героя тяжеловата, в этом частично есть и задумка роли, но возраст и физическое состояние все-таки берут свое! Актерский состав хорош, но действительно нет отзвука в душе, просто проходной спекталь, просто провести вечер субботы....лично для меня!
Могу ошибаться и мнение свое не навязываю, но такая интерпритация тоже имеет право на существование...наверное!

2
0
7
сергей ладога
84 отзыва, 216 оценок, рейтинг 63
3 ноября 2012

Интересный спктакль, особенно с переходом из 17 века в 30-е годы 20 века. Спектакль изобилует "крылатыми фразами". "Ты можешь есть спокойно, Франция рядом кушает и ни очём не думает" и т.д. Главная мысль конечно, будь честен перед собой и совесть не будет мучить. Очень понравилось изображение духовных клерикалов, прям как следственная комиссия, ведёт розыск "нижнего белья" Мольера.
Хотя в пьесе и описан инцест, но главных героев в нём трудно обвинить, так они не знали всей подноготной своей жизни.

2
0
7
Ксения Сальникова
6 отзывов, 9 оценок, рейтинг 13
14 мая 2009

Впечатления, в основном, положительные. Весь спектакль смотрела буквально затаив дыхание.
Именно поэтому начну с того, что не понравилось, чтоб закончить на оптимистичной ноте. Не очень понравился финал. Удивил в контексте всего спектакля. Все-таки постановка (кроме этих последних минут) не авангардная, и этот контраст оставил меня растерянной.
Ну и о хорошем. Впечатлила игра Васильевой и Ширвиндта; их диалог в первом действии, мне кажется, самая яркая сцена в спектакле. И еще понравился король Солнце, С. Николаев.
Замысел с заменой костюмов весьма интересный. Когда кабалисты появляются в советских мундирах, визуально это сбивает с толку, но делает очевидными сопоставление Мольер – Булгаков и ассоциацию со сталинской эпохой: гонения, которым подвергся писатель, запрет его пьес… На саму «Кабалу святош» в 1930-е гг. обрушилась цензура. «Я ненавижу бессудную тиранию!» – кричит Булгаков устами Мольера. «…бессудную королевскую…», переписывают советские "цензоры".
Трагедия пьесы и ее автора, искусство и жизнь, страшные семейные тайны и интриги, нарушение тайны исповеди, смерть – все сплетается в дикий клубок и дарит 2 часа захватывающего зрелища.

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все