Драматический |
Кристиан Люпа |
Публика рассаживается в зале. Мужчина кокетничает с девушкой, занявшей его место. Другие двое подпирают стенку. Пара красоток присела на край сцены. Когда зал немного затихает, со всех сторон на сцену стягивается толпа, неотличимая от публики в зале. Те самые мужчины, что подпирали стенку, та самая пара красоток. Ощущение, будто самые любопытные не вытерпели и поднялись из зала. Теперь стоят там, силятся разглядеть что-то в темноте. Зеваки, одним словом. Один из них, в красных брюках, начинает шуметь. Пристает к народу, что-то втолковывает. Но тут высоко над сценой появляется тот, кого ждала толпа, — канатоходец в полосатом трико. Все взгляды прикованы к нему. А мужчина в красных брюках продолжает блажить. Кто-то его сердобольно слушает, кто-то морщится и отворачивается. Он говорит по-польски, но знакомые с творчеством Ницше поймут, о чем речь.
Это Заратустра, вернувшийся из своей отшельнической пещеры, учит людей о сверхчеловеке: «…он — это море, где может потонуть ваше великое презрение». Вдруг канатоходец оступается и падает на сцену…
«Заратустру» привозит из своего краковского Старого театра Кристиан Люпа — крупнейший польский режиссер, известный романной неспешностью своих спектаклей. Весной публика смогла оценить ее, когда Александринка показала на «Золотой маске» его «Чайку». Теперь Валерий Фокин пригласил его в Мейерхольдовский центр с довольно старым, но еще очень крепким триптихом по и про Ницше.
Кристиан Люпа начинал репетировать спектакль по книге Ницше «Так говорил Заратустра», но вскоре один немец прислал ему пьесу Айнара Шлеефа «Ницше. Трилогия», и она тоже пошла в работу. Получился спектакль про три периода в жизни философа. Главного героя играют три разных актера (на экране человек погружается под воду, и чуть спустя на поверхность всплывает уже иное лицо). Три периода — это молодость и зарождение мысли, зрелость, когда Ницше менялся под воздействием собственных идей, и его поражение, которое объясняется его же словами: «…твои плоды созрели, но ты не созрел для плодов своих».
Люпа считает спектакли духовным путешествием, о котором невозможно рассказать впопыхах. Самый длинный его спектакль, «Мастер и Маргарита», идет девять часов. «Заратустра» вдвое короче, но и это на первый взгляд может показаться испытанием. Но только на первый взгляд. Неспешность Люпы растет из его чувствительности к малейшей фальши. Психологическая вязь и движение мысли в его спектаклях настолько точны, что действуют завораживающе. Гарантировано: того, кто не сбежит после первой части «Заратустры», в финале уже метлой не прогонишь.
Вчера выбралась на этот спектакль..хотя сложно назвать это спектаклем, в приемлемом для зрителя понимании. Это не спектакль - это настоящее театральное искусство и просто магия!!!Бесконечно глубокое и стихийное действие: подача текста,образы, в сочетании просто с сумасшедшей постановкой и невероятно профессиональной и адски трудной работой актеров. Сцена с Папой Римским поразительна!!!! Всё действие ты находишься в постоянном эмоциональном напряжении и нево зможно просто смотреть: с первых минут и до последнего слова актера ты внутри действия! Браво!!!! Таким должен быть настоящий театр!!!
Явка на это действие обязательна!