Москва
7.6

Спектакль
Тот, кто получает пощечины

Постановка - Поколение. Сцена на улице Радио
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Леониду Андрееву был крайне интересен вопрос: что толкает человека подчас на ужасные поступки? Здесь интуиция писателя, по словам М.Горького, была «удивительно чутка. Во всем, что касалось темных сторон жизни, противоречий в душе человека, брожений в области интинктов, — он был жутко догадлив».
  • Тот, кто получает пощечины – афиша
  • Тот, кто получает пощечины – афиша
  • Тот, кто получает пощечины – афиша
  • Тот, кто получает пощечины – афиша
  • Тот, кто получает пощечины – афиша
Драматический
Игорь Сиренко

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Галина Степнова
6 отзывов, 21 оценка, рейтинг 17
25 июня 2012

Драматургия Л.Андреева сложная вещь для любой творческой труппы, любого режиссера и, конечно, зрителя, но это драматургия высокого качества. Не зря одну из пьес Леонида Андреева - "Анатэма" - в начале ХХ века ставил К.С. Станиславский, и даже тогда (при таком-то режиссере и исполнителе заглавной роли Василии Ивановиче Качалове) её воспринимали, мягко говоря, крайне неоднозначно.
Что касается спектакля "Тот, кто получает пощечины", то, помнится, он вполне удачно шёл на сцене Театра Советской армии с Андреем Поповым (позже - с Константином Захаровым) в главной роли, и куда менее удачно на сцене теперь "табаковского" МХТ с Виктором Гвоздицким в роли Тота. Владимир Баландин из "Сопричастности" в роли Тота заслуживает и внимания зрителей, и того, чтобы о нём говорить долго и подробно.
Спектакль в "Сопричастности" - из разряда несомненных удач и артистов, и режиссера Игоря Сиренко, который не только сумел достойно оценить драматурга, заинтересовав и артистов, и зрителей, но и удивительным образом использовать минимальное сценическое пространство.

4
0
9
Сергей
6 отзывов, 18 оценок, рейтинг 7
17 августа 2013

СВОБОДА И ТИРАНИЯ ЛЮБВИ
«Любовь подобна ртути: её можно удержать в открытой ладони, сожми пальцы - и она убежит»
Дороти Паркер

Спектакль "Тот, кто получает пощёчины" в Московском драматическом театре "Сопричастность", поставленный по одноимённой пьесе Леонида Андреева (это было его последнее драматургическое произведение) - это, изначально, трагедия, плач, рыдания. Это трагедия одиночества, безответной любви, трагедия душевного и социального самоопределения, трагедия духовного поиска, слабости воли в противостоянии пошлости и меркантилизму. Однако (вот притягательная прелесть парадокса!) сама стилистика спектакля выстроена скорее комически – потому что именно так - трагикомически - прописано действие драматургом - Леонидом Андреевым. История любви, прописанная Андреевым, происходит в цирке, точнее в цирковом закулисье, что в итоге – в финале пьесы - подталкивает всех нас к главному выводу о «глобальной суетности» происходящего с каждым из персонажей великой драмы Жизни, о цирковом масштабе явления под название «человеческая судьба». Именно поэтому спектакль начинается с бравурного, «оптимистического» выхода двух клоунов, которые выражают универсальную общечеловеческую претензию «друзья, у нас будет весело, у нас будет хорошо, у нас вы поймёте, что значит счастье!» И зритель поначалу доверяет этой помпезной легкомысленности. До тех самых пор, пока на сцене не появится печальный клоун Тот - главный герой пьесы - в блистательном исполнении Владимира Баландина. Кто он, этот "Тот"? Безусловно, аристократ. Что он делает в цирке? Неужели он пришёл сюда как все – повеселится? Нет, скорее всего, он пришёл в цирк, чтобы забыть об обидах, о горечи обмана любви, о горечи предательства и – самое важное - для того, чтобы найти здесь свою новую идеальную (платоническую) любовь. Но мы пока ещё не знаем об этом. Мы просто видим перед собой экстравагантного посетителя цирка, по всей видимости аристократа, который непонятно зачем решил стать клоуном. И тут под дружный радужный смех раздаётся звук пощёчины – «бумсс»!
Звук первой пощёчины - это в аудиовизуальном формате - проявление нашей среды обитания – агрессивной, циничной, пошлой. Но это только внешнее выражение реальности. Внутренне это экзистенциальное проявление отчаяния, без которого, согласно классикам экзистенциализма, невозможно подлинное погружение в глубины своего собственного «Я». Лицо героя меняется – на устах остаётся улыбка, а в глазах явно читается страдание. Мимолётная, невзначай брошенная фраза аристократа «Какой быстрый переход к новой реальности» приоткрывает завесу тайны. Мы сразу понимаем, что перед нами предстал человек-загадка, человек, который страдал, размышлял, много видел, был жестоко обманут и почти разочаровался в жизни. Почти. Но он ещё боец, он ещё не предал своё внутренне благородство и стиль жизни. В этот момент вызова, момент «перехода к новой реальности» – то есть реальности цирка, реальности профанического праздника, бестолковой суеты Тот появляется перед аудиторией своих новых друзей с блеском в глазах, с неким настроением решимости и даже одержимости. Итак, герой одержим идеей, а значит - скоро всё поменяется, ибо миром правят идеи. Первый вопрос – вопрос мотиваций. Почему Тот, во что бы то ни стало, желает попасть на «большую арену»? Неужели он не мог любить наездницу Консуэллу издалека – как это делал барон? Неужели цирк это Мекка для интеллектуала? «Да-да, именно так» - всем своим поведением отвечает нам герой, потому что цирк это явление субъективное. Здесь мы можем привести знаменитую суфийскую сутру (афоризм) : «Труднее всего обрести просветление на рыночной площади». Тот пришёл в цирк не развлекаться, он пришёл в цирк страдать, он пришёл сюда затем, чтобы обрести просветление и дать просветление тому, кого он любит. Именно этой весьма патетической фразой, обращённой к Консуэлле Тот объясняет мессианскую суть своего появления в её жизни: «Я разговариваю с тобой на языке твоего просветления!» Консуэлла - в исполнении актрисы Александры Солянкиной это воплощение хрупкости и непосредственности. Она - молодая, ещё не проснувшаяся душа. Тот открывает перед ней необозримые духовные горизонты - для того чтобы выжить самому. Его обрекла на этот шаг предыдущая история жизни. Тот разочаровался в жизни, но он поверил своей новой легенде. Каждый из нас живёт благодаря легенде, сражается с обыденность благодаря легенде, и только благодаря легенде он пытается победить Смерть. Более того, только Смерть - причём в её особенном варианте - делает легенду Легендой. Помните слова Жаклин Кеннеди сразу же после трагедии "Теперь мой муж стал легендой, но он предпочёл бы остаться человеком". Увы, иногда, легенда САМА выбирает своё божество и свою жертву.
Обратимся к легенде Тота. Она имеет образ, и она, безусловно, богиня. Она не может быть никем и ничем меньше. После всего того, что Тот пережил в своей жизни его новая легенда не может быть, «простой аристократкой» (извините за невольный оксюморон). Аристократка уже была в жизни героя и она поступила с Тотом вульгарно. Отныне он не доверяет аристократкам. Любая другая женщина, это всего лишь женщина - она не может быть парой для Тота, потому что…Почему? Вот здесь мы подходим к главной загадке и разгадке персонажа, героя, личности - которая начинается с его имени. Если в русском языке «тот» это всего лишь местоимение, указание на человека, в потенциале обладающего именем, то на египетском языке Тот – это один из самых загадочных богов – антропоморфное существо с головой Ибиса, удостоившийся эпитета - «язык Птаха и сердце Ра». Тот – это бог мудрости, письменности и магии. Здесь мы вступаем на сакральную территорию, на ту самую «терра инкогнита», где писатель и драматург Леонид Андреев перестаёт быть писателем и драматургом и становится мистиком, эзотериком, экзегетом, и даже жрецом. Разумеется, все эти ипостаси просветлённой личности чуть позже в своём наиболее ярком выражении найдут своё воплощение в сыне писателя – Данииле Андрееве, который подарит человечеству свою знаменитую «Розу мира». Но подготовит появление «Розы мира» своим творчеством его отец - Леонид Андреев. И здесь мы вынуждены признать, что теургические настроения и действия главного персонажа – Тота ставят перед нами глобальный философский вопрос: где предел свободы в отношениях, когда Любовь перестаёт быть любовью и становится тиранией? «Любовь подобна ртути – её легко удержать в раскрытой ладони, но невозможно удержать в сжатом кулаке» - когда-то изящно выразилась Дороти Паркер. Правда ли это? А если любящий – и не просто любящий, но одержимый, пылающий, а также ЗНАЮЩИЙ (!) – потому что он прошёл через пустыню отчаяния, предательство и разочарования полагает приемлемой для объекта своей любви гораздо более светлую участь? Прав ли он в своём порыве к идеальному, кристальному, заоблачному, платоническому чувству – тому чувству, на которое способны только боги. Прав ли он обрекать объект своей любви на такие муки, либо это была вовсе не Любовь? Посмотрите спектакль в театре "Сопричастность" и Вы найдёте свой собственный – возможно даже не окончательный – ответ.

3
0
9
Александр
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 3
31 января 2010

Просто отличный спектакль! Посетил большинство вещей из репертуара театра, не перестаю удивляться. Каждый раз совершенно новые впечатления, и выдающаяся игра актеров. Конечно тема немного грустная, но, я думаю, кто знаком с творчеством Андреева не обманется в ожиданиях. Единственное "но" - спектакль идет долго, с антрактом, думаю дети и подростки подустанут уже к середине спектакля, что, к сожалению, сегодня наблюдал.

3
0
9
Сергей Берко
4 отзыва, 2 оценки, рейтинг 3
8 февраля 2014

Вчера провел очень интересный вечер. Впервые ходил в театр "Сопричастность" на спектакль "Тот, кто получает пощечины". Театр совсем небольшой, обстановка в зале камерная, сцена совсем небольшая. Спектакль про мужчину, который в 39 лет решил стать клоуном, при этом ничего не умея и не смысля в этом деле. Поначалу были мысли из разряда "зачем я сюда пришел, не видно хорошего уровня актеров, да и зал тоже был не особенно настроен на спектакль", но спустя полчаса все наладилось и представление началось в полную силу. Отдельного внимания, восхищения и уважения заслуживали романтические вставки, в которых главные герои (клоун Тот и главная героиня Консуэлла (отдельно БРАВО девушке за то, как она сыграла, - настолько глубоко и проникновенно, живо и ярко - просто поразило!!!) мечтали, философствовали. Фоном шла такая хорошая музыка, что мурашки бегали по всему телу:) На сцене в этот момент царила такая игра цветов и теней и эмоций на лицах актеров, которые в эти моменты, чувствовалось, душой переживали эту ситуацию - что хотелось достать свой фотоаппарат и запечатлеть пару кадров на память (настолько сильные были моменты), но я решил этого не делать, чтобы "не прерывать волшебство момента" :)))) (с) Невероятная жизнь Уолтера Митти (сцена с Шоном в горах).
Спектакль хороший, не сильно витиеватый, скорее прямолинейный, но по-настоящему хороший и человечный. Очень понравилась ситуация: встречаются клоун Тот и Барон.
- Вы кто?
- Я - клоун!
- Ненавижу клоунов!
- Какое прекрасное совпадение! Я ненавижу Баронов!
:)))
Будет возможность и желание - обязательно сходите на спектакль - вряд ли пожалеете. Единственный минус - театр расположен не очень удобно, на улице Радио, нужно идти пешком от метро Курская примерно полтора километра. На транспорте, конечно, тоже варианты есть:)

0
0
1
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 487
13 ноября 2010

Неизвестный эскапист-мазохист, бросив семью, карьеру и, предположительно, богатство, заявляется в цирк гипотетического французского города и требует работу клоуна. Отказавшись от своего имени, он называет себя «Тот, кто получает пощёчины» - и его роль на арене действительно с тех пор заключается в том, чтобы его понарошку били по морде на потеху толпе. Наш герой явно тронулся умом: постоянно ведёт себя как пьяный и суёт нос не в свои дела – примечает, подглядывает, подслушивает, а интересного в цирке и впрямь хоть отбавляй. Директор Папа Брике (Пугачёв) обожает свою супругу-укротительницу Зиниду (Киршина). Та добивается, чтобы львы любили её не в фигуральном, а самом буквальном смысле, а вместе с ними – жокей Безано (Батрак). По жокею сохнет наездница Консуэлла (Солянкина) – дочь графа Манчини (Савинов), спускающего её жалование на несовершеннолетних любовниц. А в Консуэллу влюблён барон Реньяр (Жиров), которого отец прочит ей в женихи, чтобы поправить материальное положение. Понравилась Консуэлла и Тоту, и клоун вываливает на неё отборный бред о том, что она богиня, а он – бог, сошедший на землю, призывает её вспомнить своё рождение из морской пены и угрожает, что брак с простым смертным приведёт её к гибели. Но пророчества сумасшедшего она не воспринимает всерьёз, нелепый шут и даром ей не сдался, и тогда он обращается к Безано, уверяя, что он, тупой жокей, тоже бог и должен либо убить Консуэллу, либо убить барона, а Консуэллу увезти. Безано чужая невеста не интересует, и Тот решает вершить справедливость собственными руками – он попросту взял и отравил Консуэллу (говоря, что она «заснёт и проснётся»), барона (тот долго мучиться не захотел и застрелился прежде, чем подействовал яд) и себя (обещая посоперничать с Реньяром и «там»). О том, кем был Тот до цирка, зритель так и не узнаёт, только видит эпизод с неким господином из прошлого (Булатов), к которому Тот относится с отменным презрением, ибо господин увёл-де его жену и украл его гениальные «идеи». Для Тота он – жалкая «плоская тень», которая «живёт им», что выявляет в будущем отравителе манию величия в ещё более ярком и опасном свете. Неизвестно и непонятно также и то, зачем сей господин не месяц и не два с момента исчезновения Тота из родного дома разыскивал беглеца по всей стране, а разыскав, получил честное слово о невозвращении и оставил его в покое. При этом они говорят о покинутом Тотом мире с такой загадочной важностью, что начинаешь подозревать, не всерьёз ли автор пьесы, Леонид Андреев, считал своего персонажа мессией (был же такой древнеегипетский бог мудрости Тот), который, поюродствовав в клоунском гриме, засобирался таки назад на небеса и прихватил с собой страдающую амнезией реинкарнацию Афродиты – но тогда это уже совсем ересь какая-то получается. В финале покойные Консуэлла и Тот обнимают свисающие с колосников канаты, сладострастно их поглаживая, на фоне открывшихся за цирковыми афишами дверей, в которые заглядывает вся труппа в клоунских масках. Какова мораль этого пафоса? Я вижу в нём только подтверждение того, что все клоуны – маньяки, или хотя бы, как писал Левитин, «клоун – это та грань, за которой мужчина перестаёт быть мужчиной». Актёры, конечно, не виноваты, что Андреев умудрился написать такой феерический идиотизм, и стараются обрисовать характеры в меру своих скромных возможностей, но режиссёр явно перегнул с заигрыванием с публикой, наводнив и без того тесную сцену аж четырьмя кривляющимися клоунами в безвкусно кричащих костюмах, как будто клоуны и в жизни никогда не смывают грима и не перестают паясничать. Музыкальные мотивчики и одноцветное освещение (драматическим светом и здесь признан замогильно-зелёный) также оставляют желать лучшего, вывод: зрелище (ещё и почти трёхчасовое) на любителя.

06.11.2010
Комментировать рецензию

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все