«Эксцентрик-балет» сформировался на базе Екатеринбургского училища культуры и искусства, в котором преподавал в середине 90-х балетмейстер Сергей Смирнов, (основатель и руководитель коллектива). Представления «Эксцентрик-балета» заимствуют эстетику «театра жестокости», но при этом никогда не опускаются до уровня банального китча. За постановку «Голос» танцевальный коллектив получил одобрительные отзывы критики и удостоился престижной театральной премии «Золотая маска». Созданный с участием молодых танцовщиков спектакль «Глиняный ветер» представляет собой несколько хореографических миниатюр, основанных на ритуальных танцах.
Танцевальный |
Сергей Смирнов |
Солисты Татьяна Брызгалова и Ашот Назаретян |
Оба представления или, точнее, отделения (первое называлось «Маленькие истории, рассказанные другу. Версия 2»; второе — «Глиняный ветер»), шли по полчаса. Возможно, это было связано с тем, что современное искусство должно быть лаконичным. А может, этого времени режиссёру вполне хватило, чтобы сказать (или, скорее показать) всё, что он хотел.
Заявленной же в названии труппы эксцентрики, кстати, хватало. Она была разлита в сюрреалистичности и авангардности самих постановок (которые по большому счёту были бессюжетными, строясь в основном на ассоциациях), в костюмах актёров (иногда ярких, иногда монотонно чёрных) и подборки музыкального аккомпанемента: в первом отделении, например, можно было услышать музыку как Земфиры, так и Микаэла Таривердиева и Горана Бреговича. Пишут, что такой приём (смешение привычных центров и акцентов) — основа художественного метода Сергея Смирнова, так проповедующего свою авторскую хореографию. Приём, кстати, заслуженный: за постановку «Голос» танцевальный коллектив удостоился премии «Золотая маска». Однако при желании посыл «Глиняного ветра» (охарактеризованного как «Хореографические миниатюры, основанные на ритуальных танцах») можно углядеть ещё и как: вначале было не слово, а жест.