Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.7

Спектакль
Саломея

Постановка - Модерн
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Оскар Уайльд писал «Саломею» в конце XIX века, по-своему трактуя одну из самых загадочных библейских историй. Юная Саломея страстно влюбляется в необыкновенно красивого и непонятного человека — Иоканаана, о котором даже жестокий Ирод понимает, что он — пророк. Эта любовь невозможна, и она приводит к страшной развязке...
Драматический
16+
Владимир Агеев
2 часа 40 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
20 января 2009
Стихийное бедствие в стиле модерн

Театр «Модерн» можно любить или игнорировать, но в одном ему не откажешь: у театра Светланы Враговой есть стиль. Что бы ни ставила Врагова — Леонида Андреева или Алексея Казанцева, — на сцене царят красота и упадок, в героях чувствуется надлом, и среди них почти наверное найдется зрелая роковая красавица, нервно заламывающая руки. Саломее, к слову, посвящена сцена в визитной карточке «Модерна» — андреевской «Катерине Ивановне». Но саму уайльдовскую «Саломею» ставила не Врагова, а Владимир Агеев — режиссер, у которо­го свои представления о fin de siècle. Для него, если судить по спектаклю, это эпо­ха противоречий — религиозного возрождения и мелочной суеты, пристального вглядывания в будущее и апокалиптического ужаса, культа телесности и противоречащей ему христианской аскезы. Цитаты из Гиппиус, Мережковского, Бердяева, Флоренского вошли в пролог к спектаклю — салонный литературный вечер, который заменяет пирушку Ирода. Агеев не увлекается, как Врагова, сецессионом (к чему ее обязывает сам антураж — здание в стиле модерн и антикварные интерьеры). Но не менее остро чувствует родство любви и смерти, или, в понятиях Серебряного века, неслиян­ность и нераздельность духа и плоти.

Первое в пьесе Уайльда олицетворяет Иоканаан, или Иоанн Креститель, арестованный тетрархом Иродом Антиппой за речи, порочащие власть. Плоть олицетворяет Саломея, падчерица Ирода и дочь его жены Иродиады; за «Танец семи покрывал» — оргаистическую пляску, к которой любят возводить истоки своего искусства стриптизерши, — отчим обещал выполнить любое ее желание. Саломея возжелала Иоканаана, но тот отверг ее. Тогда Саломея станцевала Ироду, попросив взамен голову Крестителя. Так сбывается и ее меч­та — поцеловать пророка в губы, и прорицание самого Крестителя: он хотел умалиться, чтобы возвеличился Христос.

Агеев пришел в «Модерн» не один, а с актерами. Это Ирина Гринева — Саломея, Александр Усов — Иоканаан и Алексей Багдасаров — в начале спектакля он суетливый хозяин дома, позже хлопотун Ирод. Всех троих можно видеть в агеев­ской «Орнитологии». Из актеров «Модерна» выделяется Елена Стародуб в роли Иродиады — она играет леди Макбет эпохи декаданса.

В Библии Саломея была орудием в руках Иродиады, желающей смерти пророку. Уайльд сделал героиней Саломею, выбравшую счастье на земле, а не на небесах. У Флобера, чей рассказ «Иродиада» когда-то впечатлил самого Уайльда, на первый план выходит Ирод, походящий на булгаковского Пилата. У Агеева главным героем становится Креститель, до которого обычно никому нет дела. В прологе Иоканаан в исступлении взывает к Мессии и обзывает зрителей саддукеями и фарисеями (цитата из ­Фло­бера). Он неистовствует при встрече с Саломеей, появляясь из вращающего­ся прозрачно­го куба в глубине сцены. ­Даже когда его нет на сцене, откуда-то доносятся его молитвы на арамейском языке. По существу, спектакль Агеева — не о свойствах страсти, как привычно трактуют «Саломею», а о двух страстях, сшибающихся в момент наивысшего накала.

Главное, чем меряются режиссеры в «Саломее», — это ее кульминация, тот самый «Танец семи покрывал». Ида Рубинштейн, для которой танец ставил Фокин, обнажалась, сбрасывая покрывала одно за другим. У Виктюка, зарифмовавшего пьесу с биографией Уайльда, Саломею играет мужчина; Дмитрий Бозин танцует в одной набедренной повязке. У Агеева, притом что невозможно женственная Гринева еще и отменная танцовщица, нет никакого танца. Но есть его символ. Саломея застывает посередине, а служанки скрываются под полами ее юбки, закрывшей половину сцены. Выше пояса Саломея целомудренно ­неподвижна, а ниже пояса беснуется, вздыбливается черная материя.

1
0

Отзывы

1
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 487
9 января 2010

Объективно понимая, что «Саломею» постановки Виктюка вряд ли кому удастся переплюнуть, я заранее абстрагировалась от сравнения с этим спектаклем прежде, чем смотреть «Саломею» Враговой. Теперь добавляю: о пьесе Оскара Уайльда во время просмотра тоже лучше не вспоминать, ибо такие сравнения будут кощунственными по отношению к автору, да и к тому же негативно повлияют на психику любого его ценителя вроде меня. Нет, прекрасный текст в переводе Бальмонта, слава Богу, остался на месте – а вот со всем остальным большие проблемы: насколько вообще возможно было кастрировать произведение, полное чувственности и трагизма, настолько это и осуществили в «Модерне». Первое действие предваряет непонятного назначения «эпилог», в который понадёргали цитат у самых разных личностей – от Фрейда и Пикассо до Мережковского и Гиппиус – и раздали их неким мужчинам и женщинам, собравшимся в неком неопределяемом пространственно-временном континууме. Женщины в белом усаживаются на полу в кружок и говорят о любви в восторженно-сентиментальных выражениях, декламируют стихи, и очень скоро возникает желание как-то дистанцироваться от этого неприкрытого фонтанирования розовыми соплями. Мужчины в чёрном сидят на стульях и обсуждают любовь с научно-психоаналитической точки зрения, начиная с романтических восхвалений египетских лиц и заканчивая вполне логичным выводом о том, что «любовь – это признак породы» (Успенский). Но этот краткий философский экскурс ещё можно терпеть – сложнее становится при появлении непосредственно Саломеи, превращённой режиссёрской волей в анекдотично тупую крашеную блондинку – истеричную, плаксивую, избалованную и не отдающую отчёт цене своих желаний. Она хочет голову Иоканаана, чтобы поцеловать его губы, так же, как многие ей подобные хотят норковую шубу, чтобы было тепло – и не более того. Что до самого Крестителя, то он был превращён из святого в бесноватого – дурным голосом он выкрикивает проклятия из своей квадратной вращающейся клетки, то и дело сбиваясь с русского языка на какую-то псевдоантичную тарабарщину, и домогающуюся его Саломею он очевидно хочет не меньше, чем она его – но что-то, похожее на фанатичную самовлюблённость, заставляет его от неё отказаться. Самоубийство сирийца проходит практически незамеченным на сценической обочине, а скорбящего о нём пажа почему-то вообще играет женщина – видимо, такое гендерное сочетание показалось авторам постановки более уместным. Однако по степени абсурдности всех переплюнула Иродиада: крайняя степень переигрывания в «декаданс» превратила де-факто живого человека в сломанную куклу, которая то растягивает слова, то по-звериному вопит, то ползает по полу, а от пророчеств Иоканаана с ней случаются припадки навроде эпилептических и даже временная потеря дара речи. А больше всех раздражают гости, прибывшие во дворец тетрарха из Рима: двое изображают евреев с пейсами, в чёрных костюмах и шляпах, при этом совершая странные действия – изображая павлиньи крики, покачиваясь сидя и обнимаясь; ещё двое – красавцы в костюмах, безэмоционально, как роботы, пересказывающие чудеса Христа. Все четверо при упоминании имени Цезаря вскакивают с места и хором выдают «Аве Цезарь!» на мотив «Хайль Гитлер!», только руки при этом прикладывают к груди, что при пятом повторе начинает тихо бесить. Единственным, на кого можно было смотреть спокойно, был тот, кто теоретически играл роль Ирода, но практически был совсем другим персонажем – зато хотя бы персонажем, а не тем недоразумением, какими были все остальные. Этот упитанный дядечка, судя по внешнему виду – современный бизнесмен среднего пошиба, действительно запуган до предела и действительно отчаянно пытается не уронить себя в глазах гостей, да и всех остальных тоже, нерешительно и жалко притворяясь могущественным властелином. Его отчаянное перечисление бесценных сокровищ, которыми он готов выкупить жизнь Иоканаана, – самое яркое пятно спектакля, после чего всё снова скатывается в самодеятельность. Саломея с ансамблем служанок двигается (танцем это не назовёшь) в центре большого белого полотна под славянскую этнику (нехилый выбор для околобиблейского сюжета, да?), перетекающую в диджейский электронный сет и обратно, её финальный монолог затянут и скучен, пресловутая голова на блюде только на фотографиях смотрится красиво – на деле и с последнего ряда видно, что актёр в чёрном, на чёрном же фоне, с серебряным воротником выглядит нелепо донельзя, нелепее только стражники в разноцветных папахах. Вывод: эстетики не обнаружено, за классика обидно. Больше всего похоже на бессмысленную и беспощадную художественную самодеятельность любительского коллектива, чрезмерно увлёкшегося своим упрощённым пониманием «модерна». Так вот, господа, модерн – это золотая мозаика Климта, а не золотое вечернее платье эстрадной дивы…

08.01.10
Комментировать рецензию

4
0
9
Елизавета
738 отзывов, 5163 оценки, рейтинг 586
22 января 2010

я искала какой-либо спектакль с Ириной Гриневой.. выбор пал на "Саломею", до этого никогда в театре МодернЪ не была..
спектакль замечательный!!!! он довольно театральный, то есть с условностями и эффектами.. плюс хорошая драматическая игра, великолепная пластика, безупречная дикция (все слышно).. наслаждаешься актерскими голосами как при прослушивании хорошего аудиоспектакля.. голоса соответсвуют персонажам, они характерны.. и дет игра голосами без всяких штампов..
Ирина Гринева не только грациозна, пластична и стройна.. Ирина еще прерасная драматическая актриса.. ее Саломея глубока и интересна..
Елена Стародуб - Иродиада, жена тетрарха, мама Саломеи - прекрасно играет свою роль.. ее героиня чуть отстраннена, но на деле страстна и порывиста.. такая пантера..
палач Нааман Вадима Крисон не только броско фактурен, но и играет как актер оч. впечатляеюще и достойно..
постановщик Владимир Агеев отныне в моем списке умелых режиссеров вместе с Житинкиным - как можно сделать эффект для души и глаза без вывертов.. с сочетанием психологической отыгранности всеми актерами всех пассажей роли..
мне оч. понравилась парочка иудеев-говорунов о религии.. отдельный номер - и для ума и для радости..
спектакль для тех, кто любит текст, визуальные впечатления и модерн.. здесь его много..

2
0
7
Irina Se
43 отзыва, 57 оценок, рейтинг 31
9 июня 2009

Спектакль.. неоднозначный. С именем Саломея у меня было только две ассоциации: вавилонская блудница, голова на блюде. Причем ни в одном из пунктов уверенности не было и откуда получена инфа - мне было неясно. Ну, тем увлекательнее БЫЛО следить за сюжетом))
Когда озвучили автора - Оскар Уайльд - я сникла. Предыдущий опыт просмотра английских пьес был неудачным.
Первый акт высидела. Потому что знаю, самое интересное и захватывающее начинается после антракта.
И оно началось!) Гринева великолепна! Танец будоражит и пугает одновременно. Световые эфекты расставляют акценты, и актриса Гринева - это хрупкая и тоненькая 16-летняя Саломея. В глазах её страсть первой любви и ярость отвергнутой женщины. Царевны всегда получают желаемое. Любой ценой. И финальная сцена - просто выворачивает наизнанку. Любовный шепот сменяется "плачем Ярославны". Бесконечно... Я поцелую твой рот.

Очень много эротичных моментов. И невольно отмечаешь коленки, когда задирается подол платья, изгиб груди и торчащий сосок, обнаженные плечи и спину. Мужчины же плотно упакованы - костюм, бабочка, папахи))
Декорации интересные. Игра идет в разных плоскостях. Самый-самый момент - это когда Тетрарх пирует, а Саломея воркует со своим возлюбленным. Не уверена, но кажется это было по-французски) что несколько странно для иудейской царевны...

2
0
9
Николай Голенкин
187 отзывов, 194 оценки, рейтинг 39
20 марта 2019

Был на спектакле 09.03.2019. Рекомендую к просмотру. Спектакль очень понравился, я наслаждался действием. Видимо мы нашли друг друга, я и спектакль)).
Очень любопытное, неожиданное и не совсем понятное начало у спектакля, которое, тем не менее, настраивает на дальнейшее действие. Вместо ожидаемого погружения в библейские времена зритель вдруг оказывается где-то в Серебряном веке. Никого из героев я не смог идентифицировать, но прозвучала фамилия Розанов.

Очень понравилась игра Алексея Багдасарова (Ирод). В свойственно ему манере, просто и достоверно сыграл свою роль. Браво!
Когда он несколько раз повторял, что Саломея будет танцевать для него, - мне это очень напомнило игру Евгения Леонова в роли Сарафанова-старшего в фильме “Старший сын”, когда в ответ на признание Николая Караченцева (Владимир Сарафанов) в том, что он не сын Сарафанову-старшему, Леонов повторял, что Владимир - его сын.
Когда читаешь эту пьесу, то из текста понятно, что Ирод очень уважает Йоканаана, прислушиваться к его мнению, - поэтому терпит его острые высказывания и, конечно, не хочет его убивать.
В спектакле же эта линия не просматривалась. Мне так показалось. А ведь это важный аспект.
Ирина Гринева (Саломея), которую я видел впервые, очень запомнилась. Она мне напомнила Клару Лучко. Вроде бы простое, но очень красивое, завораживающее лицо.
Композиция танца Саломеи была просто великолепна. Прекрасный и жутковатый танец с эффектной музыкой.
Отмечу удачный подбор актёров на некоторые роли. В частности, запомнились актёры Арина Маракулина (Иродиада) и Роман Коваль (Римлянин). Запомнились, прежде всего, их лица! Идеальное попадание в роль!

0
0
9
Ольга Сорокина
303 отзыва, 304 оценки, рейтинг 108
24 декабря 2016

Что вы ждёте от первых секунд спектакля, действие которого проиходит на заре нашей эры?
Я ждала дыхания пустыни, свободных одежд и свободных нравов.
Но театр "Модернъ" не был бы самим собой, если бы в нём всё было по привычным канонам.
Итак. Европа. Серебряный век.. Девушки в воздушных платьях, целомудренно рассуждающие о прелести поцелуя. Потом мужчины, рассуждающие об интимности любви. Зачем и почему всё это в "Саломее"? Возможно, для того, чтоб вы весь спектакл. невольно сравнивали нравы, царящие во дворце Ирода, и нравы времён Оскара Уайльда.
Ведь есть, что сравнить.
Любовь Саломеи, избалованной дочери порочной матери, - какова она?
Стремительна, необузданна, сильна и убийственна.
Виновата ли Саломея, что любит именно так? Конечно, нет. И Ирина Гринева, блестяще сыгравшая эту роль, легко убеждает нас в этом. Саломея - капризное дитя, для которого другие люди лишь игрушки. Она легко добивается любой цели и способна манипулировать даже тетрархом. Но как прекрасно это жестокое дитя! Великолепная пластика, голос, сверкающие глаза - Саломея/Гринева прекрасна.
Не менее прекрасна и мать. Елена Стародуб - этакая египетская царица в платье времён серебряного века, со всеми этими струящимися словно змеи бусами, веером и ярким ртом, открывающимся для того, чтоб уязвить мужа или припечатать резким звуком, криком или рычанием. Она удивит вас не единожды. Следите! Не отрывайте глаз.
Но ещё сильнее притягиваешь и гипнотизирует игра Алексея Багдасарова. Тетрарх. Такой многогранный, предсказуемый, но многогранный. И, кажется, единственный живой из этой троицы. Браво!
А ещё мне потом долго слышался голос пророка.
До мурашек.

Сходите в театр!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все