Все развлечения Москвы

Все отзывы о спектакле «Последние луны»

7.6
оценить
Фото Майя Одина
отзывы:
40
оценок:
1
рейтинг:
49

Крупные актеры в маленьких пьесах

Если бы не фамилия Римаса Туминаса в программке, трудно было бы поверить, что спектакль поставил он — режиссер, склонный к метафорическому театру, ярким мизансценам, эффектной и парадоксальной красоте на сцене. Две однообразные пьесы — итальянца Бордона и немца Мюллера; одна об отце, которого сын отправляет в дом престарелых, другая о матери, которая уже живет в богадельне, — срежиссированы не по-туминасовски примитивно. Отсутствие постановочной щедрости коснулось буквально всего: мизансцен, декораций (на сцене стена и пара стульев, замененных во втором дейст­вии парой кроватей), унылой музыки, сдобренной фрагментами Баха.

Василий Лановой, играющий отца, своим фирменным голосом и не без характерной патетики декламирует текст, обращая его к практически неподвижной Елене Сотниковой. Сотникова изображает призрак давно умершей жены и иногда разнообразит монолог Ланового ироничными, а то и скабрезными вопросами. Появление неблагодарного сына (Алексей Завьялов) картины происходящего не меняет. Разве что рождает еще одну, явно вымученную драматургом интригу: родной он сын или нет.

Ирина Купченко во второй части действует бодрее. Она не только посвящает зрителей в сентиментальные воспоминания и прозаические будни богадельни, но и наряжается в эффектный костюм с боа, изображает проход по подиуму, гримасничает, представляя соседей и персонал дома престарелых, и прямо на авансцене доводит утюг до возгорания. Это и оказывается самым эффектным моментом трехчасового спектакля.

Конечно, сам факт появления на сцене Василия Ланового и Ирины Купченко отраден, и за заботу о немолодых и не очень задействованных в репертуаре актерах Туминасу можно сказать спасибо. За высказывание про состарившихся отцов и потерявших совесть детей, в общем-то, тоже — сентиментальность тут небесполезна. Только вот одинокая буржуазная старость в Европе — это совсем не то, что старость русская. Описанная не блистательными драматургами и явно без режиссерского энтузиазма, она вызывает только чисто формальное сочувствие.

Может быть, поэтому вахтанговские корифеи и играют эту европейскую старость в свойственной их школе манере фантастического реализма. Василий Лановой даже загримирован под какого-то композитора-романтика: длинные седые волосы, белая рубашка и взгляд, устремленный в вечность. Элегантная Ирина Купченко, напротив, выходит на сцену грубой крестьянкой с легким ­помутне­нием рассудка. Но удивительное дело: несмотря ни на плохую драматургию, ни на режиссерское равнодушие, видеть их на сцене очень приятно. Римас Туминас не прогадает, если поставит для них еще один спектакль, только на этот раз более вдохновенно.

1
0
24 декабря 2008
Отзывы по рейтингу пользователя
Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
466
5

Почти два года назад Туминас почтил режиссёрским вниманием супругов-корифеев вахтанговской труппы, поставив две небольшие пьесы о трагедии родителей, которые перестали быть нужны своим детям. В первом действии это философские «Последние луны» итальянца Бордона, где герой Ланового съезжает из родного дома в дом престарелых, разговаривая с давно умершей женой (Сотникова) и чёрствым сыном (Завьялов), которого можно задеть за живое, только пошутив о его мифическом покойном отце, а отец живой ему не интересен. Второе действие продолжает тему более бытовой «Тихой ночью» немца Мюллера, в которой сын-мясник (Юшкевич) приезжает в дом престарелых к своей матери (Купченко) только для того, чтобы она ставила свои подписи на документах о продаже очередного имущества. На фамильный кровавый бизнес нужны деньги, он же требует налаженных профессиональных контактов, и на Рождество из-за высокопоставленных гостей в доме не найдётся для матери места. Мораль прозрачна, но спектакль хорош не ею – в конце концов, уж сколько раз твердили миру. Жизненная правда обеих пьес – в диалогах и только в них, потому что больше ничего на протяжении всех трёх часов не происходит: люди просто обмениваются репликами в одном помещении, выполняя механические действия. Диалоги эти – правдоподобны, естественны, очень честны, почти документальны. Они не скрывают, что пожилые люди могут казаться невыносимыми – отец подкалывает сына и мрачно шутит, мать по многу раз спрашивает одно и то же и придирается по пустякам. Но они любят своих детей, какими бы они ни были, хоть и по-разному: он – самостоятельно принимает решение не быть обузой для семьи своего сына, она – с трогательной наивностью до последнего верит в рождественское чудо и отказывается понимать, что будет праздновать с остальными забытыми стариками. Оба оттягивают прощание из последних сил, хватаются за соломинку, которая не желает их удержать и выскальзывает из рук. А вывод один: старость – это зло, отнимающее у человека всё, одно за другим, и люди, сохраняющие перед лицом этого зла гордость либо надежду, не отчаиваясь и не озлобляясь, сопротивляясь приближению неизбежной смерти, достойны уважения. Стареет тело, но уберечь от дряхлости и тлена свою душу способен каждый вне зависимости от возраста – и это звучит в спектакле оптимистичной нотой, хоть души его более молодых персонажей очевидно находятся на той или иной стадии атрофии. Здесь вы не увидите многократно склоняемой критикой «диктатуры» Туминаса в мизансценах, да и вообще ничего из ряда вон нового, «авторского», символического и метафорического – только старый добрый актёрский психологический театр. Все актёры создали замечательно узнаваемые и запоминающиеся объёмные образы, не только пьесы идеально подобраны друг к другу, но и роли так же идеально подходят своим исполнителям. Идеально созвучна спектаклю и музыка – театральные работы Латенаса ещё никогда не терялись незаметным фоном, его оформление и собственные композиции всегда незаменимы в создании необходимой атмосферы. В итоге, несмотря на статику, обе истории пролетают быстро и легко, без скуки, как качественная пища для всякого ума.

18.09.2010
Комментировать рецензию

2
0
25 сентября 2010
Фото Влад  Васюхин
отзывы:
99
оценок:
150
рейтинг:
202
7

"Последние луны" запомнятся мне замечательной работой Ирины Купченко.
В спектакле соединены две почти неизвестных у нас одноактных пьесы о пожилых людях - итальянца Фурио Бурдона "Последние луны" и немца Гарольда Мюллера "Тихая ночь". Во второй и играет Купченко. Ее героиня - 68-летняя фрау - вздорная, упрямая, обстоятельная, с сильным характером и слегка ку-ку, которую дети сдали в добротный немецкий приют. Один из сыновей приезжает накануне Рождества, мать думает, чтобы забрать ее на дни праздника, как обычно, а он ее не забирает (видите ли, негде разместить - на этот раз в гости приедут бизнес-партнеры), зато просит подписать бумагу о продаже старой семейной скотобойни, на месте которой построят муниципальный дом.
Купченко играет эту старость и ненормальность отважно и... великолепно! Хотя сказать, что режиссер А. Кузнецов и постановщик Р. Туминас что-то там такое интересное придумали ей и ее партнеру С. Юшкевичу, нельзя. Это, скорее, актерский спектакль, чем режиссерский. Сценография Марии Митрофановой тоже не заслуживает "Золотой маски". Но вот Купченко... Этой ролью она подтверждает, что находится в одном в ряду с Нееловой, Чуриковой, Максаковой, Тереховой...
В первой одноактовке в главной роли занят супруг Купченко, знаменитый Василий Лановой. В Италии эту роль, последнюю театральную роль в своей жизни, исполнял Марчелло Мастроянни... Забывая и путая текст, но бодро носясь по сцене, Лановой играет 80-летнего старика, которого сын отправляет в приют. Все действие пьесы - сбор чемодана и разговор с умершей в 45 лет женой (скромная работа Елены Сотниковой) и живым сыном (Алексей Завьялов). Наверное, то, что у итальянцев смотрелось органично - много болтовни - в русском реалистическом театре кажется занудным, затянутым, ненужным. Вроде и играют персонажей с итальянскими именами, а южного темперамента нет...
Глупо говорить о каком-то "семейном" соревновании, но вторая - купченковская - часть спектакля, на мой взгляд, гораздо интереснее и пронзительнее.

0
0
21 декабря 2008
Фото Лара Гишар
отзывы:
78
оценок:
79
рейтинг:
125
7

Очень печальная тема - это старики, а особенно, в доме престарелых. Спектакль театра им.Вахтангова «Последние луны» как раз об этом. Старость — это период, наполненный прожитой жизнью и состоящий из болезней и немощи, поэтому к пожилым людям надо быть терпимее и нежнее, ведь они многого не просят, а всего лишь чуточку внимания.
Первое действие происходит в доме пожилого господина (Лановой В.) в день его перезда в дом престарелых. Господин вспоминает свою жизнь, к нему приходит дух его давно умершей жены (Сотникова Е.), не дожившей до менопаузы. Они разговаривают, вспоминают, он старается шутить, но шутки такие печальные, со слезой в голосе. Их разговор сопровождает музыка И.С.Баха. Музыка летает в воздухе, навевая воспоминания счастливого, светлого прошлого. Как странно, люди встречаются, влюбляются, женятся, рожают детей, делят горести и радости пополам, потом один уходит первым из этой жизни, а второй как-то продолжает жить или всего лишь существовать, но в его исколотом сердце навсегда поселяется неизбывная тоска и горькие слезы. Сын вырос сухим и расчетливым, абсолютно безразличным к отцу и прошлому своей семьи. Как можно своего отца отправить в дом престарелых, не задумываясь, что и сам, в свое время, станешь пожилым и немощным, и твои дети таким же образом избавятся от тебя? И вот пожилой господин собирает старый чемодан, наполняет большим количеством трусов (стесняется естественных старческих проблем) и забирает большой альбом с фотографиями, который не нужен сыну.
Герой Ланового В.С. молод душой, трепетно хранит в сердце свою любовь к жене, мельчайшие, но такие дорогие сердцу, крупицы жизненных воспоминаний и тепло о каждом мгновении судьбы. Его окружают старые книги, проигрыватель, старинное кресло и картинки из диснеевских мультиков на стене (он в детстве представлял себя гусенком из этих мультиков).
Василий Семенович в прекрасной форме, речь его яркая, четкая и звонкая. Он легок и свободен, статен и по-прежнему привлекателен. Я видела его в спектакле «Фредерик...», выпущенном к очередному юбилею актера. Не очень удачная постановка. Как-то смущаешься, когда наблюдаешь, как уже не юный актер пытается показать и доказать всем и, в первую очередь, себе, что он в прекрасной физической форме. На мой взгляд, не следует ему это делать. Он и так прекрасно выглядит.
Во втором действии уже сам дом престарелых, где обитает пожилая женщина-мать (Купченко И.). Перед Рождеством ее навещает один из пяти ее детей (Юшкевич С., актер Современника). Он приехал раньше положенного дня, приехал для того, чтобы не забирать мать на семейное Рождество в ее же родной дом. К нему на праздник приезжают партнеры по бизнесу, поэтому матери не будет места. Ну как? Хороших детей воспитала? Все отдала им, подписывает какие-то бумаги, чтобы помочь своим сыновьям, владельцам заводов по производству мясных консервов, готовит подарки внукам, а ее оставляют в таком опостылевшем пристанище с противным управляющим, запрещающим смотреть телепостановки после 21.30. Сын мается, неловко мнется, туго подбирает слова, чтобы сообщить матери о том, что напрасно ждала она этого домашнего праздника. Мать сначала «дурит», не дает сказать слово сыну, все трещит и трещит без умолку, все надеется, что все еще изменится, и поедет она в новом Мерседесе сына в родной дом, а сама уже все поняла. Отдает подарки, сын дарит ей телевизор и, накинув на прекрасно сшитый красный бархатный пиджак, стильное бежевое пальто, уходит с согнутой спиной.
Мне всегда нравилась актриса Ирина Купченко. Но в этом спектакле у нее не очень удачный рисунок роли: нечеткая дикция, излишняя нервозность, суетливость. Зрители даже переспрашивали друг у друга, что она говорит. Суть роли актриса донесла пронзительно, а вот физическое воплощение неудачное.
Я бы еще хотела сказать об актере Сергее Юшкевиче. Он - актер театра Современник. Видела его в разных спектаклях. И везде он интересен, даже в таком убожестве как «Бог резни». В его игре всегда есть стержень, смысл и талантливое воплощение роли.
Спектакль «Последние луны» очень пронзительный и горестный. Меня раздражали зрители, которые умудрялись хохотать над горькими шутками персонажей. Нет в этом спектакле смеха. Есть только горечь, печаль и безысходность.

0
0
31 марта 2010
Фото светлана дягилева
отзывы:
117
оценок:
168
рейтинг:
88
5

Спектакль состоит из двух частей, пьес, которые не связаны между собой буквально, но на одну тему. Таким образом, в первой части мы видели Ланового (он поклонился и больше не вышел в самом конце), а во второй - Купченко.
Спектакль о старых людях, которые оказались фактически не нужны своим детям, потому вынуждены жить в доме престарелых (пансионате). Первая история о том, как Он общается с умершей женой (Она). В процессе оказывается, что Он предложил Сыну отвезти себя в пансионат. В итоге появляется Сын, они общаются, но все же Он уезжает. Удивительно, но такая печальная тема все же рассказана очень бодро, живо и достаточно интересно. Лановой в прекрасной форме в своем почтенном возрасте. Сразу видно, что много выступает со стихами, потому что периодически говорит нараспев. Удивил Олег Макаров в роли Сына, точнее удивило то, какая у него подвижная психика, нервная система, а может, это техники какие-то актерские, потому что в нужном моменте он реально плакал. Нет, ну не крокодильи слезы, конечно, но тем не менее. А потом всё быстро прошло опять же в нужный момент. И это было так естественно, что даже немного пугающе.
Вторая часть была просто невыносимой. Ну почти. Когда один мужчина вышел, чтобы поговорить по телефону, а передо мной мужчина сказал, что с радостью бы ушел, я даже с ним согласилась отчасти. Вторая часть была о женщине, которая уже находится в пансионате. К ней приезжает сын (делает это крайне редко) по делу (подписать бумаги), на Рождество забирать мать не планирует (а она очень на это рассчитывала). Ну и разговаривают они немного о жизни до тех пор, пока он не уезжает. Мать играет Купченко, а сына - Сергей Юшкевич. История настолько скучна, что я не ушла только благодаря Юшкевичу. Более того, меня это поразило больше всего, что не Купченко меня останавливала, а именно Юшкевич. Мне было очень интересно наблюдать за тем, что он делает и как. Костюм восхитительно довел образ до завершенности! Было интересно наблюдать за реакцией сына на слова матери. Но больше всего мне было обидно, что ему не подарили цветов! Это был тот случай, когда я реально пожалела, что не купила цветов!
Купченко пожалуй, меня не удивила, но и не разочаровала в спектакле. Ровные какие-то эмоции. Не знаю, почему. Но меня ее история не задела (в отличие от предыдущей, там даже слезы навернулись у меня и моих соседок).
В спектакле нет каких-то запредельных декораций, костюмов. Все достаточно лаконично и функционально. Даже удивительно, что спектакль поставил Римас Туминас. Но с другой стороны, это спектакль для двух актеров, поэтому в данном случае, думаю, целью было не мешать.
В итоге для меня спектакль полностью соответствовал фразе: "Начали за здравие, закончили за упокой", рекомендовать я бы не стала, разве что при ооочень большом желании посмотреть на двух артистов в одном спектакле. Лучше сходить на два разных с Лановым и Купченко. Тем не менее зал набирается на именитых артистов, а рядом с ними очень и очень хорошие партнеры, на которых зрители мало обращают внимание, а стоит.

0
0
5 июля 2015
Фото Регина Лежнина
отзывы:
46
оценок:
157
рейтинг:
63
9

Спектакль хороший, но грустный. Старость, немощность, одиночество, все в прошлом - что же здесь может быть веселого и жизнеутверждающего? Актеры играют замечательно, Купченко - вообще чудо! Просто оторопь берет: вот она немощная выжившая из ума старуха, и вдруг в следующую минуту - кокетливая, привлекательная, веселая женщина, красавица! В конце спектакля возникает желание, как в старой рекламе, позвонить родителям. Немедленно...

0
0
2 февраля 2011
Фото dronare x
отзывы:
41
оценок:
90
рейтинг:
48
3

Отчего наворачиваются слёзы на этом спектакле? Нет, вовсе не от игры актёров, а от музыки Баха из динамиков в первой пьесе. Вот где действительно присутствует сила искусства, а не в самом спектакле. Тема старости важна, и обе пьесы хороши (какой бы шедевр вышел из второй о доме престарелых, если бы её в своё время экранизировал Фассбиндер), но постановка очень слабая. В первой пьесе действительно есть скабрёзности, которые "веселят" публику, но это, надо думать, от некорректного перевода. Не следует переводить описание физиологических потребностей сленгом. Не пошли бы этим путём, и не возникло бы подобных "эффектов". Купченко в роли матери не блистает. Лановой на свою роль, быть может, и подходит, но тоже выглядит как-то серо. Все сыновья сыграны ужасно, плоско, это уже всё как в провинциальном театре. Кто действительно хорош, так это Сотникова в роли умершей жены. А в целом вот такой вывод напрашивается. Этот спектакль стал моим вторым и последним походом в театр Вахтангова. Больше ничего подобного я видеть не желаю.

0
0
8 февраля 2012
Фото Liza
отзывы:
15
оценок:
14
рейтинг:
18
9

Спектакль очень понравился! Трогательный, немного грустный... Навеял мысли о том, что неизбежно происходит в жизнях большинства людей, старость... смерть... невнимание близких.... Но чувство осталось тёплое, есть надежда! Всё, что мы получаем от окружающих людей, является следствием наших поступков. Ещё не поздно одуматься и перестать жить только лишь жизнью потребителя, стремиться отдавать как можно больше!

0
0
21 декабря 2015
Фото Евгений Люлюкин
отзывы:
6
оценок:
8
рейтинг:
10
9

Потрясающе трогательный спектакль. Плакало половина зала. Василий Лановой "держал зал" длинными монологами, казалось, что люди даже не дышат, слушая его. Очень советую посмотреть. Наиболее впечатлительные запаситесь носовыми платками.

0
0
18 декабря 2009
Фото Наталья Рожкова
отзывы:
13
оценок:
16
рейтинг:
9
9

Потрясающий спектакль! Единственное "но", на мой взгляд лучше было бы поменять местами второй акт с первым. Потому как первый акт, кажется, более сильным. После него видно было, что даже мужчины под сильным впечатление, и не в силах скрыть слез. Хотя спектакль об одиночестве и старости, даже молодых людей он не оставляет равнодушными!

2
0
3 июня 2014
Фото Дмитрий Карбушев
отзывы:
9
оценок:
41
рейтинг:
7
5

В целом спектакль неплохой. Где-то около 4 из 5.
Местные отзывы хорошо отражают действительность. После просмотра спектакля остаётся грусть, и мы были неравнодушны. Такая, вот, тема старости. Актёры хорошие. Особо понравился Лановой. Отметил для себя Юшкевича и Купченко.
От себя только добавлю следующее. Если после первого акта (спектакля) уйдёте, то мало потеряете ). Второй акт о том же. Как мой друг говорит, "те же яйца, только в профиль". Поэтому снижаю оценку с 4 до 3 с половиной.

0
0
15 июня 2015
Фото Ula Blinova
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
1
9

Мэри Поппинс — NEXT. отличный музыкальный спектакль.Постановка Сергея Проханова. История для детей и для всех тех, кто не утратил живое восприятие жизни, не устал мечтать, верить в чудеса, дружбу, добро, и конечно, любовь, которая всегда творит чудеса Превосходная игра актеров!

0
0
20 февраля 2017
Фото Elena Supranova
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
3

Неживой спектакль со странным перфомансем.
Когда я узнала, что в спектакле играет Лановой, желание пойти на спектакль усилилось-это же Лановой!!! Лановой!!!
Но оказалось, что и Лановой уже не тот, и театр Вахтангова сдает позиции.
Формат безсюжетного спектакля достаточно тяжел для зрителя впринципе. Он становится интересным лишь тогда, когда актеры "тянут" и "цепляют". А когда они просто читают свои слова без роли, просто с выражением...
... это превращается в нудятину, самую настоящую.
Попытка снарядить каждого героя особым характером не нашла отражения этим вечером. Старика-озорника и пикантную мудрую красавицу на сцене видно не было. Был старик, забывающий слова и была женщина, напоминающая повариху. Все.
Но самое печальное, пожалуй, все-таки иное.
На меня, как на быка - красная тряпка, действует пошлота со сцен театров.
Я не о сальных шуточках, которые порой и вправду бывают уместны, а о мате или подобных перегибах.
В последних лунах слово тра"аться прозвучало спустя минут 15 после слова "секс". И это из уст Ланового.... Ланового!!!!!!!

0
0
12 марта 2016