Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.1

Спектакль
Крейцерова соната

Постановка - МХТ им. Чехова
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Мужчина и женщина. Зачем-то вместе. Почему-то — муж и жена. Любовь оказалась самообманом, но есть дети, ревность и кандалы брака. «Погублена жизнь… Но надо тянуть ее до конца». История обыкновенной смертельной ошибки.
  • Крейцерова соната – афиша
  • Крейцерова соната – афиша
  • Крейцерова соната – афиша
  • Крейцерова соната – афиша
  • Крейцерова соната – афиша
Драматический
16+
Антон Яковлев
2 декабря 2008
1 час 50 минут

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
20 января 2009
Мишка, Мишка, где твоя улыбка?

Этот камерный спектакль стал едва ли не главным успехом МХТ в прошлом году, и его надо видеть, пока об этом не догадались перекупщики билетов: перед Новым годом, когда играли премьеру «Крейцеровой сонаты», в Камергерском втридорога уходили билеты не на Пореченкова, а на «Конька-Горбунка». Можно предположить, что успеха не ожидал даже сам театр. О режиссере и авторе сценической версии Антоне Яковлеве известно только то, что он сын Юрия Яковлева и ставил в Вахтанговском «Мелкого беса», но до премьеры не довел. «Крейцерова соната» показала, что он по меньшей мере неглуп. Но больше всех удивил Михаил Пореченков. Причем удивил даже тех, кто знает его как хорошего артиста и видел в питерских спектаклях Бутусова. Тем более удивились бы те, для кого Пореченков — не более чем кинозвезда с амплуа добродушных крепышей, невозмутимо истребляющих зло на своем пути. В «Крейцеровой сонате» Пореченков сыграл человека, ­заре­завшего жену, с таким разнообразием оттенков — в диапазоне от мальчишеской растерянности до маниакальной решимости заглянуть судьбе в глаза, — что в его адрес несколько раз прозвучало: «актер-неврастеник».

Это не означает, что Пореченков бьется в припадке или что у него, допустим, дергается глаз. Если уж называть его неврастеником, то имея в виду психологическую подробность игры и главным образом способность проживать жизнь своего издерганного персонажа и параллельно холодно ее анализировать. Надо видеть, как Позднышев переживает первую ссору с женой — и секунду спустя разбирает ее причины, как в нем закипает ревность — и как одновременно он препарирует это чувство.

Яковлев разбил исповедь главного героя на собственно рассказ и действие, для чего ему пришлось самому сочинять диалоги и извлекать реплики из описаний. В начале спектакля мы видим вагонных попутчиков, коротающих время в болтов­не о любви. Когда в разговор встревает Позднышев, они ­опас­ливо ретируются, узнав в нем убийцу из газет, и появляются снова, когда исповедь Позднышева перерастает в действие и выносится на подиум, к которому ведут ступени из чемоданов, — теперь уже в других ролях. Блаженная девочка (Наталья Швец) становится невестой Лизой, дама-спорщица (Ксения Лаврова-Глинка) — ее предприимчивой сестрой, чопорный приказчик (Сергей Шнырев) — скрипачом с ухватками ­трусо­ватого наглеца.

Толстой и в самой повести не скупится на публицистику, а в «Послесловии к «Крейцеровой сонате» пишет прямо: влюбленность, поэтизируемая в обществе и воспетая искусством, есть не более чем плотская любовь. В силу этого заблуждения мужчины лучшее время своей жизни тратят на овладение «наи­лучшими предметами любви», а девушки — на заманивание мужчин в связь или брак, и в этом заблуждении причина многих бед. По мысли Толстого, случай Позднышева — общее место, и удивительно еще, почему при существующем положении вещей люди до сих пор не поубивали друг друга. Пореченков, напротив, играет у Яковлева частный случай: человек, теоретизируя, учиняет ад в собственной голове. Его жена Лиза ничуть не подпадает под толстовское описание женщины, которая подчеркивает свои женские прелести, чтобы манипулировать мужчиной. Лиза, какой ее играет актриса Наталья Швец, если что-то и подчеркивает, так искренность и достоинство. Если она говорит, что не может больше рожать, значит, того гляди помрет, если она увлекается, то исключительно музыкой. И даже музыки, с которой эта Лиза могла бы изменить мужу, в спектакле нет. В смысле — нет бетховенской «Крейцеровой сонаты», которой от Толстого — как и обществу в целом, матерям, врачам, педагогике и многому другому — досталось на орехи. На сцене все время находится квартет музыкантов, но они комментируют действие мелодиями композитора Александра Маноцкова. В финале к квартету присоединяется Пореченков, которому выносят трубищу, и он натужно выдувает из нее утробные звуки — тоскливый стон рассудка, загнавшего себя в угол.

3
0

Отзывы

9
kate dro
57 отзывов, 88 оценок, рейтинг 124
18 июня 2010

В МХТ заканчивается сезон 2009 - 2010. Прекрасная возможность сходить почти на любой спектакль, купив без проблем и очередей в кассе недорогие билеты на хорошие места.
Вчера давали "Крейцерову сонату". В главных ролях: Михаил Пореченков и Ксения Кутепова в роли Лизы.
Я потрясена. Сердце сжималось, происходящее на сцене не отпускало ни на минуту. Всё так жизненно, так близко, и так больно осознавать, что похожие истории случаются и в реальности, буквально, повсеместно. "Крейцерова соната" рассказывает нам о недопонимании, недолюбви, неготовности жертвовать собой ради близкого человека, о конфликте между некогда любящими друг друга людьми, об отчаянии и внутренней пустоте, приводящей к трагедии.
Пустота - самое страшное. Когда человек не знает, чем её заполнить, пропадает смысл и желание жить.
Михаила Пореченкова до этого в театре не видела, только несколько ролей в кино. На сцене, конечно, он раскрывается совершенно по-другому. Ему есть чем поделиться со зрителями. Действительно, получается постоянный контакт с залом. Это захватывает, и ты вовлекаешься полностью в происходящее, как будто сам все это переживаешь.
Ксения Кутепова - нежная, воздушная, утонченная, неземная. В то же время теплая и очень близкая.
Симпатии мои были то на стороне мужа, то на стороне жены. И обоих вроде понимаешь, видишь, как они бесповоротно запутываются в клубке взаимных обвинений и нежелания видеть и слышать своего партнера.
Декорации – минимализм. Основное действующее лицо – занавес задним фоном по всей сцене, который, в зависимости от освещения, меняет цвет, то становясь прозрачным, то совсем черным. Очень грамотный ход, по-моему.
Музыка – гармонично вписывается и передает общее настроение. Грустит вместе со всеми.
Спектакль рекомендую посетить обязательно, только получится это уже в следующем театральном сезоне.

А теперь, дискотека, господа. Немного отступлю о темы, но молчать нет сил.
Хотелось бы сказать несколько слов о зрительном зале. Я не заядлый театрал, не осмелюсь утверждать, что хожу в театр регулярно. Но, так получилось, что, видимо, какие-то основные правила нахождения в театре мною впитались с молоком матери. Нигде этому не учили, но для меня всегда было как само собой разумеющееся, что есть вещи, которые совершенно недопустимо делать после того, как в зале погас свет. Например, то, что совершенно невозможно разговаривать почти вслух с соседкой во время спектакля, рассматривая в бинокль и обсуждая фигуру/прическу/харизму г-на Пореченкова. Или то, что совершенно невозможно бесконечно шуршать целлофановым пакетом, доставать из него, открывать, потом закрывать газированную воду, а затем убирать её мучительно долго снова в целлофановый пакет. Или то, что совершенно невозможно, вынув орущий во весь голос телефон из сумки, спрятаться за спину соседа и ответить на звонок (!), сказав: «Я в театре!!! Щас не могу говорить!», убрать телефон обратно в сумку, так и не выключив звук. Или разворачивать карамельку раз в 10 минут, как будто мы оказались на борту самолета и сейчас как раз набираем высоту, уши, знаете ли, у нас закладывает. Или издавать вообще какие-то нечеловеческие звуки, я даже, извините, боюсь предположить, чем. Вообще, кругом постоянно происходила какая-то мышиная возня и шебуршение. А через час после начала спектакля кто-то из зала решил вступить в диалог с главным героем. Т.е. просто начал громко с ним разговаривать, комментировать вслух (!) его действия и слова. Чем вверг актеров на сцене в абсолютный шок. Они даже не смогли «сделать лицо». Просто в течение минуты где-то молчали, пытаясь понять, что, собственно, происходит. После чего г-н Пореченков жестом пригласил человека на сцену, показывая ему, что уступит свое место, но тот почему-то не захотел. Выговорился уже, видимо.
Это, друзья, было бы прекрасным сюжетом для передачи «Очевидное-невероятное».
А в предыдущий раз (была я неделю назад в том же МХТ, на «Вассе Железновой»), во время антракта народ достал припасенные заранее бутербродики с колбаской, бананчики, огурчики-помидорчики и стал поедать это всё прямо в зрительном зале, забыв, наверное, что есть для этого места более приспособленные, буфет, например. А одна дама очень устала, пока шло первое действие, поэтому в антракте решила снять туфли и положить ноги на кресло впереди сидящего, ничего не подозревающего зрителя, ну а что, пока его нет, почему, собственно, не положить…..
Ну а потом, наконец, финал…. Зажегся свет. И часть народа, на глазах изумленных актеров, поломилась (другого слова нет, просто, снося всё на своем пути) в Гардероб и ещё в некоторые важные места, а то очередь неохота стоять…..
Это что, как вы думаете? Ведь это один из ведущих театров страны. Билеты не самые дешевые. Попкорн вроде при входе не продают и рекламу новых постановок перед спектаклем не показывают. То есть, все признаки того, что ты пришел НЕ в кинотеатр, налицо. Но, может, далеко не для всех это понятно. Тогда где они прочитали, что собираясь в театр, надо обязательно захватить с собой бутерброд с колбасой, и скушать его в антракте, не сходя с места, и желательно, чтобы запах был похарактернее, поядренее, дабы он ещё долго потом преследовал людей, которым посчастливилось в этот момент оказаться рядом?
А раньше, помню, я ещё была маленькая, в зале запоминались какие-то шикарные женщины, театральные сумочки, ароматы духов и светящиеся глаза зрителей, предвкушающих волшебный вечер…. О чем бишь я?… А, это так, лирическое отступление….

7
0
9
Светлана
107 отзывов, 143 оценки, рейтинг 223
16 сентября 2011

Толстой - это Толстой. Общепризнанный гений, глубокий человек, мыслитель, мастер, который перетряхивает душу только лишь силой слова.
Спектакль "Крейцерова соната" в постановке МХТ им. Чехова - произведение, нисколько не умаляющее талант Льва Николаевича.
Напротив, в образах Василия и Лизы, сыгранных Пореченковым и Швец, отражена вся горечь драмы двух людей, не сумевших быть друг для друга родными, любимыми, не нашедшими пути к созданию Семьи, будучи в браке и даже родив детей.
Проблема, описанная в "Крейцеровой сонате" - не единичный случай, не богатое воображение автора. Если бы так! Но здесь вся горечь отношений между людьми, у которых есть связь физическая, но абсолютное отсутствие связи ментальной.
В данной постановке нельзя не отметить прекрасную актерскую игру, захватившую зрительный зал целиком и не отпускающую все два часа. Костюмы, декорации и музыкальное сопровождение очень органично вписываются и дополняют общую картину.
Получила огромное удовольствие от просмотра спектакля, могу посоветовать его для людей, готовых увидеть горькую правду о том, что влюбленность - это далеко не залог успеха семейной жизни. Что без уважения, без готовности двух людей идти навстречу друг другу счастье и благополучие такого союза вряд ли возможно.
Терпения и любви Вам!

3
0
7
ELINA00
15 отзывов, 15 оценок, рейтинг 15
26 марта 2011

Спектакль очень тяжелый.
Если вам в жизни не хватает страстей, бытовых проблем, ссор и битья посуды, то идите на этот спектакль.
Если же у вас всего этого и так хватает в жизни, то лучше снять home-video.
Актерская игра великолепна. Тут надо ставить пятерку с плюсом.
Но от этого спектакля можно получить психологическую травму.

2
0
1
Валя Карнавалова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
19 октября 2014

Пожалуйста, не ходите. Очень плохая постановка. Толстого нет ни грамма.
Совершенно не понимаю как случилось что этот спектакль считают удачным, почему столько положительных отзывов и, самое главное, как главного героя в произведении Льва Толстого может играть актёр типа Пореченкова? Этой фамилии уже достаточно чтобы дискредитировать всю постановку. К сожалению, мне состав был не известен, пока я не пришла в театр.
Как можно было так прочитать, понять, интерпретировать Крейцерову сонату, произведение совсем не двусмысленное, не туманное, с внятным посылом и разъяснением от автора (имеется в виду послесловие к повести), остаётся для меня загадкой. Вместо умного, глубокого, трагичного героя препарирующего себя и общественное устройство получился поверхностный, довольно упитанный, неуравновешенный, чересчур подвижный буржуа с постоянной резкой и при этом мелкой жестикуляцией, бесконечно срывающимся на крик голосом. В рот ему вставлены совершенно не подходящие этому персонажу реплики из "Крейцеровой сонаты". В противовес ему ставится тощая нервная и неуклюжая бабёнка с претензией на духовность и "развитие". Вся правда переходит на её сторону приобретая феминистическое звучание (что совсем не в духе Льва Николаевича).
Получается довольно неуклюжая, не правдоподобная бытовая драма с недопониманием, банальными сценками семейных ссор, нацеленными на зрительское узнавание. (ну например молодожёны ссорятся и спор заканчивается извинением Позднышева, и потом они спорят в духе "нет я не прав", "нет я"). Никакой страстности, бушующей злобы и раздражения как в повести,никакого самоанализа, никакой боли, глубины, никакой трагичности. Никакой лирики. Ничего этого тут нет. Актёры даже умудряются комедианствовать, а зрители смяться. В такой драме как "Крейцерова соната". Ага.
"И вишенкой в этом полнейшем отсутствии мороженного" является язык на котором разговаривают персонажи. Хотя заявлено вроде как то же самое время, что и в повести, герой ходит на работу и выражаются и ведут себя все как современные люди. Фразочки типа "всё путём" и прочее.
В общем, постановка возмутительна и страдает явным дурновкусием. Не хватает слов описать своё возмущение. После таких трактовок может испортиться впечатление и о повести. Как после фильма Бортко "Мастер и Маргарита" остаются дурные воспоминания, препятствующие тому, чтобы перечитать Булгакова, так и эта постановка портит собой оригинал. А не читавшим произведение вообще ни в коем случае нельзя на это смотреть. Больше всего обидно даже не столько то, что ты потратил на "это" деньги и время, сколько то, что это вроде как считается культурным и достойным времяпрепровождением смотреть такую муть.
Печально. Очень печально.

1
0
9
Ольга
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 4
5 сентября 2013

Одно то, что в этом спектакле нет антракта говорит о многом, его просто негде сделать. Это второй спектакль во МХАТе после "Амадея", на который я вернулась спустя год и посмотрела его так же, на одном дыхании.
Мне кажется, все-таки главный залог успеха - Михаил Пореченков. С самой первой минуты и до последней, ты ему веришь. Для меня, как для зрителя в первую очередь, и, как для молодой женщины, во вторую, очень важно чувствовать, будто вся эта история на сцене разворачивается только для меня, что именно мне, этот большой и невероятно обаятельный мужчина решил поведать о самом сокровенном, о том, что причиняет ему ежесекундную, ничем не излечимую боль.
Даже Льва Николаевича можно испортить современными театральными постановками, но, к счастью, это не тот случай. То, что когда-то было скандальным, запрещенным цензурой, сейчас кажется нам, современным людям, даже несколько непонятным, ну подумаешь, муж-ревнивец и жена, скучающая в браке. Чего за кинжал хвататься-то? Однако тема вечная, и в обществе, где институт брака практически изжил себя, может быть стоит начать оценивать себя трезво и, как Позднышев, признаться хотя бы себе: "Свинья я был ужасная, а воображал, что ангел"...

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все