Театральная афиша Москвы

Спектакль Крейцерова соната

Постановка МХТ им. Чехова

8.0
оценить
Театр: Крейцерова соната

Михаил Пореченков в амплуа неврастеника

В камерном спектакле по мотивам Толстого герой Михаила Пореченкова анализирует, что заставляет мужчину ненавидеть жену и мать своих детей.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 878
оценки: 244
рейтинг: 992
Мишка, Мишка, где твоя улыбка?

Этот камерный спектакль стал едва ли не главным успехом МХТ в прошлом году, и его надо видеть, пока об этом не догадались перекупщики билетов: перед Новым годом, когда играли премьеру «Крейцеровой сонаты», в Камергерском втридорога уходили билеты не на Пореченкова, а на «Конька-Горбунка». Можно предположить, что успеха не ожидал даже сам театр. О режиссере и авторе сценической версии Антоне Яковлеве известно только то, что он сын Юрия Яковлева и ставил в Вахтанговском «Мелкого беса», но до премьеры не довел. «Крейцерова соната» показала, что он по меньшей мере неглуп. Но больше всех удивил Михаил Пореченков. Причем удивил даже тех, кто знает его как хорошего артиста и видел в питерских спектаклях Бутусова. Тем более удивились бы те, для кого Пореченков — не более чем кинозвезда с амплуа добродушных крепышей, невозмутимо истребляющих зло на своем пути. В «Крейцеровой сонате» Пореченков сыграл человека, ­заре­завшего жену, с таким разнообразием оттенков — в диапазоне от мальчишеской растерянности до маниакальной решимости заглянуть судьбе в глаза, — что в его адрес несколько раз прозвучало: «актер-неврастеник».

Это не означает, что Пореченков бьется в припадке или что у него, допустим, дергается глаз. Если уж называть его неврастеником, то имея в виду психологическую подробность игры и главным образом способность проживать жизнь своего издерганного персонажа и параллельно холодно ее анализировать. Надо видеть, как Позднышев переживает первую ссору с женой — и секунду спустя разбирает ее причины, как в нем закипает ревность — и как одновременно он препарирует это чувство.

Яковлев разбил исповедь главного героя на собственно рассказ и действие, для чего ему пришлось самому сочинять диалоги и извлекать реплики из описаний. В начале спектакля мы видим вагонных попутчиков, коротающих время в болтов­не о любви. Когда в разговор встревает Позднышев, они ­опас­ливо ретируются, узнав в нем убийцу из газет, и появляются снова, когда исповедь Позднышева перерастает в действие и выносится на подиум, к которому ведут ступени из чемоданов, — теперь уже в других ролях. Блаженная девочка (Наталья Швец) становится невестой Лизой, дама-спорщица (Ксения Лаврова-Глинка) — ее предприимчивой сестрой, чопорный приказчик (Сергей Шнырев) — скрипачом с ухватками ­трусо­ватого наглеца.

Толстой и в самой повести не скупится на публицистику, а в «Послесловии к «Крейцеровой сонате» пишет прямо: влюбленность, поэтизируемая в обществе и воспетая искусством, есть не более чем плотская любовь. В силу этого заблуждения мужчины лучшее время своей жизни тратят на овладение «наи­лучшими предметами любви», а девушки — на заманивание мужчин в связь или брак, и в этом заблуждении причина многих бед. По мысли Толстого, случай Позднышева — общее место, и удивительно еще, почему при существующем положении вещей люди до сих пор не поубивали друг друга. Пореченков, напротив, играет у Яковлева частный случай: человек, теоретизируя, учиняет ад в собственной голове. Его жена Лиза ничуть не подпадает под толстовское описание женщины, которая подчеркивает свои женские прелести, чтобы манипулировать мужчиной. Лиза, какой ее играет актриса Наталья Швец, если что-то и подчеркивает, так искренность и достоинство. Если она говорит, что не может больше рожать, значит, того гляди помрет, если она увлекается, то исключительно музыкой. И даже музыки, с которой эта Лиза могла бы изменить мужу, в спектакле нет. В смысле — нет бетховенской «Крейцеровой сонаты», которой от Толстого — как и обществу в целом, матерям, врачам, педагогике и многому другому — досталось на орехи. На сцене все время находится квартет музыкантов, но они комментируют действие мелодиями композитора Александра Маноцкова. В финале к квартету присоединяется Пореченков, которому выносят трубищу, и он натужно выдувает из нее утробные звуки — тоскливый стон рассудка, загнавшего себя в угол.

3
0
...
20 января 2009

Лучшие отзывы о спектакле «Крейцерова соната»

Фото Светлана
Фото Светлана
отзывы: 107
оценки: 107
рейтинг: 188
9

Толстой - это Толстой. Общепризнанный гений, глубокий человек, мыслитель, мастер, который перетряхивает душу только лишь силой слова.
Спектакль "Крейцерова соната" в постановке МХТ им. Чехова - произведение, нисколько не умаляющее талант Льва Николаевича.
Напротив, в образах Василия и Лизы, сыгранных Пореченковым и Швец, отражена вся горечь драмы двух людей, не сумевших быть друг для друга родными, любимыми, не нашедшими пути к созданию Семьи, будучи в браке и даже родив детей.
Проблема, описанная в "Крейцеровой сонате" - не единичный случай, не богатое воображение автора. Если бы так! Но здесь вся горечь отношений между людьми, у которых есть связь физическая, но абсолютное отсутствие связи ментальной.
В данной постановке нельзя не отметить прекрасную актерскую игру, захватившую зрительный зал целиком и не отпускающую все два часа. Костюмы, декорации и музыкальное сопровождение очень органично вписываются и дополняют общую картину.
Получила огромное удовольствие от просмотра спектакля, могу посоветовать его для людей, готовых увидеть горькую правду о том, что влюбленность - это далеко не залог успеха семейной жизни. Что без уважения, без готовности двух людей идти навстречу друг другу счастье и благополучие такого союза вряд ли возможно.
Терпения и любви Вам!

3
0
...
16 сентября 2011
Фото ELINA00
Фото ELINA00
отзывы: 15
оценки: 15
рейтинг: 15
7

Спектакль очень тяжелый.
Если вам в жизни не хватает страстей, бытовых проблем, ссор и битья посуды, то идите на этот спектакль.
Если же у вас всего этого и так хватает в жизни, то лучше снять home-video.
Актерская игра великолепна. Тут надо ставить пятерку с плюсом.
Но от этого спектакля можно получить психологическую травму.

2
0
...
26 марта 2011
Фото Валя Карнавалова
Фото Валя Карнавалова
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
1

Пожалуйста, не ходите. Очень плохая постановка. Толстого нет ни грамма.
Совершенно не понимаю как случилось что этот спектакль считают удачным, почему столько положительных отзывов и, самое главное, как главного героя в произведении Льва Толстого может играть актёр типа Пореченкова? Этой фамилии уже достаточно чтобы дискредитировать всю постановку. К сожалению, мне состав был не известен, пока я не пришла в театр.
Как можно было так прочитать, понять, интерпретировать Крейцерову сонату, произведение совсем не двусмысленное, не туманное, с внятным посылом и разъяснением от автора (имеется в виду послесловие к повести), остаётся для меня загадкой. Вместо умного, глубокого, трагичного героя препарирующего себя и общественное устройство получился поверхностный, довольно упитанный, неуравновешенный, чересчур подвижный буржуа с постоянной резкой и при этом мелкой жестикуляцией, бесконечно срывающимся на крик голосом. В рот ему вставлены совершенно не подходящие этому персонажу реплики из "Крейцеровой сонаты". В противовес ему ставится тощая нервная и неуклюжая бабёнка с претензией на духовность и "развитие". Вся правда переходит на её сторону приобретая феминистическое звучание (что совсем не в духе Льва Николаевича).
Получается довольно неуклюжая, не правдоподобная бытовая драма с недопониманием, банальными сценками семейных ссор, нацеленными на зрительское узнавание. (ну например молодожёны ссорятся и спор заканчивается извинением Позднышева, и потом они спорят в духе "нет я не прав", "нет я"). Никакой страстности, бушующей злобы и раздражения как в повести,никакого самоанализа, никакой боли, глубины, никакой трагичности. Никакой лирики. Ничего этого тут нет. Актёры даже умудряются комедианствовать, а зрители смяться. В такой драме как "Крейцерова соната". Ага.
"И вишенкой в этом полнейшем отсутствии мороженного" является язык на котором разговаривают персонажи. Хотя заявлено вроде как то же самое время, что и в повести, герой ходит на работу и выражаются и ведут себя все как современные люди. Фразочки типа "всё путём" и прочее.
В общем, постановка возмутительна и страдает явным дурновкусием. Не хватает слов описать своё возмущение. После таких трактовок может испортиться впечатление и о повести. Как после фильма Бортко "Мастер и Маргарита" остаются дурные воспоминания, препятствующие тому, чтобы перечитать Булгакова, так и эта постановка портит собой оригинал. А не читавшим произведение вообще ни в коем случае нельзя на это смотреть. Больше всего обидно даже не столько то, что ты потратил на "это" деньги и время, сколько то, что это вроде как считается культурным и достойным времяпрепровождением смотреть такую муть.
Печально. Очень печально.

1
0
...
19 октября 2014
Фото Ольга
Фото Ольга
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 4
9

Одно то, что в этом спектакле нет антракта говорит о многом, его просто негде сделать. Это второй спектакль во МХАТе после "Амадея", на который я вернулась спустя год и посмотрела его так же, на одном дыхании.
Мне кажется, все-таки главный залог успеха - Михаил Пореченков. С самой первой минуты и до последней, ты ему веришь. Для меня, как для зрителя в первую очередь, и, как для молодой женщины, во вторую, очень важно чувствовать, будто вся эта история на сцене разворачивается только для меня, что именно мне, этот большой и невероятно обаятельный мужчина решил поведать о самом сокровенном, о том, что причиняет ему ежесекундную, ничем не излечимую боль.
Даже Льва Николаевича можно испортить современными театральными постановками, но, к счастью, это не тот случай. То, что когда-то было скандальным, запрещенным цензурой, сейчас кажется нам, современным людям, даже несколько непонятным, ну подумаешь, муж-ревнивец и жена, скучающая в браке. Чего за кинжал хвататься-то? Однако тема вечная, и в обществе, где институт брака практически изжил себя, может быть стоит начать оценивать себя трезво и, как Позднышев, признаться хотя бы себе: "Свинья я был ужасная, а воображал, что ангел"...

1
0
...
5 сентября 2013
Фото Натали Дунаевская
Фото Натали Дунаевская
отзывы: 87
оценки: 99
рейтинг: 121
7

После долгого спора с мужем все-таки сошлись на четверке – ему очень понравилось, а мне… ну не то чтобы совсем не понравилось, но оставило достаточно равнодушной… Замечу, что это первый спектакль, после которого наши мнения с мужем настолько разошлись, да еще и в плюс с его стороны! Обычно все же я являюсь зачинщиком походов в театр и как-то более терпимо отношусь к постановкам, чем он. В данном случае, уж поскольку повествование идет от меня, то сначала выскажу свое мнение, а затем мнение мужа.

Ну, не люблю я, точнее душой не принимаю, "позднего" Толстого, то есть произведений после его духовного "переворота". Все тот же прекрасный слог, стиль, глубина, но все пронизано нелюбовью. Ни одного героя, который был бы симпатичен даже самому писателю. Что же заставило Толстого так разлюбить людей, каждого из них?! Хотя за что уж их любить?.. – но это другой вопрос…Теперь обязательно вплотную займусь чтением его биографии)).

Крейцерова соната. Повесть. Извечная и актуальная во все времена история соединения и сосуществования сначала заинтересовавшихся, хотящих, а потом ненавидящих, раздражающих друг друга людей, мужа и жены.

Он. Решивший и желающий всем сердцем ступить на истинный, правильный путь чинной семейной жизни. Позже упивающийся своим поступком – как же?! «Я для тебя жизнью пожертвовал! А ты…», но кроме этого конкретного поступка – женитьбы – палец о палец не ударивший после для счастия семьи своей, а значит и для своего счастья. Лишь озлоблялся и раздражался с каждым днем все больше и больше, в итоге дойдя до того, что сам же мечтал застать свою жену с любовником, чтоб был повод ее убить.

Она. Эгоистичная неумная натура, с нелюбовью и злобой в душе. Ей даже и на ум не приходило, что собственное счастье надо выращивать, а не выходить замуж на все готовенькое. Совершенно не желавшая, чтобы ее убили, а просто существовавшая изо дня в день, пустая женщина.

Хотя не мне их судить и говорить о том, как надо… Но я пишу свое мнение и мне крайне неприятны эти персонажи. Я понимаю их, знаю похожих людей, но не чувствую их душой. Так же и спектакль я не почувствовала душой! Хотя это ни в коем случае не означает, что спектакль не удался. Удался! Вся задумка, все переживание были переданы, прекрасно играли актеры, хороша постановка. Крайне точно передано настроение с помощью музыки – эти давившие на нервы, неровные, раздражающие звуки скрипки… И хорошо, что в конце не полилась чистая музыка Крейцеровой сонаты! – не с чего тут взяться чистоте! – в душе тьма, мерзость…

Можно долго спорить, какие же времена лучше? Наши? - когда можно до свадьбы нажиться, узнать друг друга, разбежаться, снова сойтись, «попробовать» жениться, развестись и т.д. Что получается – разврат, блуд. Или тогдашние, восьмисотые? - когда до свадьбы «ни-ни», после свадьбы знакомство с человеком, разочарование, а вот развестись нельзя – неприлично, терпи знай. Что получается – тот же разврат в душе, обман окружающих и самого себя. В итоге спор ни к чему не приведет. Надеяться надо просто, что вдруг окажешься ты в числе тех, немногих, кому дано с юности и на всю жизнь… А еще надо любить, учиться любить… Бога, людей, близких людей, жизнь!

Думаю, что в зале очень многим зрителям спектакль пришелся по душе, так что к просмотру рекомендуется). Мужу моему очень понравилось – он как раз прочувствовал и глубину, и посыл, и атмосферу. А поскольку повесть все-таки написана четко с мужской стороны, может быть, мужчине виднее?)

1
0
...
3 декабря 2010

Галерея

Добавить фото
Поддерживаются форматы jpeg и jpg.
Минимальное разрешение фото 800х600, максимальный размер файла 20 Мб
Главная фотография: Афиша