Драматический |
Андреас Кригенбург |
«Два крупных спектакля по краям, специфические театральные штуки в центре» — так Марина Давыдова, собирающая программу NET вместе с Романом Должанским, описывает программу юбилейного, десятого, фестиваля. «Крупные спектакли» — это французская современная хореография «Без возврата» по мотивам «Моби Дика» и «Три сестры» из мюнхенского «Каммершпиле». «Специфические штуки» — это хеппенинги, спектакль с участием стариков-непрофессионалов, читки новых немецких пьес, бессловесный physical theatre и «католический мюзикл», более подробно описанные
в гиде по фестивалю. Не меньшую
интригу, чем эти «штуки», составляют премьеры, которые сыграют в рамках NET. Первым делом это «Рассказы Шукшина» рижанина Алвиса Херманиса — он впервые работает с российскими актерами, среди которых Евгений Миронов и Чулпан Хаматова (после NET спектакль останется в репертуаре Театра наций). Другая премьера — «Объяснить», который Иван Вырыпаев делает в «Школе современной пьесы». В основе лежат стихотворения казахского классика Абая Кунанбаева; стихи звучат на языке оригинала, исполнители — четверо русских артистов плюс полька Каролина Грушка, игравшая у Линча во «Внутренней империи», у Прошкина в «Русском бунте» и у Вырыпаева в новой картине «Кислород».
Что за спектакль получится у Вырыпаева — бог весть, понятно только, что он из той же обоймы, что и хеппенинг «Call Cutta in a Box» или финский мюзикл про Франциска Ассизского. Другой вопрос, почему «специфических штук», рожденных на стыке жанров или вообще не укладывающихся в короткие определения, сейчас гораздо больше, чем хорошего драматического театра. По крайней мере такая картина вырисовывается из программы NET, и вряд ли она такова только по той причине, что привезти в Москву пять «специфических штук» стоит столько же, как одну «Нору» Остермайера из афиши прошлого года. Марина Давыдова объясняет все тем, что театр все сильнее утрачивает свою идентичность. Одновременно театрализуются другие роды искусства. Как Кулик, проведший часть жизни в образе человека-собаки, или Пригов, придумавший себе маску Дмитрия Александровича Пригова, любой современный художник сегодня занят не чем иным, как перевоплощением. И самое живое из того, что рождается в театре, делают не профи, получившие классическое образование, а дилетанты, люди, пришедшие в театр из других профессий. Это если речь о режиссерах. Об актерах лучше вообще не вспоминать. В некоторых «специфических штуках» их и вовсе нет.