Театральная афиша Москвы

Спектакль Квартирник. ХХвост – всему голова
Постановка Театр на Литейном

6.8

Песни Алексея Хвостенко в исполнении драматических актеров

Алексей Хвостенко по прозвищу Хвост, автор песен «Город золотой» и «Орландина», был другом молодости худрука театра Александра Гетмана. Памяти товарища Гетман затеял мемориальный проект. У него, впрочем, есть все шансы выйти живым. Режиссер Роман Смирнов в юности был связан с рок-клубовской тусовкой и к делу подошел серьезно: посадил молодых актеров за музыкальные инструменты.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
570
5

Драматические актеры поют Хвоста

Роман Смирнов предложил актерам сделать то, чем уже много лет занимается музыкант Леонид Федоров, — спеть стихи Хвоста в новой аранжировке. Да так, чтоб не в бровь, а в нерв зрительного зала. Зал-амфитеатр в пять рядов уместился на сцене вместе с исполнителями, что вполне адекватно: толпу любителей обэриутско-абсурдистской поэзии и в лучшие времена было бы не собрать, концерт квартирного типа — самая адекватная форма. Ну и понеслось. На заднем плане чьи-то пальто на вешалках и группа Soundscript33, ближе к публике — ­актеры юного и среднего поколения. На маленьком столике чайник — двухлит­ровый, металлический — точно такой представляется, когда Хвостенко скрипит под гитару свой «Чайник вина». Естественно, из него разливают по стаканам темно-красную жидкость. Остальное — песни, которые следуют «паровозиком», без перебоев. Известные более — «Рай», «Орландина», «Облака» — и менее — «Льет дождем июнь», «Жалоба ­Солже­ницыну».

То, что молодежь осмысленно и с куражом распевает не самые простые тексты конца прошлого века — приятно. Досадно, что никак не обсуждается театральная составляющая поэзии Хвоста. Кто ж станет спорить, что этот дедушка русского рока (ну или, во всяком случае, один из дедушек), играя с языком, смешивая культурные эпохи и виды искусств, смещая смыслы, создал в результате новую мифологию. И все эти его пьяные ­бал­бесы, гребущие по небу в сторону леса, и турмалины с хризопразами, и единороги, и «гриб сатанинский, большая поганка румяная» — жители некоего параллельного мира, который-то как раз и пережил эпоху стагнации, которой не пережил их создатель. Думалось, что если в чем должен театр переплюнуть «Аукцыон», так в создании этого самого художествен­ного мира, переполненного конфликта­ми и противоречиями, которыми театр вообще жив. Но Смирнов, как уже было не раз, ограничился именно концертом.

Задача связать в целое задействованные тексты легла на плечи гренадерского вида молодой дамы (Анна Екатерининская). В гидовский микрофон, в который обычно зазывают гостей города на прогулки по рекам и каналам, она властно манит за собой: по лужам Охты, через Невский с его «страшным оживлением умов», в «литературную пустыню» Обводного канала. Если не найдя способов объединить образы по сути, Смирнов ­решил сделать это формально, поселив Хвостенко в гигантскую коммуналку — Ленинград, — то формой это и осталось.

То, что у труппы Театра на Литейном большой вокальный и пластический потенциал, очевидно. Как и то, что за всю актерскую составляющую в «Квартирнике» отдувается Сергей Мосьпан, играющий алкоголика-философа, вступающего в мистическую связь с совестью нации. «Ах, Александр Исаевич, Александр Исае­вич,/Были бы, не были, ежели, нежели, дожили», — тянет этот потерянный персонаж, и только с ним хочется выпить на брудершафт.

Отзывы пользователей о спектакле «Квартирник. ХХвост – всему голова»

Фото Светлана Ивлева
отзывы:
42
оценок:
50
рейтинг:
76
5

Пошла на спектакль под впечатлением от великолепного «Тень Города» и почти разочаровалась. На зрителя как из пулемета обрушиваются один за другим музыкальные номера, не имеющие никакой разумной связки между собой. Видимо, авторы рассчитывают, что на спектакль будут ходить только истинные поклонники Хвоста, знающие его творчество от «А» до «Я». Простому зрителю остается лишь без малого два часа ломать голову над тем «что все это значит», «что данная сцена символизирует» и т.п. Отдельные номера поставлены выше всяких похвал – «Орландина», «Конь унес любимого», «Рано в могилу». Есть и невнятные, и среди них, увы, «главная» песня Хвоста – «Город золотой», исполняемая зачем-то из шкафа.
Отмечу отдачу актеров. Все играют прекрасно, очень стараются, отлично поют. Делают то, что от них требуется. Но! У спектакля нет сценария, а значит, нет и смысла. Зачем он? Авторы сделали бусины (музыкальные номера), но забыли надеть их на нитку. Кроме того, к моему большому разочарованию в спектакле нет главного – нет самого Хвоста. Зрителю совершенно ничего не рассказывают ни об обстоятельствах жизни этого человека (одно короткое упоминание о тюрьме в Самарканде), ни о его творчестве и образе мыслей. Очень жаль. Задумка хорошая, актеры прекрасные, а результат, на мой взгляд, не получился. Уже потом, сравнивая два спектакля, я решила, что авторы «Квартирника» все-таки (не смотря на титулы и призы) поняли свою ошибку и исправили ее в «Тени Города». И на том спасибо. В конце концов истину про первый блин еще никто не отменял.

Фото Шквал Спб
отзывы:
33
оценок:
37
рейтинг:
20
9

Первая и наверное лучшая часть флэш-мобов на Литейном.Чисто Питерская постановка. Очень все органично, музыкально, тонко. Зритель сливается с актерами. Весь спектакль пролетает на одном дыхании. Все поют и играют замечательно. Ася как всегда хороша.

Фото besdelnic
отзывы:
7
оценок:
9
рейтинг:
3
7

Ну поскольку спектакль специфичен и сюжет неявный. То и впечатления сумбурные. Я даже не буду их сводить в какой-то связный текст...напишу так
Давно не слушал Аукцыон, Колибри...но тем не менее большая часть песен очень хорошо знакома. "Широкая железная осока..." моя любимая. Ну да Жилец вершин культовый альбом вообще. Поэтому неузнаваемая аранжировка слегка напрягала, впрочем наверно в этом и замысел. Песня, которая точно от этого выиграла - Вальс Жалоба. Но в общем-то песни Хвоста - они живы в любом качестве, в этом смысле - беспроигрышный вариант.
Стал отслеживать визуальный ряд, потому что здесь собственно и ожидается основной посыл спектакля (уж не знаю замышляется ли:)). Чайник вина- новенький, не юзаный. Символичный. Нарисованные места для табуреток и др. предметов - заданность движения, механичность. Быт сцены как бы слишком символичен и механистичен, чтобы быть разорванным музыкой. Нет конфликта. Литургия. И белые столы - тайная вечеря. 12 актеров. Как бы параллель с Евангелием - жизнеописанием Иисуса. Канон и меловая старушка, "более надежная чем живая".
В какой-то момент очень захотелось, чтобы это превратилось в неуправляемое действие, чтобы началась движуха. Как на концерте Аукцыона. Чтобы Федоров с гитарой превратился в звук, Волков с контрабасом в музыку, а Гаркуша в бешеный ритм. И зрители стали петь и танцевать.
Вино в конце - в тему.

PS Не понял, почему плакала девушка со скрипкой...и вроде девушка с мегафоном тоже ...(когда все сидели за столами, перед тем как начала петь девушка аля пугачева с галстуком)

Очень понравилось - с какой искренностью и честностью актеры вложились в свои песни. Запомнился дядька в плаще, который тонким голосом пел, а потом другая песня и он её уже пел голосом ниже...
Вальс Петра и Павла - офигенно... или это танго...пожалуй на танго больше похоже.
Ну а Вальс-жалоба - вне конкуренции..."дятел, пятнистая иволга":);

PPS Волков конечно в Аукцыоне не играл... но делает с конрабасом ... такое...!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить