Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.3

Спектакль
Метро

Постановка - Молодежный театр на Фонтанке
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Сюжет, известный по голливудскому фильму, до того простой, что даже пугает своей повседневностью: двое подвыпивших парней начинают испытывать терпение попутчиков в вагоне метро безобразными выходками, а пассажиры, в свою очередь, не находят в себе сил или желания объединиться и выступить против обнаглевших хулиганов. Столкновение агрессии и равнодушия не может завершиться счастливым финалом. В испытании, где каждый оказывается сам за себя, нет победителей. Для режиссёра Семёна Спивака случай в метро — это показатель разобщённости, в которой все мы существуем. В этом спектакле, как и во многих других, Спивак исследует человеческую природу, снова приходя к выводу, что в каждом уживается тёмное и светлое, а вот как возникает жестокость и когда проявляется доброта, зависит от многих факторов. Спектакль родился из студенческой работы выпускников СПбГАТИ мастерской Семёна Спивака, выпуск 2009 года. Для Молодёжного театра это не первый опыт переноса в репертуар спектакля, созданного в учебных аудиториях. Актуальный сюжет, молодая творческая энергия и искренность актёров, каждый раз волнуют зрителей, вызывая сопереживание, размышления и долгое послевкусие от спектакля.
  • Метро – афиша
  • Метро – афиша
  • Метро – афиша
  • Метро – афиша
  • Метро – афиша
Драматический
16+
Семен Спивак
25 октября 2008
1 час 50 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Анна Кузнецова
27 отзывов, 11 оценок, рейтинг 37
26 декабря 2008
Увлекательный тест на моральную состоятельность

«Метро» — спектакль, рожденный в аудитории Театральной академии и перенесенный на профессиональную сцену как успешная студенческая работа. Потому ключевые характеристики спектакля — малобюджетно и бодро. Сценография Николая Слободяника — ­ла­ко­нич­ная геометрия: прямоугольник белой сте­ны, три железных шеста (поручни в вагоне подземки), красные стулья, сколоченные в скамейки (по ходу действия они образу­ют тот самый угол, в который окажется загнана дюжина персонажей). Наконец, эти же стулья, выстроенные в круг — и это уже, видимо, ринг, где каждый должен выдержать схватку с самой судьбой.

Сюжет разворачивается в нью-йоркском метро в два часа ночи (оно там, как известно, работает круглосуточно). Проносящиеся навстречу друг другу ­поезда с пассажирами ритмично ­отсе­кают репрезентативные сценки. Тут

пара интеллигентных старичков, которым не хватает денег на зубы; замученные родители с годовалым пупсом на руках, спорящие о необходимости второго ребенка; мальчик-пижон, раскручивающий на интим наивную девочку и прочие. Объединяют персонажей, во-первых, темы, которыми ограничены их ­нехитрые речи и заботы: деньги, рабо­та, секс. Во-вторых — полное безразли­чие к окружающему миру. А на него стоит оглядываться, поскольку жизнь преподносит порой нежелательных

попутчиков.

Хотя «Случай в метро» — 40-летней выдержки сценарий, принадлежащий ­перу американца Николаса Баэра, остросоциальный спектакль смотрится куда как злободневно. В центре сюжета — ­пара развлекающихся от скуки подрост­ков: заклинив дверь поезда, они несколько часов удерживают в вагоне двенадцать взрослых людей. А те, не в силах преодолеть собственную зашоренность и противостоять насилию сообща, терпят издевательства.

К режиссерским удачам педагога ­курса Марии Мирош помимо детально проработанных психологических ­порт­ретов можно отнести назначение на роли подонков Сергея Яценюка и Ивана Мартынова. Злодеи получились милейшие — этакие enfants terribles, в которых обычно души не чают родители. Небанальные хулиганы со сноровкой энкавэдэшников подбирают индивидуальный ключик к каждому: спаивают подшитого ­алко­голика, провоцируют афроамериканца расистскими репликами. И делают это с блеском, с явным актерским талантом. На их фоне окружающий народец ­вы­глядит постным, почти карикатурным. Так что примерно половину действия, надо признаться, сочувствуешь, ­факти­чески, моральным уродам. И нужны ­шутки совсем уж невыносимого граду­са мерзости, чтобы зритель начал ассоциировать себя с толпой — по неприят­ному холодку в позвоночнике распознал ситуацию, когда молчание само по себе уже является низостью, а недеяние — преступлением. И всерьез засомневался: уж не тварь ли он дрожащая.

2
0

Отзывы

9
Ирис Смайл
68 отзывов, 95 оценок, рейтинг 104
27 октября 2008
Адреналин страха

Потребуется большая сила воли, чтобы безучастно и только в роли безмолвного зрителя просидеть весь этот спектакль. Я постоянно ловила себя на мысли, что еще секунда, я встану и начну драться…Бывает же такое. Сходите на «Метро» и, может быть, поймете меня.
В такой ситуации, может оказаться каждый, если уже не оказывался. И дело даже не в том, кто сильнее, или слабее. Выигрышем сильного иногда может стать смерть. Вот это и страшнее всего. Спектакль идет без антракта около двух часов, которые пролетают незаметно. И уверяю Вас, все это «незаметное» время, ВЫ будете нервничать, ВЫ будете бояться, ВЫ будете злиться и ненавидеть. Вы захотите плакать от бессилья и пустоты. Вы будете бездействовать, и молчать так же, как все те люди, которые по странному стечению обстоятельств попадут в один вагон с двумя подонками.
Метро настолько вжилось в жизнь мегаполисов, что нам просто некогда замечать того, что там происходит. Бесконечная спешка, отрывки разговоров, промелькнувшие лица и только. Именно так и начинается спектакль. Большинство парочек выясняют отношения по разным поводам, почти у всех проблемы. Лишь у двоих друзей, Джо и Арчи, проблем нет. Главная их проблема найти себе жертву для развлечения, обмана, издевательства и даже грабежа. Это даже не хулиганство, это самоутверждение двух ублюдков, которые получают удовольствие от того, что могут безнаказанно унижать людей. А за унижение и издевательство сажают редко.
В скором времени, попав в вагон, они найдут себе 18 потенциальных жертв. Ни уговоры пожилых людей, ни появляющиеся, время от времени, полицейские, ничто и никто не сможет напугать Джо и Арчи. Пассажиры вагона, как будто, сговорившись о пакте невмешательства, молча наблюдают за тем, что вытворяет парочка. Неплохой ход – «не обращать внимание», снисходительно наблюдая и подсмеиваясь, но в роли жертвы может оказаться каждый. Так происходит и в «Метро», каждый подвергнется унижению и, что самое ужасное, никто не сможет дать достойный отпор. Безразличие и бездействие (помимо бутылки виски) только разогревает Джо и Арчи, которые будут выдумать разные уловки, чтобы спровоцировать конфликт. Джо - главный инициатор, подмечающий человеческие слабости, чтобы ударить посильнее, упивается своей временной властью и трусостью людей. Арчи ему даже не друг, скорее орудие для выполнения его издевательских приказов. Все отморозки отлично чувствуют этот адреналин страха. Они напоминают изголодавшихся псов, которые готовы вцепиться в горло каждому, кто посмеет встать у них на пути.
Спектакль сделан по интересной трехактной схеме. Сначала это открытое пространство метро, по которому снуют люди. Потом это угол вагона, где сидят пассажиры. И затем, видимо, чтобы подчеркнуть нарастающую напряженность и замкнутость пространства, откуда некуда вырваться, главные герои образуют круг, чем-то напоминающий арену цирка. Два дрессировщика издеваются над кучкой слабых животных, именующих себя людьми. Они выбрали путь невмешательства, только потому, что посчитали это наиболее безопасным и гуманным. К тому же у Джо и Арчи был нож.
Как бы Вы поступили в такой ситуации? Молчите…
И, все-таки, один участник этого действа не выдержал и поддался провокации. Я до сих пор думаю, правильно ли он сделал. Ведь таким отморозкам ничего нельзя доказывать в одиночку, пока один дерется и получает нож в спину, другие молча наблюдают. А главные провокаторы получают особенное удовольствие уже не от адреналина страха, а от запаха смерти.
Молодые актеры настолько натурально и динамично сыграли свои роли, что в конце я уже не воспринимала их как актеров. Некоторым я сочувствовала, кое-кого просто возненавидела. Прекрасно вплелись в ход событий и музыкальные номера: вечная песня сэра Пола Маккартни «Yesterday», рок-н-ролльный танец и супер ковбойские пляски под банджо.
Спустя некоторое время, я вздохнула с облегчением, которое испытываешь после страшного сна. А сейчас я думаю, ведь это только спектакль…
…а в жизни…а в жизни бывает и пострашнее…

8
0
9
Катрина Си
15 отзывов, 65 оценок, рейтинг 64
12 февраля 2010

Достоевский писал – бойтесь равнодушных!
А мудрость гласит – хочешь изменить мир – начни с себя!


Я не хочу говорить о сюжете пьесы – его можно изложить в одном предложении, но смысл, смысл настолько глубок, что вряд ли можно уложить в несколько сотен страниц.

Эмоции. Они захлестывают Вас от первой минуты до последней. После спектакля каждый неизбежно задает себе один и тот же вопрос – а как поступил бы я, будь на их месте? Вопрос ужасен сам по себе, потому что представить себя в подобной ситуации сложно психологически. Мы еще с детства боимся людей, которые считают себя выше других, которые погрязли в безнаказанной вседозволенности. Мы избегаем таких людей, у нас мурашки бегут по телу при мысли о возможной встрече. Но. Когда мы сталкиваемся с такой ситуацией – мы становимся эгоистами, закрываемся, и вот тут, если взглянуть со стороны, действительно становится страшно. Мы закрываем глаза на все безобразия, лишь бы нас не тронули. Но ведь нам достаточно понять только одного – пока ты не поможешь другому – он не поможет тебе! Только вместе мы сможем справиться с ними. Не надо молчать! Почему мы надеемся на авось пронесет? Почему мы так слепы друг у другу? Почему мы позволяем жить таким «личностям» в нашем обществе? Почему позволяем себе рожать и не воспитывать? Как мы собираемся жить дальше? И ЗА КЕМ БУДУЩЕЕ?

… Это лишь часть всего того, что хочется выкрикнуть в слезах во время спектакля и после него. Я лично порывалась набить, извините, морду тем двоим в вагоне, практически билась в истерике во время кульминации событий, а сейчас в душе комок жалости. Жалости к людям, к человечеству. Мы настолько слабы для того, чтобы пересилить в себе этот страх, дать отпор врагу, что мы становимся жалки на фоне отвязных «бравых» парней. Их много, а нас, равнодушных, молчаливо- согласных, еще больше… Эмоции…

Искренне советую посмотреть. Спектакль не оставит равнодушным никого. Глубокий, проникновенный, но очень тяжелый. Подбор актеров изумителен, их игра превосходна. Даю 1000 из 100 возможных.

P.S. Сложно жить с тем, что видишь и понимаешь. Всегда завидовала идиотам.

3
0
7
Антон Жерздев
32 отзыва, 34 оценки, рейтинг 27
14 ноября 2011

Если вам не хватает в жизни эмоций страха, стыда и ощущения бессилия, то на спектакль обязательно надо идти!

Спектакль редкий по степени близости проблемы к зрителю. Скажем прямо, почти всем доводилось бывать в такой ситуации, разве что не с таким градусом. Не знаю, как вы, а я до сих пор не знаю, что в такой ситуации делать, и как к ней готовиться. Однако я уверен, что на эти вопросы каждый сознательный человек должен себе ответить. В отсутствии правильных ответов берут начало очень многие проблемы современного общества, начиная от ситуации, показанной в спектакле, и заканчивая неспособностью народа контролировать власть. Может я чего-то не понял, но к сожалению даже намёка на ответ в спектакле я не увидел. Стало быть самим справляться...

Ведущая пара актёров имеет потрясающе проработанную и оправданную линию поведения. Просто большие молодцы. При этом они цепко держат внимание зрителя и неуклонно повышают градус ситуации. Актёрам, играющим пассажиров, не всегда верилось, но в целом ничего криминального. Сценография, звук и свет просты и лаконичны, не мешают восприятию сюжета.

1
0
3
Dashka Pichuga
13 отзывов, 116 оценок, рейтинг 6
21 апреля 2009

«Метро» — первый на моей жизни (а может и вообще единственный, как знать) спектакль, на котором... укачивает. Такого навязчивого звукового ряда я еще нигде не видела: здорово портит впечатление, и ощущение нехорошее — будто бы бы вот этот стук-тук-тудук-тудук-тудук колес вагона метро направлен на то, чтобы для зрителя за общей усталостью от монотонного звучания скрыть и недостатки режиссуры, и отсутствие второго плана в игре актеров. То, что студенты Спивака — наверняка, милые и хорошие люди, и возможно когда-то еще как состоятся в профессии — спектакль спектаклем не делает.
«Метро» — как мне кажется, прежде всего супер-удачный пример театрального пиара. Зрителей на спектакле — лом: самого разномастного, и большей частью (это слышно по разговорам в фойе) не театрального. Театр, как замечательная альтернатива походу вечером в кино — это да, это и есть плюс в сторону тех, кто удачно организовал поток людей на «Метро». Но в обеспечении ли этой альтернативы смысл Театра?

1
0
1
Luina
6 отзывов, 72 оценки, рейтинг 9
12 мая 2017

Половина зала в середине постановки во время контракта просто ушла. один из немногих спектаклей который не понравился. Проблемы с какой то американской точки восприятия.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все