После долгой организационной лихорадки Консерватория наконец получила исполняющего обязанности ректора в лице скрипача и дирижера Сергея Стадлера. Он, в частности, взялся за подотчетный Консерватории театр, последнее время влачивший существование не просто жалкое, а какое-то запредельно горемычное. Новую кровь вливают с помощью оперы, впервые поставленной на этой сцене первым директором Консерватории Антоном Рубинштейном.
Опера |
Татьяна Ястребова |
История — про то, что требования театра когда-то были важнее, чем верность букве. А с другой стороны, что букву хорошо бы для начала знать. Знаете ли вы «Орфея» Глюка? Или «Орфея и Эвридику» Глюка? На итальянском или французском? Заглавная партия мужская или женская?
В «Орфее и Эвридике» Кристоф Виллибальд Глюк вместе с либреттистом Кальцабиджи начал свою оперную реформу. Чтобы драматическое действо, а не бессмысленные фиоритуры, чтобы оркестр заодно с певцами, чтобы «звук прямо выражал слово», как столетием позже требовал другой реформатор — Модест Петрович Мусоргский. Все так и случилось — в 1762 году в Вене.
Но потом Глюк отправился в Париж, а на парижской сцене порядки были другие. И вот премьера в 1774-м: в опере стало больше балета (в Париже танцуют все) — демоническую пляску фурий Глюк перенес из своего же балета «Дон Жуан» (долгое время считалось, что это из-за нее сгорел театр, в котором балет представляли, — 44 факела не шутка). Орфей из кастрата превратился в тенора (в Париже предпочитали естественность), хотя тенора высокого (его голос обозначен в партитуре как alto). В сцене теней в полях Элизиума появилась флейтовая мелодия, которую может напеть любой начинающий меломан. Да, и Эвридика исчезла из названия оперы.
Но и это еще не все. В XIX веке на сцене появляется Гектор Берлиоз — пламенный последователь Глюка и его реформы и столь же пламенный поклонник певицы Полины Виардо — как известно, не единственный. Альфред де Мюссе говорил, что она поет как дышит, Жорж Санд вывела ее в романе, ее муж, писатель Луи Виардо, оставил пост директора театра, чтобы сопровождать ее на гастролях, а Тургенев влюбился в нее, когда она пела в Петербурге на сцене Каменного (Большого) театра, на месте которого теперь Консерватория, и с тех пор следовал за нею повсюду.
Это Полина Виардо (ее голос теперь называют контральто) начала петь арии Орфея, и в 1859-м, соединив две свои страсти, Берлиоз сделал свою редакцию глюковской оперы. С тех пор Орфея во Франции полвека пели почти исключительно женщины (а в России продолжали придерживаться мужчин). А потом началась эпоха контратеноров, и все окончательно смешалось.
Театр Консерватории под руководством и.о. ректора Сергея Стадлера взялся именно за эту редакцию, и тут выяснилось, что партитуры берлиозовской редакции в России не найти, а в Париже долго ждать — добыли свежайшее академическое издание «Беренрайтера» (2005 года). Можно не уточнять, что здесь эта версия прозвучит впервые.
Над подготовкой трудятся Назар Кожухарь и Юлия Хуторецкая, ставит спектакль хореограф Константин Чувашев, участвовавший в барочных балетах «Бориса Годунова» Маттезона и нынешнего фестиваля Early Music. Художник Татьяна Ястребова готовит условно греческую стилистику и обещает ссылку на рок-оперу «Орфей и Эвридика» Журбина — ее премьера тоже прошла в Театре Консерватории.