Театральная афиша Москвы

Спектакль Троил и Крессида

5.8

Выдающийся спектакль литовца Римаса Туминаса о войне

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1347
9

Грек уныния

Год назад Римас Туминас принял руководство Вахтанговским театром. Сейчас вышла его первая премьера, после которой ­либо труппа съест литовского режиссера, либо он заставит о ней говорить всерьез.

Для очевидного успеха Туминасу стоило взять что-нибудь попроще. Вроде «Горя от ума», которое он поставил в «Современнике» уже после назначения в Вахтанговский. Классика всем хороша, особенно тем, что дает режиссеру возможность щегольнуть эффектной интерпретацией. Туминас в «Современнике» и щегольнул. А в Вахтанговском поставил «Троила и Крессиду» Шекспира — вещь, которую не то что в России, ­даже на родине не тревожат. Тяжелую, путаную, многослов­ную пьесу без героев. В которой нет места ни титулованным старейшинам Вахтанговского, ни здешним красавицам. Из которой не вытащить ни театр-праздник, который умеют делать вахтанговцы, ни театр-«насвозвышающийобман», который любит публика. Постановку Туминаса смотреть тяжело, но нужно. Это, может быть, самый трезвый спектакль о войне.

«Троил и Крессида» — это непонятно что по жанру. То ли хроники времен осады Трои. То ли трагедия вроде «Ромео и Джульетты», хоть Крессида и не Джульетта. То ли сатира — высокого в ней ноль, низкого с перебором. Все то, что особо ценят в старых пьесах: долг и чувство, ясные герои, верность и любовь — все в этой пьесе вывернуто наизнанку. Долг равен глупости, героизм — тщеславию, а чувства сродни туману — сгущаются к ночи и испаряются с первыми лучами солнца. Война троянцев с ахейцами идет уже несколько лет, и от ­яб­лока раздора давно остался один огрызок. Выясняется, что Аякс — родня Гектору, пусть и седьмая вода на киселе. Как пел Б.Б.Гребенщиков, «нас учили, что жизнь — это бой, но, по новым данным разведки, мы воевали сами с собой». Так выглядит величайшая из войн у Шекспира. Туминас еще больше ­сгущает краски.

Троя Туминаса — захламленный берег моря с одиноким ­фонарем вместо светила. Анемичные, словно подмороженные аккорды Фаустаса Латенаса накатывают, как прибой. Гигантский таран валяется на сцене, он устал работать. Демагог Улисс, хихикая, подталкивает греков к бойне. Люди раскачивают таран. Кассандра с повисшим на шее баяном растягивает мехи, пророча гибели родному городу. И тут сцена превращается в кухню: греки, троянцы — все, даже женщины, рубят капусту.

Кто здесь против кого? Ахейские мужи — группа в пляжных халатах, комическая массовка: выживший из ума Агамемнон, Улисс в парике блондинки-трансвестита, в хвосте таращит гла­за рогоносец Менелай. Ломают комедию и греческие герои — тупой жирдяй Аякс, самодовольный Ахилл и его «подружка» — одетый гетерой переросток Патрокл. Троянцы не так гротескны: пусть они прямолинейны до глупости, зато хоть не собачатся между собой. Но в тот момент, когда нам кажется, что правота за троянцами, нам предъявляют то, во имя чего они проливают кровь, — Елену.

Эту роль-пятиминутку играет Мария Аронова — говорят, Туминас ее едва уговорил. Аронову можно понять, и надо отдать должное ее мужеству. Она на постаменте, в оправе дорогой рамы, в ногах у нее истекает слюной порочный мальчик Парис. Он просит Елену наградить вояку Гектора — снять с него доспехи, раздеть и обезоружить. Она готова: распахивает халат и обнажает розовый муляж оплывшего голого тела, карикатуру на боттичеллиевскую Венеру. Распахивает — и занавес торопливо задергивается, скрывая этот кошмар. Антракт.

Тема Троила и Крессиды, которых, к слову, не было у Гомера, начинается только после антракта. Леонид Бичевин и Евгения Крегжде играют свой отдельный спектакль в спектакле, пишут акварелью поверх масла. Будто их героев не коснулось всеобщее вырождение. Будто они действительно Ромео и Джульетта и не видят, что толкающий их друг к другу Пандар — вульгарная сводня, а не монах Лоренцо. Они кажутся единственными живы­ми на этом шоу разложившихся уродов. Любовь этих детей — последняя надежда, отмеренная гибнущему миру. Смерть этой любви катастрофичнее падения Трои. В сравнении с предательством Крессиды, таким скорым и суетливым, и смерть Ромео и Джульетты кажется сказочным хеппи-эндом.

Отзывы пользователей о спектакле «Троил и Крессида»

Фото Анастасия Надеждина
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
7
5

Впечатления о спектакле. Выходят мужики и что-то трендят о Трое и троянской войне. Потом появляются мужики в белых махровых халатах, реплика зрителей: «Вы еще кипятите? Тогда мы идем к Вам. Надо было выпустить этого мужика из рекламы стирального порошка туда же». Начинает говорить старик-Приам: вообще-то мог бы говорить и по-гречески – все равно ничего не понятно. Бежит какой-то вестник, у которого перед туники длинный, а зад обрезан по самое не могу, в зале вопрос: А есть ли на нем трусы? Вестник поворачивается задом – трусы есть, реакция зала: «Когда поссорится с режиссером - придет без трусов». Выходят два мужика-пидора: Ахилл и Патрокл - ребята бравые – бодро так изображают: Ахилл похож на героя-пидора, а Патрокл и на пидора, и на грека – молодцы ! Чего-то бухтят опять про троянскую войну. Кульминация спектакля – выходит Елена размером где-то около Монтсеррат Кабалье и обнажается: торчит клок волос из причинного места и ну все остальное, все мужики, играющие в пьесе, собираются вокруг нее – Вау! – антракт.

Поет Пандар очень смешную и глупую песню – все смеются. Начинается история любви Троила и Крессиды. Крессида посреди всего этого изображает очень похоже шекспировскую трагедию, играет хорошо (здесь есть даже что-то от Шекспира). Выходят опять мужики и что-то вяло бухтят про войну. Крессида становится проституткой, Троил расстроен. Гектор что-то бухтит о Трое. А еще бегает какой-то жирный мужик в тунике по самое не могу и сражается с Гектором (вроде,Аякс), но потом с ним мирится. Но тут на Гектора нападает пидор Ахилл: конец Гектору, тут же помирают Патрокл и Крессида. В общем, все умерли. Совет администрации: вывесите в фойе инфо о Трое и ее героях, а то я-то окончила филфак лет 20 назад, а вот рядом с нами сидела парочка, и девушка с мукой сказала : «Ну ничего не понимаю!» Пожалейте зрителей-технарей, которые уважили Ваш театр и пришли. Вообще, несмотря на полностью запутанное содержание (слишком короткие линии главных героев, а спектакль тонет в мутных потоках запутанных рассказов о перипетиях троянской войны) ушло очень мало народа, наверное, потому, что актеры играли неплохо или настроение у зрителей просто было хорошее. Ни Шекспира, ни греков я на сцене не увидела, а был лишь эпатаж режиссера и желание доказать, что он и сложную пьесу поставит. Ну что-то, конечно, получилось, человек-то талантливый, но, в основном, очень все муторно. Последний вопрос: На хрена Кассандре баян?

Фото Олег
отзывы:
3
оценок:
2
рейтинг:
2
3

Ушел после первого акта. Не понравилось и не понял: Елена не прекрасная, а ужасная, курит к тому же. Какой-то аккордеон на сцене в руках - у кого не понял, Пандар в современном костюме. Речь актеров не разборчива - актеры кричат, и ничего не понятно. Декорации мрачные и примитивные. Пьеса сложная и по смыслу и по сюжету, тем более древняя история - не все отлично знакомы с ней. Режиссеру можно было бы и без ненужных изысков обойтись.

Фото Ulrih
отзывы:
275
оценок:
348
рейтинг:
416
7

Грекофоб

Стильной и зажигательной оказалась работа у Римаса Туминаса... Прекрасные актеры и видно, что попали в чудесный компот - плещутся, хлебают его самозабвенно и с неподдельным энтузиазмом.
Много уже сказано слов о Троиле и - всё правильно: и про разложение, и про антимилитаризм, но всё-таки, главное здесь не это...
Если внимательно посмотреть, то в центре всего действа стоит Пандар (В.Симонов). У Туминаса он ведь не грек - он читатель. И чтение ему отнюдь не простое досталось. Пандар читает Шекспира, который увлечен текстом Д.Чосера, который проникся Гомером. Кроме того, Пандар это же наше зрительское/читательское альтер-эго и ему известно, что, например, Гектор погибает уже не одну тысячу лет... И что остается Пандару? Чем можно разрешить рефлексию по поводу непререкаемых многовековых литературных авторитетов, лежащих тяжеловесным мрамором?! Правильно, играть с текстом и извлекать из него эстетическое значение. Что и делает Пандар/Туминас - куражится и эстетствует, не забывая при этом подложить в ткань спектакля и другие содержательные плоскости. Кроме уже упомянутых смысловых пространств, можно прибавить и энциклопедию русской жизни человеческих образов. Типажи - на любой вкус яркие и запоминающиеся (и вполне традиционно - ни одного положительного героя -таков жанр)... Избавиться от интонаций и пластики, например, Терсита (Ю. Красков) – невозможно, да и другие не менее выразительны...
Один из признаков качества Троила – охреневшая (извините) вахтанговская публика, которую давно надо было подвергнуть санации – бежали словно инвесторы с падающего фондового рынка – дружно и остервенело...
Ну и, конечно, Генделевскую сарабанду обойти невозможно – ну к месту, не отнять!

Фото Елена
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
3
1

- Ах, новый наряд короля бесподобен! А шлейф-то какой красивый! А камзол-то как чудно сидит!
Ни один человек не хотел признаться, что он ничего не видит, ведь это означало бы, что он либо глуп, либо не на своем месте сидит. Ни одно платье короля не вызывало еще такого восторга.
Г.Х.Андерсен "Новое платье короля"

И на спектакле мысль посетила вдруг меня, -
Опрос устроить здесь мгновенный!
Процентов 70, наверно,
Сказали б: "Полная х..ня"

З.Ы. Олегу, оставившему рецензию в вечер спектакля - непонятно кто с аккордеоном в руках - это Кассандра.
З.Ы.Ы. Мы тоже ушли после первого действия.

Фото А. Новиков
отзывы:
43
оценок:
47
рейтинг:
34
9

Сходили в морозный субботний вечер в театр им. Вахтаногова. Постановка удалась на славу. Ироническую удавку, наброшенная Шекспиром на шею гомеровской Трои, затянул в петлю Римас Туминас. Антигерои пьесы - тупица Аякс, женоподобный Парис, циничный Пандар (Владимир Симонов), гордец Ахилл, разделивший ложе с возвышающимся над ним Патроклом, обрюзгшая, мимикрирующая под Мадонну (Мария Аронова) ломают черную комедию. В основе путанного действия неудачная история любви троянца Троила (Леонид Бичевин, доктор из "Морфия" Балабанова) и пленница-гречанка Крессида (Евгения Крегжде). Молодые мыкаются в поисках взаимной любви, сходятся, любятся. Затем Троил вынужден отдать ее грекам, а она тут же идет по рукам (1 и 2 финалы). Пародийная любовь одним миром мазанных осаждающих и осажденных заводит в тупик. А единственный положительный герой - Гектор - погибает, чтобы Пандар мог напомнить нам, что со времен Трои нам, их потомкам приходиться расплачиваться за низость и слабоволие античных героев в отсутствие своих богов. Второе действие спектакля накрывает, перекрывая несуразности начала конца эпохи. Все это великолепие напомнило мне старые добрые посиделки на кухне у друга, где за трепом о низком и высоком рождаются бурные фантазии на классические литературные темы.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить