Театральная афиша Москвы

Спектакль Старший сын

7.4
оценить

Безжалостно-жесткая история про отцов и детей

Константин Богомолов отскоблил пьесу Вампилова от сентиментальности, наросшей на нее из-за фильма с Леоновым, Караченцовым и Боярским. Сергей Сосновский, Юрий Чурсин и Евгений Миллер играют жесткую вещь про распавшуюся связь времен.

Лучшие отзывы о спектакле «Старший сын»

Фото Zoisha
отзывы:
7
оценок:
8
рейтинг:
9
9

«Одиноким — одиноко»:
спектакль «Старший сын» театра-студии п/р О.Табакова

Одиноким — одиноко,
Вьюга только да осока.
И дорога не подруга,
Однонога, однорука.
Не дорога, а дорожка
От порога до окошка.
Одиноко от печали —
Не ругали, не прощали.
Мне не надо, ради бога,
Ни заката, ни восхода.
Мне бы снова хоть немного,
Хоть бы слово от порога.
Веня Д'Ркин

Пьеса А.Вампилова «Старший сын» — произведение чрезвычайно известное. В 1970-е годы спектакль по ней одновременно украшал репертуар 44-х театров в разных городах СССР. На пике популярности произведения (в 1976 году) вышел одноименный телефильм, в котором главные роли играли Евгений Леонов (Сарафанов), Николай Караченцов (Бусыгин) и Михаил Боярский (Сильва).

Экранизация, как это часто бывает, сыграла с вампиловской пьесой злую шутку: многим из видевших фильм стало казаться, что сыграть эту историю лучше, чем это сделало вышеназванное трио, не сможет уже никто. Константин Богомолов, к счастью, так не считал. К слову, в ряде интервью режиссер нынешней «табакерковской» версии «Старшего сына» прямо говорил о свой нелюбви к фильму с Леоновым: дескать, слишком сладкая получилась история, прямо-таки сироп.

Юрий Чурсин, Сергей Сосновский, Яна Сексте и другие артисты и впрямь играют в созданном им спектакле гораздо более жесткую историю. Историю о тотальном, остро-трагическом одиночестве каждого из персонажей и о попытке его преодолеть. В этом главный нерв спектакля и главный залог того, что история, рассказанная в пьесе Вампилова, — на первый взгляд абсолютно «оттепельная», чисто «шестидесятническая», что подчеркивается и сценографией — все-таки будет актуальна и сегодня. Неслучайно ведь тележурналист Сергей Доренко (как бы к нему ни относились, а человек он талантливый и остро чувствующий дух времени) совсем недавно говорил с экрана о «невероятном, оглушительном моральном одиночестве нынешних русских людей». Хорошее выражение, очень точно отражающее состояние, в котором находятся практически все герои «Старшего сына» в постановке Богомолова. Одинок Сарафанов (Сергей Сосновский играет его человеком жалким и по большому счету ничтожным, в отличие от того же Леонова, игравшего человека трогательного и смешного). Одиноки его дети Нина (Яна Сексте) и Васенька (Андрей Фомин), отчаянно пытающиеся построить свое личное (но одновременно совместное с кем-нибудь) счастье. Одинок проходимец Сильва, которого исполнитель этой роли Евгений Миллер играет совершенно по-опереточному, как бы невсерьез, но среди своей обычной буффонады он вдруг с оттенком искренней тоски говорит: «Нахалам, вы знаете, ведь тоже нужна любовь...» (читай: нужны понимание, забота, одним словом, отсутствие одиночества).

Наконец, невероятно, до рези в горле одинок Бусыгин. В исполнении Юрия Чурсина именно он, а не пожилой Сарафанов, является главным героем спектакля, и героем, безусловно, трагическим — несмотря на то, что жанр спектакля — комедия. Бусыгин вырос без отца и всю жизнь остро чувствовал свою покинутость. Случайно объявив себя сыном Сарафанова, он сначала всерьез выплескивает на него комплексы и претензии, которые мог бы предъявить своему настоящему родителю, а потом также всерьез начинает испытывать к нему родственные чувства. В начале спектакля холодный и отстраненный, окоченевший и в прямом, и в переносном смысле, он по ходу действия оттаивает, отогревается и душой, и телом: жесты становятся свободнее, выражение глаз и интонации — теплее. И когда он ближе к финалу спектакля, вопреки тексту пьесы, сам признается «отцу» в обмане (в пьесе его разоблачает Сильва), то использует для этого удивительно трогательный оксюморон, отсутствующий в авторском тексте: «Папа, я тебе не сын! Прости меня, пожалуйста, я тебя обманул!»

Удастся ли героям преодолеть одиночество? В спектакле нет однозначного ответа на этот вопрос, как нет и четко прописанного у Вампилова хэппи-энда. Вместо него зрителя в финале ожидают густой дым со сцены (Васенька поджег квартиру соседки-«изменщицы»), сумбур, беготня и вопли всех героев разом. Такой финал сначала сбивает с толку, а потом начинаешь понимать его закономерность: в современном нам мире преодоление одиночества вот этак сразу вряд ли возможно. Но уже сама попытка дорогого стоит.

5
0
22 ноября 2011
Фото Alexandra 87
отзывы:
13
оценок:
13
рейтинг:
12
7

Старший сын
январь 2010
(Табакерка)
Режиссер-постановщик
Константин Богомолов
Действующие лица и исполнители:
Бусыгин - Юрий Чурсин
Сарафанов - Сергей Сосновский

«У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как
следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или
разжалобить».

В глазах все равно навсегда фильм, как эталон…Леонов – эталон, нет, не
правильно, не эталон, он - Сарафанов. Просто это его роль, и когда его
вижу в фильме, всегда чувствую, что это как для него написано, не даром
и он сам, насколько я знаю, прочитав пьесу, сам «напросился» играть.

Декорации стандартного российского подъезда «тех» времен, квартира тех
времен, лестница. Все сквозное и прозрачное.

Сосновский. Ну как уже сказала – не Леонов…и этим все сказано. Леонов –
эталон, оставим это фактом)) но это не значит, что рука режиссерская не
смеет больше никогда замахиваться на сию пьесу. И хоть «папаша Головлев»
временами и переигрывает (иногда черезчур давя из себя слезу, иногда
черезчур истеричен), но в целом его образ отца тоже наверное сложился.
Одинокий, маленький, жалкий. Увидел в незнакомом человеке сына и
уцепился за него, как за последнюю спасительную соломинку, и уже готов
бросить всё, чем жил, детей, которые вдруг стали чужими, черствыми и
непонимающими...
моментами жалкий и трогательный до слез, моментами переигрывающий.

Чурсин хорош, такой естественный, играет совершенно в своей манере,
характере.
Кажущийся надменным и черствым, вдруг может стать человечным,
совестливым, любящим, готовым теперь, в искупление своего поступка,
стать этому старику настоящим сыном...отчасти в искупление, но ведь и
потому, что за это короткое время он и правда полюбил его

4
0
17 марта 2010
Фото Елена Панкратова
отзывы:
16
оценок:
16
рейтинг:
10
9

Оказывается, ругать спектакль легче, чем хвалить. Потому что сейчас у меня не хватает слов, чтобы описать тот восторг, который я получила от просмотра «Старшего сына». Было бы правильнее писать отзыв, когда улягутся эмоции, но не могу сдержаться, эти самые эмоции так и рвутся наружу.
ПО-ТРЯ-СА-Ю-ЩИЙ спектакль! Мощный материал Вампилова, по-настоящему сильная, глубокая режиссура Богомолова, очень точная сценография, пронзительное музыкальное оформление и БЛЕСТЯЩАЯ игра всего актерского ансамбля в целом и каждого актера в отдельности. Я боялась увидеть в спектакле некоторое повторение всем известной экранизации «Старшего сына» с Леоновым, Караченцовым, Боярским. Но ничего подобного не увидела. У Богомолова получилась своя история, более жесткая, правдивая, и в то же время щемящая, об одиночестве и душевном холоде. Этот спектакль из числа тех постановок, которые берут не спецэффектами, не богатыми декорациями и шикарными костюмами, не авангардистскими приемами и гиперболами. Здесь все просто, ясно, реалистично, узнаваемо и пронзительно. Вампилова нужно слУшать, слЫшать и чувствовать.
Потрясающий Сергей Сосновский в роли Сарафанова! Его Сарафанов кардинально отличается от добродушного тюфяка-чудика в исполнении Леонова. У Сосновского Сарафанов человек с достоинством, гордый, нервный, ранимый. Очень сильно играет его Сосновский! Хотелось аплодировать ему бесконечно.
Юрий Чурсин. Не менее потрясающий актер… тонкий, острый, глубокий. Его Бусыгин совсем не разгильдяй. Он чуткий, совестливый, с крепким внутренним стержнем. Ему так же, как и всем остальным героям, не хватает простого человеческого тепла, поэтому он так привязывается к этой семье и признание Сарафанову в финале: «Ты мне не отец», дается ему с трудом не только потому, что ему до боли стыдно, а прежде всего потому, что ему ужасно хочется быть его сыном.
Прекрасен в роли Сильвы Евгений Миллер. Из наглеца и пошляка он превратил своего героя в простодушного, недалекого, безумно смешного шалопая.
Андрей Фомин – наивный и нервный Васенька – стал для меня открытием.
Замечательная Светлана Колпакова очень точно передала внутреннюю тоску героини, скрывающуюся под хмельным кокетством.
Великолепна и органична Яна Сексте в роли Нины.
Очень реалистичный персонаж получился у обаятельного актера Алексея Комашко, его Кудимов намного ярче и понятнее киношного персонажа.
Сценография необыкновенно точно передает «бытовуху» конца 60-х. Бедно обставленная хрущевка: видавший виды сервант, обшарпанный холодильник, плитка, эмалированные кастрюли, граненые стаканы, авоськи, кафельный пол на лестничной клетке…Музыкальный фон так же воссоздает атмосферу того времени. Все это вместе взятое так погружает в эту атмосферу, что ты чувствуешь себя внутри этого действа, будто ты сам живешь в том же подъезде, бок о бок с этими уже ставшими близкими тебе людьми.
Были и смех...и слезы...и опять смех...и опять щемило сердце...вновь улыбка...и вновь слезы на глазах.
И очень не хотелось, чтобы этот «праздник души» заканчивался.

3
0
23 сентября 2011
Фото Olga Stolyarova
отзывы:
7
оценок:
18
рейтинг:
4
9

Супер спектакль! Один из лучших в репертуаре Табакерке! Ходила 2 раза и чувствую, что не последний! Главные мужские роли разные, но одинаково замечательно сыгранные!

2
0
11 июня 2012
Фото Михаил Юрьевич
отзывы:
4
оценок:
15
рейтинг:
2
9

Первый спектакль Богомолова, который увидел в этом театре. Невероятно сильно, жестко, точно. Особое ощущение наверное оставило то, что ходил я (старший сын в семье) с отцом.
Фантастическая игра Сергея Сосновского (сцена с гипертоническим кризом снится до сих пор), обаятельнейший Евгений Миллер, тонкая Яна Сексте, и, конечно, "настоящий" в лучшем смысле слова Юрий Чурсин

2
0
15 апреля 2011

Галерея