Москва
8.7

Спектакль
Долгое путешествие в ночь

Постановка - МДТ — Театр Европы
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Мучительный и мастерский спектакль Льва Додина об одном дне семейной жизни

Когда Юджина О’Нила спрашивали, напишет ли он автобиографию, тот отвечал: «Я уже написал «Долгое путешествие в ночь». Это непридуманная история собственного семейства: отец — актер-неудачник, мать — морфинистка, брат — алкоголик и альтер эго автора – начинающий писатель, больной туберкулезом. Один день этой горемычной семьи, взаимные притяжения и отталкивания, любовь и ненависть, исповеди и истерики. Кому еще, как не специалисту по психологическому театру Льву Додину, браться за этот материал. Играют самые лучшие додинские актеры: Татьяна Шестакова, Петр Семак, Игорь Иванов, Сергей Курышев.

Драматический
18+
Лев Додин
20 ноября 2008
2 часа 20 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 874
5 января 2010
Тихий шедевр авторского театра


Малый драматический – альтернатива массовой культуре. «Долгое путешествие в ночь» - это крайняя альтернатива. Авторский театр, в котором вас не будут развлекать, вам будут задавать сложные вопросы, мучить, и не предлагать, возможно, ответов на заданные вопросы. Смог ли я найти ответ – не уверен, но мне показалось, что финал мрачного спектакля содержит в себе нужный катарсис, который оправдывает для меня лично выбор именно этой пьесы Юджина О Нила.

Может быть, главный секрет Малого драматического театра в том, что он Малый. Его спектакли чужды большой сцене. Его коммуналки, деревни, чеховские усадьбы не стали бы настоящими, не будь именно малой сцены. Только МДТ способен расширять свою площадку до зрительного зала, только МДТ может создавать уникальное пространство: на нескольких метрах косить пшеницу, играть свадьбу etc. Тогда зритель сопричастен. И он уже не может не сопереживать героям, не любить вместе с героями.

Режиссер Лев Додин и художник Александр Боровский усложняют задачу и в использовании пространства малой сцены (повторюсь: главного секрета этого театра) идут еще дальше, сужая это пространство до размеров небольшой площадки на авансцене. Актеры на нескольких метрах проживают один ужасный день одной несчастной семьи. Боровский полностью открывает подвал сцены, всё пространство превращая в некий эшафот, на котором разворачивается то ли пьеса Чехова, то ли роман Достоевского. А в программке написано – О Нил.

В программке также - имена четырёх ведущих актёров Театра Европы. Но Иванов, Семак, Шестакова и Курышев уже настолько не могут сыграть недостойно, что проживаемая ими на сцене жизнь становится важнее для зрителя, чем мастерство конкретного актёра. Шестакова способна своим голосом и поворотом головы заставить сжаться ваше сердце, Иванов сможет своей статью и величавостью – содрогнуться, Курышев сможет своей осанкой и руками – заставить зрителя пожалеть его героя, Семак своими ухмылками и порывами – вызвать желание подойти и обнять его героя. До такого уровня надо дойти, а эта труппа давно перешла грань, когда задумываешься, Иванов на сцене или Джеймс Тайрон, Семак на сцене или Джейки Тайрон. На двух метрах они проживают свои три с лишним часа и даже после финала для тебя не существует актёров. Только мать и отец, да их двое сыновей. Они видят туман вокруг, и вы видите туман вместе с ними. Туман в зале.

Тем самым первозначна идеология спектакля. Ради чего он поставлен?..

Что самое важное для вас в жизни? Сохранили ли вы это самое важное? Додин вновь задаёт вопросы, не избегая своих традиционных тем: во-первых, тоска по любви (в спектакле эта тоска до того пронзительна, что театр Додина вновь невольно нас с вами воспитывает и указывает: как жить) и во-вторых, тема художника. Сергей Курышев скромно и тихо показывает зарождение великого художника. В райских кущах великий не родится. На наших глазах трагедия превращается в поэзию, и будущий писатель Эдмунд Тайрон записывает в свой блокнот «самое важное». Эта, казалось бы, сторонняя линия в спектакле, подробно объясняет, в каких условиях может появиться тот самый великий художник. А финал, не показанный зрителю на сцене, но знакомый ему по биографии О Нила, объясняет также: художник может совершить своё долгое путешествие в ночь только ради того, чтобы рассказать всем о своём пути, подать пример. Малый драматический тем самым присоединяется к автору.

Этот спектакль – как катализатор всего репертуара Театра Европы. Он объединяет в себе многие излюбленные мотивы, он сложнее. В постановке зрителю не даётся никаких подсказок, почти никаких надежд. Додин со своими актёрами бьёт напролом, наотмашь, создавая катастрофическую ситуацию всеобщего сумасшествия. За героев стыдно. Они минута за минутой опускаются всё ниже, что заставляет страдать вместе с ними. Из-за этого страдания можно не заметить, как совсем тихо, подспудно, мы начинаем сопереживать этим несчастным, начинаем их понимать. Отец семейства предрекает своему сыну великое будущее, с отцовской гордостью слушает своего Эдмунда, и мы знаем, что в итоге жадный Джеймс Тайрон даст денег на лечение сына, и сын его выздоровеет, подарив миру эту пьесу. Отец зажигает все четыре лампочки – словно четыре свечи за всех своих домочадцев. Они все излишне долго путешествуют в ночь, но герой Курышева - прототип автора постоянно записывает подробности и детали, которые станут нужными и важными для читателей и зрителей. Зритель в итоге знает, что это действительно свечи, а сумасшедшая мать, словно богоматерь, уводящая мужа и сыновей в ночь, уводит их в дом, их родной дом. Там, в доме, хранится её подвенечное платье, которое не стоит хранить в сундуке. А мать – жестокая, несчастная, нездешняя - становится на наших глазах святой. И трое мужчин следуют за ней, за светом её подвенечного платья, к Богу.

"Что-то ужасно важное я потеряла, но не могло же оно потеряться совсем", - недоумевает героиня Татьяны Шестаковой. Ужасно важное в итоге находится. И руки актрисы уже спокойны. «Самое важное» не могло потеряться совсем – доказывает Лев Додин.
Эта тихая грань, тихая надежда до того упоительна, до того чиста и еле уловима, что додинское «Долгое путешествие в ночь» - тихий шедевр мирового авторского театра.

В этом долгом путешествии свет четырех лампочек, этих четырёх свечей, важнее наступившей ночи.

2
0
5
Ксения
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 1
19 октября 2008

Мрачный и очень тяжёлый спектакль. В процессе обострилась клаустрофобия и страх темноты. Со сцены талантливо заражали болью и бехвыходностью.
Глотком свежего и спасительного оказался детский чистый озорной хохоток уже на улице. Спасибо ему

1
0
9
Елена Самукова
250 отзывов, 572 оценки, рейтинг 329
1 октября 2014

Спектакль «Долгое путешествие в ночь», показанный несколько дней назад в МДТ после долгого перерыва, по атмосфере в зале и на сцене был похож на премьеру. Перед началом спектакля Лев Додин заглянул в зрительный зал, а после окончания действия вышел на сцену к актерам. Виртуозная игра великолепного квартета и тонкая психологическая интрига спектакля захватили сразу же и не отпускали до конца действия.
На мой взгляд, роль Джеймса Тайрона – лучшая из сыгранных Игорем Ивановым, на пределе темперамента, эмоций и психического напряжения. Как всегда, он создают сложные самодостаточные образы, блистающие на пьедестале искусства. Роль Джейми сыграна Петром Семаком на психических полутонах, вызывающих полноту и сложность ощущений. Это девятая роль выдающегося актера, увиденная мною. Как он всегда фантастически разнообразен! Кажется, что отца и старшего брата Юджина О'Нила представить иначе себе невозможно, настолько жизненными во всей своей полноте оказываются герои Игоря Иванова и Петра Семака.
В этом спектакле у меня нет претензий даже к нелюбимой минималистской стилистике. Создаваемые прекрасной психологической игрой актеров сцены вызывают такую полноту ощущений, что всякие дополнительные эффекты воздействия на зрителей были бы излишними. Крохотная комната, похожая на клетку над пропастью, светильник, бутылка виски, подвенечное платье Мэри Тайрон – вот и все декорации. Семейная идиллия первой сцены начинает почти сразу же разрушаться жестокостью словесной правды и растущим психическим напряжением. Психологическая интрига спектакля и изменчивость состояний действующих лиц похожа на колебание весов. Когда кажется, что падение в пропасть неизбежно, что-то останавливает - воспоминание о прошлом, надежда на то, что кто-то из них сможет подняться, вытянув за собой и остальных. Спектакль не вызывает чувства безнадежности. В конце действия муж и сыновья Мэри уходят вслед за ней от пропасти, и возникает ощущение едва заметного мягкого света. Доподлинно известно, что за ночью наступает рассвет, по крайней мере, для тех, кто не уснул навсегда.

0
0
9
Вика Рожкова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
26 декабря 2008

Лев Додин снова порадовал Петербург премьерой. Как только смогла сразу выбралась на этот спектакль, поскольку не посмотреть не могла - на спектальлях Додина я "выросла". Романтическое название - "Долгое путешествие в ночь" настраивает на меланхоличный лад, на деле же это тяжелый спектакль - под впечатлением от увиденного ходила 2 дня. Актеры великолепны! Семак как-будто помолодел для для этой роли и как всегда собирает толпы поклонниц. В декорациях минимализм, что еще сильнее подчеркивает остроту переживаний героев. В качестве завершения скажу, что это еще один шедевр Великого Мастера..

0
0
9
Daria
24 отзыва, 57 оценок, рейтинг 11
18 декабря 2008

специально ради этого спектакля приехала из столицы театральной, чтобы
в очередной раз убедиться в мастерстве, уникальности и огромной творческой удаче
и в выборе пьесы и в актерской игре.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все