Театральная афиша Москвы

Спектакль Русские сезоны
Постановка Большой театр

7.3

Одноактный балет Алексея Ратманского — прощание худрука с Большим

«Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова — балет Алексея Ратманского, бывшего худрука балетной труппы, которым он прощался с Большим. Классическое па из балета «Пахита» — реконструкция Юрия Бурлаки, сменившего на посту Ратманского. Ратманский перенес в Большой свой балет из баланчинской труппы New York City Ballet. Бурлака реконструировал балет Мариуса Петипа. Тот поставил свадебный дивертисмент к чужому балету в 1881 году, и с тех пор тот зажил самостоятельной жизнью. Бурлака, историк и знаток балета XIX века, очистил его от позднейших напластований. Эти два балета показали в конце 2008-го, и с тех пор реконструкцией в Большом озабочена не только дирекция. Премьерный «Петрушка» — еще одна реконструкция, сделанная в пандан к «Русским сезонам» Ратманского: «Петрушка» на музыку Стравинского, впервые в 1911 году исполненный на «Русских сезонах», принес мировую славу русскому балету. Сергей Вихарев покажет версию Леонида Леонтьева, участника первых «Русских сезонов», в 20-х руководившего труппой Мариинки.

Создатели

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Юлия Яковлева
отзывы:
363
оценок:
162
рейтинг:
347

Беглый русский

Гастроли Большого театра на фестивале «Дягилев. Постскриптум»

На фестиваль, чествующий Сергея Дягилева, Большой театр привозит «Русские сезоны» в постановке Алексея Ратманского. Проект Дягилева — передвижная антреприза современного искусства на основе балета — тоже поначалу назывался «Русские сезоны». Так, надо полагать, объясняется наличие этого спектакля в фестивальной афише с формальной стороны. ­По­тому что история Дягилева в балете Ратманского почти ни при чем. А «сезоны» скорее следует понимать в значении «времена года». Аграрный календарь, диктуемый естественным циклом жизни. Что может быть драматичнее?

В Москве премьера шла с огромным успехом. Который ­отчасти обязан понятному чувству недавней утраты: это был последний привет обаятельной, хотя и короткой «эпохи Ратманского». Теперь он работает по всему миру. «Русские сезоны», к слову, сочинены на музыку петербуржца Леонида Десятникова, композитора, недавно назначенного музыкальным руководителем Большого, так что есть шанс, что вычеркнуть театр из списка ньюсмейкеров после ухода Ратманского ­все-таки поспешили. Но это в скобках.

«Сезоны», несомненно, один из лучших балетов Ратманского. Если вы никогда не видели текстов этого хореографа, то вот он, фирменный: изящество, нежность, юмор, хрупкая, слегка колючая фактура танца. Богатый, сложный вкус. Если раскатать на языке, то «Русью пахнет», да. Там мелькнут ­ла­потные стопы, там поклон в пояс (при большом желании и немалой эрудиции можно увидеть в этом цитаты из «Весны священной» и «Свадебки» времен Дягилева). Ну и плюс к тому все исполнители в портах-сарафанах. Вначале даже думаешь, что для Ратманского, хореографа умного и тактичного, это как-то слишком в лоб.

Но есть простое объяснение. Балет о русских на русскую музыку был поставлен для американцев. В 2006 году New York City Ballet, самая высокотехнологичная труппа Америки, устроил интернациональный вечер одноактных балетов разных авторов. Вот там и состоялась премьера «Русских сезонов», которые затем разучил и Большой. И в Нью-Йорке, и в Москве показали, по идее, одно и то же: матрешку. Но увидели в ней разное. Американские танцовщики — цветистую яркость. Русские — сложность: в румяном веселье скрывается печаль, в печали — жестокость, в жестокости — упоение, в упоении — радость и так далее.

А еще в «Русских сезонах» две замечательные ­исполни­тель­ницы-протагонистки: истовая Наталья Осипова, эдакая Наста­сья Филипповна, и Светлана Захарова, идеально ­озву­чиваю­щая телом неброскую горизонтальную красоту русских пейзажей. И кроме простого удовольствия этот балет вызыва­ет нешуточную зависть: как известно, «патрио­тизм — последнее прибежище негодяев», но многие дорого бы дали за умение объясниться в любви к стране так, как это сделал Алексей Ратманский.

Отзывы пользователей о спектакле «Русские сезоны»

Фото Дима Кравец
отзывы:
7
оценок:
97
рейтинг:
10
9

Отличный балет.
Захарова несколько смущает. Там где ей нужно только танцевать - лучше никого нет. Но в пятой и последней частях, где происходит "гркусть-печаль", глаза б мои её не видели. Заламывает руки, а зачем - и сама не знает. Очень жду Шипулину в этой же роли. Она очень изысканная, лиричная. Надеюсь, что она будет танцевать так, будто понимает о чём танцует.

Да, забыл сказать. И музыка, и сам танец здесь - это всё-таки авангард. Так что если кто-то хочет "красоты в лоб", то лучше не идти.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить