Москва
6.4

Спектакль
Бедная Лиза

Постановка - Театр Наций
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Дуэт Чулпан Хаматовой и Андрея Меркурьева

Балет на музыку Леонида Десятникова в хореографии Аллы Сигаловой. Изначально он ставился на солиста Большого Андрея Меркурьева и актрису Чулпан Хаматову. Позже ее заменила сама Сигалова, Теперь, родив ребенка, Хаматова возвращается.

  • Бедная Лиза – афиша
  • Бедная Лиза – афиша
Танцевальный
Алла Сигалова

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
19 сентября 2008

«Территория» — это британский дуэт виджеев Addictive TV и корейский «physical theatre», тексты Сорокина, исполненные под аккордеон, и Реквием, дописанный за Моцартом Сергеем Загнием с тремя коллегами, это Алла Демидова в роли лектора и Чулпан Хаматова в паре с солистом Большого театра Андреем Меркурьевым. Словом, «Территория» — это все неакадемичное, небанальное, все то, что не влезает в привычные жанровые рамки и что организаторам удалось наскрести с миру по нитке и спродюсировать на родине. Территории соответствующие: помимо крупных площадок это модные лофты — «Винзавод», «Арма», «Фабрика». Официальное определение «Территории» — «Международный мультикультурный фестиваль-школа». Что означает, помимо прочего, наличие среди публики полторы сотни студентов из провинции.

Это не секрет, что столица выхолащивает провинцию, увлекая в свои сети самых талантливых. И тем талантливым, которые, несмотря ни на что, родятся в провинции, совершенно нечем питаться у себя дома в смысле культуры. Поэтому и эти новые тоже едут в Москву, по возможности навсегда. И там очень быстро становятся столичными штучками. Причем куда более столичными, чем сами жители столицы. Надеюсь, я никого не обижу, это ведь всем известно: самые-самые столичные в столице — это приезжие. Организаторы фестиваля, среди которых Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Кирилл Серебренников, никогда не упускают случая напомнить, что они и сами родом из провинции. Просто были любопытней многих и открыты новым впечатлениям. Поэтому теперь им и карты в руки, и поддержка Администрации Президента вместе с бюджетами Минкульта. Теперь они работают, чтобы такие же любопытные и распахнутые всему новому ребята из регионов смогли причаститься к новаторскому искусству. В позапрошлом году, когда хедлайнером фестиваля был венгерский спектакль «Blackland», новаторское трактовалось как антибуржуазное и оппозиционное. В прошлом в числе прочей красоты в программе были «Поэтические выборы», и новаторское трактовалось в том числе и как гражданственное. В этом сезоне актуально все мультижанровое и мультикультурное. «Мы хотим видеть молодое поколение образованным, просвещенным, компетентным — не понаслышке знакомым с самыми интересными фактами современной мировой культуры» — эти слова в пресс-релизе «Территории» выделены курсивом.

«Самые интересные факты» — это в первую очередь французский венгр Жозеф Надж, которого прилично знают в Москве. Надж одновременно хореограф, танцовщик, увлекающийся восточными единоборствами, художник — одним словом, мультижанровый (и мультикультурный) артист, сделавший профессией публичное представление своих затейливых видений. В этом году он покажет спектакль «Антракт», навеянный восточной Книгой перемен. В противовес ему стоит корейская «Лаборатория движения «Садари» — в основе ее перформанса лежит неоконченная пьеса немецкого романтика Георга Бюхнера «Войцек». Нет слов, это и концептуально, и ужасно мультикультурно: венгр Надж вникает в Книгу перемен, корейцы — в немецкий романтизм. Но это еще и остроумно: юмор оценят те, кто помнит спектакль, с которого началось знакомство Москвы с Наджем, — это был как раз «Войцек».

Это из того, что организаторы видели своими глазами. Премьеры Дмитрия Крымова и Аллы Сигаловой они увидят уже во время фестиваля. Спектакль Крымова, для мультижанровой деятельности которого придумали определение «театр художника», называется «Opus №7. Сочинение в двух частях. 1. Родословная. 2. Шостакович». Сигалова ставит хореографический спектакль «Бедная Лиза» на музыку Леонида Десятникова, именно в нем и танцуют Андрей Меркурьев с Чулпан Хаматовой.

Как и прежде, половину «Территории» отхватил Теодор Курентзис. Новосибирский дирижер отвечает за современную академическую музыку. По его заказу к фестивалю Алексей Сюмак написал оперу. Курентзис дирижирует, ставит Серебренников.

Все вышеперечисленное укладывается в программу «Искусство сегодня». Эта программа носит воспитательный характер. Помимо нее будет программа «Искусство завтра», состоящая из лекций, диспутов, видеопоказов, мастер-классов западных и наших новаторов — это программа образовательная.

Два дня на «Фабрике» пройдут как отдельные фестивали, такие «Территории» в миниатюре. Здесь с утра до ночи без перерывов будут идти перформансы наших отечественных экспериментаторов — само собой, мультижанровые и мультикультурные. Среди участников танцоры из объединения «Цех», челябинский Liquid Theatre, современные электронщики и мультимедийщики, выступит с лекцией Анатолий Осмоловский. Да, Осмоловский. Но это еще не означает, что «Территория» в миниатюре хотя бы отчасти радикальней самой «Территории», — или хотя бы на миллиметр ближе к реальности.

Вот если бы пару лет назад мне сказали, что реальность, а тем более политика, не повод для художественного высказывания, я бы отправила тех людей на три буквы, на «Территорию» или к Осмоловскому. Поэт, художник, акционист Осмоловский, выкладывавший телами соратников то самое слово из трех букв на Красной площади, заголявший зад перед сожженным Белым домом и издававший журнал «Радек», на манифестах которого выросло поколение художников, — раньше он мог бы целую лекцию прочитать об эстетической составляющей политической акции, он же еще и лектор замечательный. Но теперь и «Территория» — все сплошь мультикультурное и дистиллированное, очищенное от самой мельчайшей примеси действительности. Да и Осмоловский теперь выставляется в богатой галерее Stella Art и печет из черного хлеба объекты, исполненные, как пишут в газетах, литургической печали. Лекция его на нынешней «Территории» называется — вы только послушайте как: «Между театром и перформансом». Ох.

0
0

Отзывы

1
Павел Васильев
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 5
20 января 2010

Сходил на спектакль, не прочитав рецензии. ОЧЕНЬ жалею...

Давно не было столь жалко потерянного времени. Хорошо, что спектакль идёт чуть больше часа, потому, что по прошествии уже 20 минут с начала я стал смотреть на часы, ожидая, когда всё это "действо" закончится...

Звук - неудачный, в опере почти ничего нельзя различить. Алла Сигалова в роли Лизы - абсолютно неубедительна и м-м-м... не является особо привлекательным образом.

В общем, мой вердикт "Я ещё не дорос до современного прочтения "Бедной Лизы"... Думаю, что многие - тоже...

5
0
1
Skeptik_
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 5
31 мая 2009

Я первый раз видела, чтобы на спектакле зал рыдал... рыдал от смеха. Никогда не думала, что это произведение можно обратить в комичное кривляние непонятного содержания. Я много видела и современных постановок, и "осовременненых" спектаклей, но такое было впервые... Мнение зала было единодушным. Люди, покидая зал во время действия, хлопали стульями, стучали каблуками, громко разговаривали и не дожидались хотя бы завершения сцены. Скажу честно, не ущла только потому, что справа от меня девушка так сладко спала, что было просто жалко ее будить...В общем, если вы не относите себя к узкой группе ценителей искусства, которым нравятся статуи из экскрементов и выставка СоцАрта в ГТГ, не теряйте 1 час 20 мин на просмотр сего шедевра. Добовлю только, что когда режиссера буквально "выволокли" за руки на сцену, народ полез в сумки, очевидно, за какими угодно предметами... она вырвала у актеров руки и убажала за кулисы....

5
0
1
qwerty_rat
3 отзыва, 21 оценка, рейтинг 9
26 сентября 2009

Дааааааааааааааааааааааааа!!!!
лучше всего танец Хаматовой изобразил Камиль Ларин из "Квартета И", очень правдоподобно! )))
Саундтрек стоит отдельных слов... )))
только для узкого круга почитателей.

Сходите на "Жизель" в Большой Театр!

3
0
1
Andrey
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
4 апреля 2010

"Бедная Лиза", действительно бедна! И пластический язык танца, и хореография...все бедно; много повторов, ломаных, кривых линий, беготни по сцене. Музыкальное сопровождение из отрывков оперы искаверкано щелкающим звуком киноленты, прокручиваемой как старое кино - ну это видимо особенное какое-то ноу-хау... Никакого новаторства там нет. Даже нежный местами музыкальный фон, наталкивающий вроде на романтический лад не подхвачен действием танца, его просто не было!

2
0
7
Irina Gulneva
42 отзыва, 57 оценок, рейтинг 65
23 марта 2012

23 сентября 2011
В программке спектакль Театра Наций "Бедная Лиза" классифицирован как хореографическая новелла. Он необычный. Действующих лиц - двое, Лиза - Чулпан Хаматова и Эраст - Андрей Меркурьев. Есть еще третье - Опера, Леонида Десятникова, звучит в записи. Запись похожа на церковную музыку, слова не всегда понятны, но это и хорошо - смысл передают актёры. Своими движениями, танцем, взглядом. И еще экраны - их три, и получается такой современный вертеп. Внутри которого есть движение, а фоном идут кадры, как в черно-белых фильмах, когда уже все кончилось, даже титры, и остались раваные кусочки не пойми чего. Иногда экраны белые, и тогда на них видны тени танцующих актёров. Это завораживает, особенно, почему-то, руки Чулпан. И она вся, такая хрупкая и трогательная. Постановка Аллы Сигаловой, и думаю, в её исполнении Лиза немного другая. Мне Чулпановская - очень, очень понравилась. 16 сцен, без "пробелов и антрактов", переходящие одна в другую. Я полюбила в последнее время такие вот цельные спектакли. Без разрывов, перерыва на кофе и яркого света. Восприятие не нарушается. Меркурьев - веиколепный танцовщик (насколько я, конечно, могу судить), в каждый жест вложено столько энергии и страсти, что тело блестит от пота и капли падают на пол. Действие не привязано к историческому времени пьесы Карамзина. Знакомство - в кинотеатре, условная мебель, условный уход на войну, но чувства подлинные. Даже без слов. Раздевание в полусвете в сцене близости - понятно, но зачем потом одеваются герои при полном освещении, перед публикой, не сразу дошло. А ведь - это стыд так показан. И у него и у неё. Последние сцены - у озера (опять же, условного), когда на трех экранах крупным планом лицо Чулпан, как сквозь тонкий слой воды: глаза, виноватые, несчастные, любящие, страдающие.. и она сама в центре сцены, бьётся, маленькая, в черном платье...сильно.
На такой спектакль публике лучше приходить подготовленной. Так и было, кроме, наверное, единственной пары, сидевших недалеко от меня и давившихся от смеха. Не отвлекало, скорее удивило и быть жаль их чуть-чуть )).

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все