В спектакле Юрия Погребичко актрису Лилию Загорскую распиливают пилой

В основе как всегда тихого и аккуратного спектакля Юрия Погребничко — пьеса «Мюзик-холл» авангардного французского драматурга Жан-Люка Лагарса. Песни, фокусы, короткие монологи из Чехова и Шекспира в зал в исполнении почти феллиниевских персонажей; всего пять артистов с Лилией Загорской в центре внимания, примой этого в меру абсурдистского театра. Спектакль получил «Золотую маску» в 2009 году за лучшую работу режиссера.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 875
оценки: 244
рейтинг: 989
9
Всевидящее около

Театр «Около дома Станиславского» который год, после того как пожар уничтожил его сцену, играет по соседству, на ничтожно маленькой сцене La stalla. В их новом спектакле отразились и бездомность театра, и трагикомизм самого этого рода делания — театра.

На сцене Лилия Загорская в роли потрепанной актрисы-­гастролерши. Рядом с ней два актера (Сергей Каплунов и Илья Окс), одетые в солдатскую форму, словно слоем дорожной пыли, покрытую театральным тюлем. Втроем они — армия искусства, потерпевшая на театре боевых действий сокрушительное поражение. Из сражений с обывателем они вышли изможденными и едва живыми. Все лучшее у бродячей труппы позади — актриса словами Аркадиной из чеховской «Чайки» вспоминает, как принимали ее в Харькове, — студенты на руках носили. Но они продолжают упрямо делать свое дело. Бьются с воображаемыми антрепренерами за райдер (требуют себе табуретку, дверь в глубине сцены, стационарный магнитофон), спорят с воображаемым пожарным, увидевшим в табурете опасность возгорания. Но мы-то понимаем, кто здесь способен по-настоящему гореть.

Между тем на сцене за ударной установкой сидит молодой артист в элегантном шарфе (по причине шарфа и шарма актри­са аттестует его «настоящим французом»). Артист выбивает на барабанах дробь, переводит реплики на французский и время от времени отвлекается на то, чтобы подыграть себе на гитаре и спеть одну-другую французскую песенку. Спрашивается, при чем здесь французский?

Дело в том, что пьесу, которая легла в основу спектакля, ­написал Жан-Люк Лагарс — самый известный сейчас французский авангардист после Кольтеса. Оба, хотя не нужно делать из этого какие-либо выводы, умерли от СПИДа. Но в отличие от Кольтеса, чьи пьесы ставились во Франции с пылу с жару, Лагарса стали играть только после его смерти в 1995 году. Ста­ли ставить в том числе и у нас: в Молодежном театре, к примеру, Нелли Уварова играет его «Правила поведения в современном обществе».

Свои двадцать с небольшим пьес сам Лагарс делил на колла­жи, составленные из цитат из классики, и пьесы, основанные на личных наблюдениях. И в первом, и во втором случае их ге­роями становятся маленькие люди, а сюжетами — ритуалы обыденной жизни. Пьеса «Мюзик-холл» у нас еще не печаталась, поэтому сложно утверждать, кто создал этот коллаж — сам ­Лагарс или режиссер Погребничко, вышивший текст Лагар­са цитатами из Шекспира и Чехова. Как бы то ни было, кажет­ся, будто актриса несет самую что ни на есть отсебятину, выговаривает личный опыт — путая реальность со сценой и себя с Гертрудой, отстаивая права дешевого табурета в театре комфортных стульев, путь аскезы в мире конформистов. Этот парад-алле нелепых реприз, как и в других спектаклях Погребничко, густо прокопчен самоиронией. Но это совсем не отбивает у него привкуса натуральной горечи.

3
0
...
14 ноября 2008
Написать отзыв
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.