Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.6

Спектакль
Libertin

Постановка - Театр на Бронной
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Философия в будуаре

Философ Дени Дидро был не только просветителем, но и гедонистом. Свои взгляды на науки, искусства и ремесла он и его товарищи популяризировали в знаменитой «Энциклопедии». Но в ней был пробел: отсутствовала статья «Мораль». Под заголовком «Мораль» была сноска: «См. «Этика». А вместо статьи «Этика» стояло: «См. «Мораль». Этому парадоксу Эрик-Эммануэль Шмитт посвятил пьесу «Распутник»: Дидро пытается написать злосчастную статью, но от работы его отвлекают женщины. Приход каждой из них заставляет мысль Дидро о морали колебаться, словно стрелка испорченного компаса. Пьеса написана словно специально для бенефиса крупного артиста: три часа Дидро жонглирует афоризмами и служит предметом вожделения красавиц. В спектакле Владимира Петрова его играет премьер Театра на Малой Бронной Иван Шабалтас.

  • Libertin – афиша
  • Libertin – афиша
Драматический
18+
Владимир Петров
2 часа 30 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

5
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
14 ноября 2008
Философия в будуаре и на бульваре

В эпоху Короля-Солнце французы считали, что прекрасно только то, что разумно. В ту пору у них повелось разбивать ­ре­гулярные парки и стричь по линейке куртины. У нас такие можно было увидеть разве что в Архангельском. Теперь и в Театре на Малой Бронной: там художник Игорь Капитанов создал для спектакля Владимира Петрова лабиринт из куртин. В этом лабиринте (читай, в лабиринте идей) заблудился философ Дени Дидро. Хотя про Дидро правиль­ней было бы сказать, что он заблудился в трех соснах. Потому что философ был против всего, что олицетворяли Король-Солнце и его стриженые кустарники. Как и другие просветители, гедонист Дидро считал, что прекрасно только то, что естественно. Эти свои взгляды он и его товарищи популяризировали в знаменитой «Энциклопедии». Но в ней был пробел: отсутствовала статья «Мораль». Под заголовком «Мораль» была сноска: «См. «Этика». А вместо статьи «Этика» стояло: «См. «Мораль». Этому парадоксу посвящена пьеса «Распутник», автор которой, 48-летний Эрик-Эмманюэль Шмитт, хорошо знаком с вопросом: ­Дидро была посвяще­на его диссертация. Пьеса уже не новая и хорошо известна по экранизации с Фанни Ардан — она там играла художницу-авантюристку, убедившую Дидро (Венсана Переса) позировать ей голышом, а потом попытавшуюся его ­обво­ровать.

Пьеса будто специально создана для бенефиса крупного артиста: Дидро ни разу не сходит со сцены, имея возможность все три часа жонглировать афоризмами, служа при этом предметом вожделения красавиц. Четыре женщины — художница, жена, дочь и дочь друга, — все они отрывают Дидро от работы, и приход каждой заставляет мысль Дидро о морали колебаться, словно стрелка испорченного компаса. То это удовольствие творить добро, то механизм продолжения рода, то еще невесть что.

В этом сезоне пьеса одновременно вышла в двух центральных театрах. В спектакле Театра сатиры Дидро сыграл Юрий Васильев, а на Малой Бронной, где «Распутнику» игриво оставили имя «Libertin», — Иван Шабалтас. Срывающимся от волнения голосом он ­изла­гает философские максимы и остригает с кустарников молодые побеги, которые символизируют чувственные порывы Дидро. В роли его соперницы, польской авантюристки Тербуш, ломает себе акцентом язык Лариса Богословская.

Казалось бы, странно, что эта пьеса, появившись еще двадцать лет назад, так долго добиралась на российскую государ­ственную сцену. Она театральна, ловко сделана и невероятно льстит публике и театру, имитируя философский диспут. Вероятно, потому и добиралась, что ­го­сударственный театр, прямо как Дидро, никак не мог определиться с вопросом морали. И дело не в том, что Дидро в пьесе Шмитта сверкает ягодицами. А в том, что сама по себе «хорошо сделанная пьеса», столь любимая ­имени­тыми бенефициантами, всегда была ­хлебом коммерческого развлекательно­го театра, иными словами — бульвара. С «Распутником» репертуарные монстры с облегчением отбрасывают лицемерное целомудрие: это давно уже бульвар — и не более того.

4
0

Отзывы

9
Лара Гишар
78 отзывов, 82 оценки, рейтинг 127
14 сентября 2010

Кульминацией теплого праздничного вечера стал спектакль с французским названием «Libertin» в театре на Малой Бронной. На сцене все в зеленом цвете, цвет насыщенный, яркий, сочный. Все действие сопровождает удивительная музыка, которая является не просто фоном и дополнением, а полноправным участник спектакля — это творение композитора Бориса Киселева.
Что мы знаем о Дидро? Если вспомнить школьную программу, то было три философа во Франции начала 18 века Вольтер, Дидро, Руссо, которые переписывались с Екатериной Великой ( с кем они только не переписывались...). Потом читалось «интересное», с определенной точки зрения подростка, произведение Дени Дидро «Монахиня». Вот и все познания во французской философии. А тут необыкновенно остроумный, легкий, интересный спектакль. Оказывается, философия очень даже занимательная и веселая. Особенно в рассуждениях о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Философ — этот тот, кто высказывает свои идеи, и у него столько разных идей!
Иван Шабалтас в роли философа Дени Дидро и Лариса Богословская в роли госпожи Тербуш (портретистка и по совместительству аферистка) держат на своих диалогах весь спектакль. Актриса очень грациозна, стройна и изящна, элегантна в каждом движении и позе, взмахе рук и повороте тонкой шеи. Актриса не манерничает, не гримасничает и не утрирует «прусский» акцент своей героини, а живет, шалит и подшучивает над окружающими ее людьми, не вызывая раздражения у зрителей, а, наоборот, заставляя прислушиваться к каждой острой и умной фразе. Доставляет необычайное наслаждение и удовольствие слушать и пытаться запомнить афоризмы госпожи Тербуш. Как ловко она «расправляется» с этим знатоком человеческой и особенно женской сущности, как Дидро! «Мужчины убеждены, что руководствуются своим разумом, в то время, как на самом деле следуют за своим фаллосом». А что женщина? «Мужчины вынуждены рассуждать, чтобы найти оправдание своему темпераменту, ну а женщины ему просто следуют». Ну разве кто-нибудь сможет не согласиться с этим? Оказывается, необходимо снять штаны, чтобы люди оценили твою стойкость духа. Что мило и проделывает наш герой, этот самый Libertin, то бишь Распутник.
Так вот, весь спектакль происходят диалоги-поединки, начиненные умными и откровенными мыслями. И ты лишний раз убеждаешься, что человек ищет то, что доставляет ему наслаждение, и единственная задача — быть счастливым, не вредя другим.
Все действие крутится вокруг желания отдаться и обладать вожделенным телом. Лишний раз убеждаешься, что мужчины не утоляют свои желания, они от них просто избавляются. А ведь все так благообразно, ведь речь идет о написании статьи на тему «Морали» для «Энциклопедии»!
Иван Шабалтас очень интересен в образе такого противоречивого философа, как Дени Дидро. Чего только стоят его диалоги с понравившейся ему очень умной женщиной, с поднадоевшей женой, вдруг оказавшейся неожиданно выросшей дочерью и распаленной от желания девицей! То он ироничный и снисходительный муж к недалекой жене, то растерявшийся отец, то настойчивый в своих желаниях любовник. Но на вопрос, кто же все-таки испытывает большее наслаждение в любви: мужчина или женщина, он не может дать ответа. А ведь казался таким искушенным в любви! Так кто? Ответ прост, и ответ этот упростила все та же Тербуш: «Когда вы чешете мизинцем ухо, кто испытывает большее удовольствие?» Чем же эта женщина «зацепила» Дидро? Что даже юное создание мадемуазель Гольбах в исполнении Марины Орел не в силах надолго удерживать желание мужчины? Ведь теми крошками, что у нее в голове, даже воробья нельзя накормить. Игра этой актрисы невнятна, неинтересна, раздражает, к тому же дикция ужасная — было впечатление, что она либо грызет карамельку, либо пытается говорить с прононсом, пытаясь этим походить на Наталью Тенякову (актриса МХТ). И ее игра оставляет желать лучшего. Поэтому Дидро прав, ведь у Тербуш ум, нацеленный на зло, что и притягивает, удерживает и заставляет думать только о ней. Юная красотуля с хвостатыми блондинистыми локонами не в силах тягаться с мудрой и много повидавшей женщиной. Но возраст справедлив — он не щадит никого!
Еще меня привлекла игра Ларисы Парамоновой в роли жены философа. Роль небольшая, но интересная. Врывается такое создание в нелепой шляпке, дуется, хнычет, топает ножками, прикидываясь дурочкой, а потом пара метких словечек с намеком на эдакое... и упархивает. Видишь результат — истинная женщина ушла, оставив вас, мужчин, с мыслями о ней.
Не очень заинтересовала игра Дарьи Лузиной (дочь Анжелика) и Ильи Жданикова (секретарь Баронэ). Что-то играли, что-то говорили наверное умное и нужное, но в меня не запало и не произвело такого впечатления, в отличие от игры Ивана Шабалтаса и Ларисы Кудрявцевой. Смотришь на сцену, наслаждаешь глаз сочной зеленью, впитываешь умные мысли и радуешься уму, изяществу, элегантности, жизненности. Лишний раз убеждаешься в том, что дурак говорит не то, что думает, а то что хочет думать — он вещает.
Игра актеров легка, прозрачна и воздушна, окаймленная скрипичной музыкой, пропитанная остроумием и спрыснутая любовным влечением. Думаю, что режиссер Владимир Петров не сразу смог добиться нужного результата, поэтому все так просто и легко нам видится из зала.
Спектакль несет идею, что человек ни хорош, ни дурен, но ему присуще некое стремление к добру. Радуешься, что такой разумный мужчина сделался философом, чтобы задавать себе вопросы, и вот все подряд требуют от него ответов. А он стал жертвой любовных эксцессов, чувственного шантажа и жертвой женского пола. Чем притягивает женщина? С ней он мечтает заняться любовью до ужина, после ужина, всю ночь, а утром...беседовать! Ведь не с теми же общаться, которые не прочитали за свою убогую жизнь ни одной философской строчки без риска вывихнуть себе челюсти от зевоты.
Никогда не надо загонять мужчину в угол. Он не сделает ничего по принуждению. Мужчине всегда должно казаться, будто все, что с ним происходит, происходит по его собственному почину. Так почему же инициатива в любви всегда принадлежит мужчинам? Да потому что естественно — просить у того, кто всегда может дать!

3
0
5
Люба О
140 отзывов, 346 оценок, рейтинг 181
19 декабря 2009

Libertin - Freelover - Свингер... никогда не была равнодушна к теме легких свободных не связывающих цепями верности отношениям. ... из уст мужчины (Дидро) это звучит философски, и вся риторика - одно огромное желание запечатлеть этот душевный космос в научном изложении... из уст женщины - это вызов! .. вот спектакль этот самый вызов не сделал!
Понравились декорации - ярко-зеленый лабиринт "гендерных" интриг.
Великолепная, заводная игра Антонины Шеиной (Анжелика Дидро).

1
0
9
Наталья Цыканова
44 отзыва, 88 оценок, рейтинг 23
11 ноября 2009

Очень понравился спектакль:))))
Весело, смешно и конечно же немного морали в конце.
Спектакль разделен на два акта, в первом акте герою приходиться сталкиваться с разными забавными ситуациями и бороться со своими пороками. Делает он все это легко и смешно.
Второй же акт - более серьезный. Он раскрывает нам мотивы действий некоторых персонажей, отчего их хочется реально пожалеть, и добавляет в спектакль какой то грустной благопристойности.
От просмотра остались только положительные эмоции. На такого рода постановки стоит ходить, они не только обогащают тебя в духовном плане, но также, помогают немного развлечься, смеясь над героями.

1
0
7
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 487
21 августа 2009

Ещё одна премьера минувшего театрального сезона, «Libertin», определена как «философская комедия», но философии в ней гораздо больше, нежели комизма – впрочем, то, что не всегда смешно, ещё не значит, как известно, то, что во всё остальное время скучно. Напротив – весьма любопытно было посмотреть на спектакль, главным героем которого выступает никто иной, как Дени Дидро – тот самый философ-энциклопедист, но ещё не убелённый сединами старец, а полный жизненной энергии мужчина, да ещё и «либертен», сторонник свободной любви. Ему предстоит срочно написать статью с определением понятия «мораль», но выясняется, что, выражаясь его собственными словами, «стоит в комнату войти женщине, мнение меняется» - а женщин на долю месье Дидро выпадает завидное количество: полячка-портретистка, жена, дочь хозяина поместья, в котором он гостит, и его собственная дочь. Однако банальным столкновением мужского и женского мировоззрений дело не ограничивается: на протяжении всего первого действия мыслитель-ловелас и его оппонентки рассуждают не только о морали, но и о сексе, любви, браке, человеческом естестве, интересах вида и индивида и прочих интересных вещах – слушать, соглашаться и не соглашаться одно удовольствие. Более бодрое второе действие с неожиданной кульминацией и ожидаемой счастливой развязкой для меня уже отошло на второй, простите за каламбур, план: то, что не только женщины бывают дурами, а мужики козлами, но и мужчины – дураками, а женщины – сволочами, нам ещё иногда напоминают, а вот о том, что философия – это не толстенные заумные книжки, пылящиеся в библиотеках, а окружающая нас жизнь со всем житейским опытом и всеми старыми-новыми граблями, нам напоминают редко. А ведь философия, как и жизнь – неоднозначна, переменчива и донельзя субъективна, что бы об этом ни думали составители учебников по оной, пытающиеся сделать из неё точную науку навроде физики, раз и навсегда утвердить единственно верные трактовки для самых расплывчатых абстрактных понятий. Созданный автором пьесы, Эриком Шмиттом, Дидро (им же создан Дидро из небезызвестного фильма "Распутник") в финале отказывается писать статью, чтобы читатели энциклопедии немного подумали сами – и это чертовски верно и чертовски актуально в современном мире, где думать самостоятельно подавляющее большинство не любит, предпочитая «списывать» то самое определение морали со всевозможных «авторитетов». А если добавить ещё и то, что все актёры играли мастерски, вполне естественно и убедительно, декорации были удачно оформлены в стиле зелёной изгороди (перед началом действа главный герой обрезал с неё веточки, которые затем использовались в спектакле как фаллические символы и по окончании действа начали бурно расти), сюжет максимально постарались не затягивать – получается вещь вкусная и достойная просмотра.

17.08.2009
Комментировать рецензию

1
0
9
lu78mila
7 отзывов, 7 оценок, рейтинг 5
22 января 2009

Чудесный, в меру тонкий и охальный спектакль, где на 5 минуте актер поворачивается к залу голой попой, что уже само по себе выводит на некий градус, но спектакль вытягивает и поднимается еще выше. Отличный, отличный смешной спектакль, аналог знаменитого фильма "Распутник" с Венсаном Пересом в гл. роли.

Ну, просто рекомендую, чтобы долго не рассказывать.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все