Москва
7.3

Спектакль
Жизнь удалась

Постановка - Центр драматургии и режиссуры на Беговой
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Антипьеса Павла Пряжко в постановке Михаила Угарова

Провокативная пьеса белоруса Павла Пряжко о любви малолетки к учителю физкультуры поставлена Ми­хаилом Угаровым как традиционная читка: всерьез вживаться в безъязыких героев Пряжко, изъясняющихся по преимуществу матом, опасно для здоровья.

  • Жизнь удалась – афиша
  • Жизнь удалась – афиша
  • Жизнь удалась – афиша
  • Жизнь удалась – афиша
  • Жизнь удалась – афиша
Драматический

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
31 марта 2009
Сказка о потерянном времени

Про белоруса Пряжко за последние пару лет в этой рубрике рассказывалось чаще, чем про кого бы то ни было. Но если кто не слышал, Пряжко — драматург. Причем редкой породы: способен держать в голове больше одной мысли и больше одной цели. Кажется, неизменная задача, которую он решает в каждой своей пьесе, именно в этом и заключается — в решении сразу нескольких задач. Часто они кажутся разнонаправленными, часто смысл их попросту ускользает, поэтому что ни скажешь о любой из его пьес, все не в самую точку. А поводы сцепиться на его счет языками он подает каждый год. Два года назад Елена Невежина поставила его «Трусы», перед Новым годом Филипп Григорьян выпустил «Третью смену». Сейчас вот премьера у Михаила Угарова и Марата Гацалова («Жизнь удалась» — третья в сезоне совместная постановка «Дока» и Центра драматургии и режиссуры).

С одной стороны, это история первой любви. Девочка (Анна Егорова) любит плохого мальчика (Даниил Воробьев), но выходит за его хорошего брата (Константин Гацалов). Уже на свадьбе она понимает, что жить не может без плохого, но поздно. Кажется, счастье не светит никому, но в финале подружка ­невесты (Александра Ребенок) заявляет, что жизнь все-таки удалась.

Ну чем не лирическая история из тех, которые можно ­играть хоть в ТЮЗе. Тем более что главная героиня и ее подружка — старшеклассницы, братья-соперники преподают физкультуру в их школе, а свадьбу играют сразу после выпускного. Но дополнительные вводные таковы: девочки не только старшеклассницы — они еще и второгодницы, после уроков они ­надираются с физруком в спортзале, в выходные спят с ним по очереди на глазах друг у друга. Хороший мальчик на собственной свадьбе напивается так, что роняет в унитаз подаренные мамой деньги, и расстроенная новобрачная, задрав фату, отдается его брату в двух шагах от жениха. А тот не только не мстит, но даже и не догадывается об измене. Чтобы догадаться, нужно как минимум заподозрить, а рефлексии у ге­роев — ноль. Они по преимуществу чувствуют, хотя гамма чувств у них не богаче лексикона.

Лексикон — это особая песня. Говорят герои почти одним матом. И в этом нет ни грамма эпатажа: однообразный и бессмысленный мат здесь играет ту же функцию, что и светские беседы в «Лысой певице» — это оформленная в словах глухота и немота.

Многие современные пьесы описывают жизнь вот таких маленьких человеков без свойств, без руля и ветрил. Реже они становятся средством изобразительности. У Пряжко именно этот случай: он конструирует образ мира, где больше не действуют ритуалы отцов и наследство (читай, наследие) спуще­но в унитаз. К этому миру неприменимы старые театральные технологии, где конфликт строился на столкновении ­инте­ресов и характеров — конфликтов тут нет по определению. Где у какого-нибудь Шиллера из соперничества двух братьев за возлюбленную вырастала гражданская война — герои Пряж­ко даже ухом не поведут; там в финале лежали горы трупов — тут констатируют, что «жизнь удалась»; там произносились пылкие речи — тут молча трахаются. Коммуникативная функция ушла из речи и закрепилась за половым актом. И в этом смысле новым героям не откажешь в общительности — обща­ются они очень плотно.

Во всем этом нет голой социальной критики или призыва милости к падшим, в русле русской литературы и «новой драмы». И это не формалистический опыт в чистом виде. Точнее сказать, это преднамеренная антипьеса. Антипьеса как образ действительности.

Про спектакль, который играют в «Театр.doc», тоже с оп­ределенностью можно сказать, чем он не является. Он очень смешной, но не сатира, трогательный, но не мелодрама, жизнеподобный, но не калька с действительности. В нем нет беспристрастной подачи текста, хотя именно так спектакль и начинается: актеры входят на сцену прямо с улицы, не переодеваясь в сценические наряды, садятся напротив зрителей на такие же, как у зрителей, стулья, берут в руки бумагу и начинают читать. Поначалу читают безучастно, но постепенно втягиваются. В какой-то момент перед нами оказываются не актеры, а персонажи. Что тут лучше всего удалось режиссерам, так это кастинг: чтобы превратиться в персонажей, Гацалову, Ребенок и Воробьеву достаточно отложить бумагу в сторону. Но ­осо­бенно хороша артистка Егорова в главной роли. Русская красавица с чистым круглым лицом и русой косой, она невинно хлопает ресницами на своего любимого: «Ну ты придурок, блин, вот урод». Это сказка, в натуре.

3
0

Отзывы

3
Анна
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
29 января 2012

Вчера ходили на спектакль "Жизнь удалась". Первые полчаса я настойчиво боролась с желанием выйти из зала, и, если бы наши места находились чуть дальше, я бы не смогла отказать себе в удовольствии прекратить весь этот бред. Куча ненормативной лексики из уст хрупких девушек, пинки и разговор вроде "Бл.., дибил ты, Вадим, дибил, бл.." вызывают именно такое желание. Я упорно пыталась понять, ради чего нас заставляют это слушать, что хотят показать нам актеры... То, что сегодняшняя молодежь подобна их героям? Я не могу с этим согласиться. Может, и есть в стране школьники, получающие колы и спящие с физруками, но все остальное сильно преувеличено.
В общем, мой совет - прежде чем идти на спектакль, подумайте, хотите ли вы 1,5 часа смотреть на жизнь низов общества и напрягаться, пытаясь среди мата выловить суть слов. И ради чего это?

2
0
9
Вера Шатунова
13 отзывов, 26 оценок, рейтинг 12
14 октября 2011

Я смотрела второй раз, прошлый был года 2 назад. Первый ряд, маленькая сцена, артистов можно прямо потрогать было без особых затруднений) Я не смотрю плохие спектакли по 2 раза. Тогда он мне показался стоящим. В этот раз - тем более.

Обилие ненормативной лексики сначала отпугивает. однако потом привыкаешь и осознаешь, что иначе-то никак нельзя. какой же физрук не ругается матом? тем более, что из самой обычной школы? Спектакль судя по реакции публики напоминает комедию. На самом деле очень смешно, если бы не было так грустно. Смех зала - скорее защитная реакция. Ну или же высмеивание пороков. Потому как родное и близкое в данных персонажах не стоит находить. Уж очень они примитивны. Примитивны и тупо-счастливы. У них мало возможностей, потому и мало перспектив, мало запросов. Их жизнь удалась.

Артисты хороши. Типажи просто класс! Состав на 3/5 состоит из артистов "Класса Бенто Бончева". Молодые интересные ребята. Особенно понравилась "Лена" - Анна Егорова.

Костюмы, декорации и реквизит практически отсутствуют. Есть лишь 15 черных стульев и фата невесты. Все. Играют артисты в том, в чем пришли в театр. *Потом мы видели "Вадима" и "Анжелу" в NOOR BARe, они не переодевались. Кстати, "Анжела" (Александра Ребенок) в той же самой цветастой толстовке играла в "Классе Бенто Бончева".

Что касается музыки, то звучит лишь песня "Судьба-злодейка", которая как нельзя кстати подходит к сюжету.

Единственное что, было то, что я люблю и не люблю одновременно - игра со зрителем. Почему-то, этим зрителем оказалась именно я. Нет, меня не вытаскивали на сцену, мне лишь предложили "Бухать вместе со всеми в маршрутке". Честно говоря, предложили это так, что лучше было согласиться) "Вадим" глядя в глаза с устрашающим выражением лица обратился с этим предложение почему-то не к товарищам по сцене, а ко мне.

Ах, да! самое важное! Весь спектакль - это как раз процесс того "как текст становится спектаклем". Артисты начинают читать текст по бумажке, причем делая это в таком формате: "Вадим сидит откинувшись на спинку кресла, его брат Алексей ходит по комнате". При этом "Алексей" вовсе не ходит, а сидит на соседнем стульчике с "Вадимом". Затем потихоньку артисты перевоплощаются в персонажей. Описание исчезает, исчезают бумажки со словами, остаются лишь диалоги. Прекрасно зная этот прием, я все же не успела уловить момент, когда все сценарии были убраны окончательно.

Мой вердикт: Хороший спектакль, очень хороший для людей, кому воспитание позволяет закрыть глаза на матерную речь.

2
0
9
Марфа Некрасова
43 отзыва, 50 оценок, рейтинг 100
21 апреля 2011

Это был сон бывшего физрука Леши, который заснул со спущенными штанами на толчке на своей свадьбе со своей ученицей, которая изменяла ему с его братом? Возможно. У Пряжко возможно все, разве что кроме идиллии. Это полное отображение действительности со сценами в маршрутке и около нее (потому что водитель высадил) и распитие коньяка на целлофановом пакетике, и все-все-все. Это Россия и СНГ, записанная гениальным белорусом. Жизненный мат льется со сцены, и закрывать уши не хочется, слишком это искренне и натурально.

1
0
9
artemgrot.livejournal.com
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 1
22 апреля 2010

Самый гениальный спектакль, который я когда-либо видел. Вот он настоящий современный театр! Вот она жизнь, как она есть. Советую всем сходить на него. Мат, там используется так же, как в нашей жизни, но он не режет слух, а наоборот воспринимается абсолютно нормально и органично. За матом и смехом скрывается весь ужас нашей действительности, весь тот кошмар, в котором мы живем. Мир ложных ценностей, сиюминутных радостей и фальшивости... Спектакль о нас о молодежи, о потерянном поколении эпохи перемен...

1
0
7
_kamilla_
3 отзыва, 6 оценок, рейтинг 4
3 февраля 2010

Заходим в зал - темнота, горят три прожектора. Сцены не видно совсем. От нас явно что-то скрывают. Ждем.
"Сцена первая" - говорит диктор-рассказчик. Значит спектакль начался.
"Жизнь удалась" - спектакль о поколении, о затерянно-потерянном, наверное. Ненормативная лексика, как пелена, которая якобы прикрывает всю драму пьесы. Такая лексика, как способ защититься. Сквозь пелену стараешься понять, ради чего все это? Почему они такие бестолковые? Что они творят?
Потом ловишь себя на мысли - они сидят на сцене на стулья, которые расставлены рядами, они-мы, мы-они. Это поколение 30-летних. Они потеряны. У них особые цели, у них особое понимание жизни, их родители - особые, которые состоят из постсоветских стереотипов и не задумываются над жизнью своих детей, живут "по накатанной".
Вадим делает себе маникюр, не может аккуратно обработать ноготь и помогает зубами. Такой незначительно, казалось бы, эпизод - иллюстрирует поколение. Начал несложное дело, упростил его в разы и в итоге - пустота. Пустота в голове, в мечтаниях, в жизни.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все