Спектакль

Спектакль Алые паруса

Постановка Театр-фестиваль «Балтийский дом»

5.5
© Афиша
1/9
Знаменитую повесть-феерию Александра Грина поставил Раймундас Банионис, сын великого литовского артиста Донатаса Баниониса. Песни к спектаклю написал композитор Фаустас Латенас, многие годы создававший музыкальное оформление к театральным шедеврам Эймунтаса Някрошюса и Римаса Туминаса. Декорации не блестят и не мигают. Зрители попадают в прибрежную деревушку. Туда, где море встречается с небом, где рыбаки и моряки поют залихватские куплеты, а юная Ассоль ждет своего капитана Грея. Конечно же, в финале появляется фрегат с алыми парусами – парусами надежды. «Алые паруса» – удивительно тонкая, точная и яркая постановка о том, что каждый, независимо от возраста, может вырваться из повседневной суеты и исполнить свои мечты. И в этом нет никакого волшебства – надо только верить в чудо!
Информация предоставлена театром «Балтийский дом»
Возраст12+
Продолжительность2 часа 30 минут, 1 антракт

Участники

  17

Специальные предложения

Скачать приложение
Подарочные сертификаты

Рецензия «Афиши» на спектакль

Небезнадежная история про обыкновенное чудо

Для начала надо сказать, что нынешняя премьера «Балтдома» в постановке Раймундаса Баниониса (сына народного ­артиста СССР) на музыку Фаустаса ­Ла­тенаса (много лет создающего фантасмагоричные саундпространства для всех спектаклей Някрошюса) не имеет ничего общего с московским мюзиклом по той же повести Грина и с тем же названием. У нас в кои-то веки появилось свое произведение в этом популярном жанре, о котором стоит поговорить. И ­выгля­дит оно так.

У длинного бруса на жестяных боч­ках сидят спиной к зрителю шестеро ­мужиков и методично напиваются. Звучит убойная музыкальная тема: «А пос­ле рому в огонь и в воду./А после пива — и в хвост и в гриву». Хотя я не уверена, что цитирую правильно, — четкость текста в хоровых номерах вызывает досаду. Танцы пока тоже несинхронны, хотя оживление моряков при появлении морячек выглядит убедительно. Лучшее, что есть в прологе, — Игорь Мосюк в образе подонистого Меннерса, местного трактирщика и повелителя масс: зализанный и отутюженный, то ли предок, то ли потомок нацистской братии.

Когда толпа затихает, притомившись, на сцене появляется сутулая худощавая замарашка в растянутом свитере. В инсценировке Эдуарда Гайдая Ассоль уже повзрослела, а о смерти ее матери и пророчестве об алых парусах напоминают публике другие персонажи. Но суть не в этом и не в том, что в руках у героини большая соломенная корзина, набитая деревянными парусниками. А в том, что шепот, шутки и насмешки в ее адрес кажутся естественными. Она здесь — натуральное чучело, юродивая, из тех, на которых испокон веков изливается народная жестокость. И вера ее в принца под парусами кажется следствием душевной болезни — не более того. Как это сказано в хорошей сказке? «Спасти принцессу может только чудо». Но кто нынче тратит время на чудеса? И гриновский сказочник, мистер Эгль, на сцене неподдельно страдает: хотел ребенку мечту подарить, а подарил насмешки и издевательства. Своя идея спасения девочки существует у прелестной старушки: надо, подоткнув юбку, ­полоть сорняки, причем непременно в тот час, когда рыбаки возвращаются с моря, — и сваты последуют максимум через неделю. Надо видеть, с каким неподражаемым литовским акцентом Ассоль отвергает «эти ваши сорнячки».

Словом, сказка вроде как сказка, всем известная. Но актерам придуманы убедительные конфликты — есть что поиграть. А в музыкальных темах Латенаса лирика и ритм уравновешены столь ловко, что петь их продолжаешь еще несколько дней. И то, что в декорациях ничто не блестит и не мигает, а сцена всего лишь завешана реями — поперечными и продольными, — по которым Ассоль ползает, как обезьянка, тоже приятно. Славная идея: заставить сказочника домучиться до того, чтобы он принялся сам воплощать придуманное им чудо. Нет, Греем он не станет, зато станет музыкантом, чье виолончельное соло зазвучит под алыми парусами.

Есть, конечно, и серьезные проблемы. Например, граф Грей, который выглядит у артиста Александра Чернышова кукольным, как мальчики из эстрадной подтанцовки. И вот еще: в программке рядом с именем Эльжбеты Латенайте значатся еще две исполнительницы Ассоль. Не составили бы они с Греем «идеальную пару», когда уникальная литовка уедет к своему морю.

11 ноября 2008
1

Никогда не писал рецензии на спектакли, но здесь не удержался.В первую очередь, из-за детей.Может быть,кто - нибудь прочитает и не поведет ребенка на данный спектакль.Грин был романтиком,а не психиатором, и писал он романтическую историю,а не историю душевной болезни Ассоль.Душевнобольную Латенайте сыграла убедительно.Вот только мог ли влюбиться Грей в девушку,спящую в позе "цыпленка-гриль" с признаками даунизма и одетую,как огородное пугало? Большой вопрос. Но не для режиссера.Он сделал все,чтобы сделать ее отталкивающей. Грей обязан влюбиться по тексту,в отличие от зрителей - у которых есть выбор, и похоже,они его сделали.Зрителей было немного.Так что,так называемые манки в виде прибалтийских знаменитостей, не работают. Р.Банионис решил просветить молодежь об истории праздника "Алые паруса"/ из интервью на радио/.Похвально,только боюсь после такого просвещения имя "Ассоль" станет нарицательным. По-человечеси жаль хороших актеров.

2 февраля 2009
9

Это очень хороший спектакль! Я ходил на него уже раз 10, но каждый раз я нахожу что-то новое! Очень классная режиссерская работа! Действие выстроено практически идеально! Есть, конечно, несколько сцен, которые чуть провисают, но это не плохие сцены, просто другие, уж очень хороши! Есть чуть более сильные и более слабые составы актеров, но все хороши. Опять же, уважение и спасибо режиссеру))) Алина Атласова - это просто фантастика!!!! Воплощение мечты, чистоты и надежды... Правда! У взрослого мужика слезы на глаза наворачиваются))) Вокал - фантастический! Игра - "ВЕРЮ"!!!! И хочу верить дальше, так что обязательно схожу еще не один раз на этот прекрасный спектакль! Единственное, о чем я сожалею, что на этот спектакль приводят в основном детей и подростков, ведь куда важнее взрослым с огрубевшей душой, понять что жизнь - это чуть более глубоко и искренне... Но здорово, что дети и подростки, посмотрев этот спектакль, понимают, что жизнь - это чуть более глубоко и искренне... А значит, есть шанс, что когда они станут взрослыми их душа станет чуть менее грубой))) Спасибо вам за этот прекрасный честный и чистый спектакль!!!

2 мая 2014
1

При всем уважении к Донатасу Банионису, первое знакомство с творчеством его сына оставило крайне тяжелое впечатление, которое не смогли компенсировать ни вполне приличное музыкальное сопровождение, ни монологи актеров, которые довольно близки к тексту оригинала, но на этом сходство с оригиналом заканчивается.
Грин, наверное, удивился бы такому прочтению, когда на сцене капитан Грэй чуть не оказывается в объятиях эффектно появляющегося на сцене размалеванного продавца тканей, явно демонстрирующего гомосексуальное поведение: так вот кому, оказывается, обязана Ассоль воплощению своей мечты по мнению режиссера! Откровенные и детально прорисованные кабацкие сцены не соответствуют формату спектакля для подростков, явно затянуты и занимают значительную часть времени постановки. В финале благородный угольщик братается с мерзавцем-кабатчиком и вся компания грузится на корабль, а на самом верху под алым парусом беснуется накрашенный продавец текстиля.
Каковы бы ни были веяния времени, прежде чем отправляться на это зрелище с детьми, подумайте, нужно ли подвергать сознание юного зрителя (спектакль позиционируется как "12+") такому испытанию.

3 марта 2013
7

Спектакль очень музыкальный и красочный, с юмором и прекрасной игрой актеров! Главная героиня играла очень правдоподобно. Актер Графа Грея очень хорошо сыграл свою роль. Получилась добрая милая сказка, которую хочется пересматривать снова )

3 февраля 2018
5Добро победило разум.

Бывают спектакли, про которые не хочется говорить, но говорится. "Алые паруса" Раймонда Баниониса один из таких. Эльжбиета Латенайте - исполнительница главной роли, разговаривая с сильным акцентом, и правда кажется душевнобольной девочкой. От этого чувства, увы, зал не мог отделаться крайне долго - кто-то хихикал, кто-то сочувствовал. Граф Грей в исполнении Александра Чернышева потрясающе, слишком красив. И действо это напоминало не пронзительно чистую, почти Библейскую историю, но фестиваль песни и пляски. Всеобщая нелепица происходящего пугала и смешила.
Но спектакль спасло одно - его доброта. И когда под конец спектакля, к залу обращается одна из героинь со словами: "И что же вы сидите?! Идите, вас тоже ждет счастье, на улице, прямо сейчас!", хочется искренно сказать спасибо.
Эти слова банальны и скучны, но в тот момент они приобретают истинное значение. И забываешь все неудачи спектакля, потому что актеры подарили что-то очень важное - надежду на счастье, которого, явно, очень многим не хватает.

28 января 2010
Все отзывы
7 спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
7
спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
7 спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
7 приятных детских городских лагерей в Москве
7
приятных детских городских лагерей в Москве
7 приятных детских городских лагерей в Москве
9 спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
9
спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
9 спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
9 московских опер, которые стоит увидеть
9
московских опер, которые стоит увидеть
9 московских опер, которые стоит увидеть
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость