Театральная афиша Москвы

Спектакль Трансфер!
Постановка Современный театр

0

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349

Семь лет назад фестиваль задумывался его организаторами Эдуардом Бояковым, Еленой Греминой и Михаилом Угаровым как праздник урожая, собранного на ниве современной пьесы. Тогда происходившее с драматургией было московским поветрием, обещавшим захлестнуть страну. А после сигаревского «Пластилина» Кирилла Серебренникова пригласили в главный театр страны — МХТ, и это обещало, что современная пьеса станет хлебом репертуарного театра.

Современную пьесу действительно стали ставить чаще, но всерьез театра она так и не захлестнула. Эйфория прошла. Серебренников — если уж мы зацепились за него языком — инсценирует для Художественного театра прозу, «Санькю» Прилепина, Сигарев пересказывает своими словами пушкинскую «Метель». В Москве современную пьесу играют по преимуществу в специально отведенных местах — это казанцевский Центр драматургии и режиссуры, «Театр.doc» и «Практика». А поскольку организаторы фестиваля как раз и представляют «Практику» и «Док» — театры, расположившиеся в подвалах одного и того же здания, — то фестиваль грозил выродиться в праздник по случаю открытия сезона в одном московском доме. Словом, «Новая драма» двигалась к своему финалу. Но в этот момент обнаружилось, что «новую драму» стала ставить провинция.

Об этом говорит Кристина Матвиенко, программный директор фестиваля: «В прошлом, позапрошлом годах появилось немало стоящих спектаклей в регионах, их столько, что не все удается привезти. «Новую драму» ставят в маленьких и независимых театрах. Молодые режиссеры, делавшие читки на «Любимовке» или работавшие с Михаилом Угаровым в лаборатории в Ясной Поляне, уезжают с новыми пьесами в провинцию».

Так, Юрий Муравицкий после «Любимовки» занес в Новый Уренгой «Остров Рикоту» Наталии Мошиной. Дамир Салимзянов после яснополянской лаборатории поставил в удмуртском театре «Парафраз» «Где-то и около» Яблонской.

Кто-то сам себе пьесы сочиняет — как кемеровская «Ложа», из которой выбрался когда-то на свет божий Евгений Гришковец. Артисты Наседкин и Сытый (прораб из фильма Хлебникова «Свободное плавание» — тот, на кого работают Человек-пестик и Человек-ведро), так вот артисты Сытый и Наседкин пишут сами для себя. В их новом сочинении «Закон природы» животные объясняют друг другу, как оно все устроено. В спектакле помимо «зверей» Сытого и Наседкина будут еще восемь «медведок».

В российской программе только два московских спектакля — немецкая пьеса «Offис» Романа Козака в филиале Пушкинского театра и «Этот ребенок» француза Жоэля Помра в театре «Практика». Помимо того привезут несколько западных постановок — среди них хип-хоп-театр из США The Suicide Kings и спектакль поляка Яна Кляты «Трансфер!», в котором участвуют старики, пережившие раздел Польши между Россией и Германией.

Но основа нынешней «Новой драмы» — не продукты, а инструменты. Выездная лаборатория в Ясной Поляне, где Угаров вместе с режиссерами и актерами накануне фестиваля будут анализировать и испытывать методы игры современного текста. В дни фестиваля устраиваются читки новых пьес и дискуссии (тема, которую обсудит с драматургами Елена Гремина, называется «Драматург попал на ТВ. Попал?»). «Новая драма» постепенно превращается из праздника урожая в посевную. То есть работает сама на собственное будущее. А это значит, что в следующем сентябре фестивалю будет что показать.

0
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.