«Снежная королева» додинского МДТ — инсценировка Григория Дитятковского, сочинившего для сцены мир, в котором реальность эфемерна, а мистика наглядна. Постановочные находки Дитятковского на детей, которые и без того живут в выдуманном мире, может, и не произведут впечатления. Но сидящие рядом родители будут счастливы: спектакль Дитятковского — это тот случай, когда театр взывает к ребенку, живущему даже в самом унылом взрослом.
Детский |
6+ |
Григорий Дитятковский |
22 сентября 2008 |
2 часа 45 минут, 1 антракт |
Фестиваль «Арлекин» — смотр лучших детских спектаклей страны, своеобразная «Золотая маска», но в сегменте театра для юных зрителей. Разыскивать достойные образчики этого жанра в сегодняшней театральной России, как говорят отборщики фестиваля, нелегкий труд, поэтому нынешняя конкурсная программа невелика, но за тех, кто в ней участвует, можно поручиться. А участвуют: «Юрюлю Бэргэн — богатырь на белом коне» Якутского ТЮЗа (традиционный якутский эпос олонхо, не только адаптированный для детей, но приправленный всякими современными глупостями вроде рэпа), «Про того, который ходил страху учиться» театра из города Лысьва (спектакль-игра по пьесе известного забавника и выдумщика Михаила Бартенева), «Поход в Угри-Ла-Брек» (результат работы худрука Нижегородского ТЮЗа Вячеслава Кокорина по прививке шведской детской драматургии на российскую почву). В Швеции, как известно, с детьми в театре принято говорить о серьезных взрослых проблемах: аборты, ВИЧ, разводы… «Поход» посвящен проблеме из проблем — смерти. Среди конкурсантов два петербургских спектакля: «Снежная королева» МДТ и «Большое путешествие маленькой Елочки» Большого театра кукол. Во главе жюри — известный режиссер Владимир Чигишев, ныне руководящий Казанским ТЮЗом.
В Малом драматическом воспитывают своего будущего зрителя. Спектакль для семейного просмотра. Дети в зале есть, детям оч нравится. Их смех заставляет смеяться. Но какой второй пласт открывается в этой сказке!..
РЕЖИССУРА Григория Дитятковского. Звук, сценография, мизансцены – работа проделана ювелирная. Финал 1-го акта надо видеть. И ради него одного только идти на «Снежную королеву». В театре редко увидишь кульминации. От этой кульминации у меня мурашки побежали. Как можно в кино передать пургу и полет королевы и Кая на санках?.. Как можно это сделать в театре?! Сделали! Полетели!
Минусы: я бы еще поработал над музыкальным оформлением, минут на 20 сократил всё и к черту бы убрал эстонский акцент Северного оленя. Не к месту и портит впечатление.
Ворон и ворона, король, принц и принцесса, бабушка, сказочник, Снежная королева, Советник – пример актерского ансамбля. Никто не тянет одеяла на себя. Все прекрасно справились со своими гримасами, глупостью, холодностью.
Лучше всех – ГЕРДА. Сложно играть не девочку. Когда она говорила – она не казалась взрослой. Но в ней был тот голос, та осанка, те движения, которые присущи бенефисным ролям. Дарья Румянцева.
ДОДИН как всегда думает на будущее и собирается влиять: «Мы поняли, что, кроме нас, нам нового зрителя никто не воспитает. С этого года в театре начинает работать трехлетняя программа рождения спектаклей - я не люблю слово "детских", правильнее сказать, для семейного просмотра».
Спасибо за еще один любимый спектакль.
Кай и Герда в финале держались ЗА РУКИ
Ладный, последовательный, с правильным ритмом спектакль формально по пьесе Шварца, на деле по исходной сказке, духовность которой зачастую терялась в полных «активного действия» экранизациях пьесы.
Анжелика Неволина с ее полутора сценами и устремленным в вечное ничто плачущим взглядом, в котором тысячи мальчиков, с которыми только и получилось, что зацеловать их до смерти; Татьяна Рассказова в роли атаманши как дома и Уршула Малка, не утратившая способности играть каждый спектакль как первый, и заходить в предлагаемую обстоятельствами холодную воду так, что зритель зябко сжимает пальцы; впрочем, предсказуемо загораживают своим присутствием центральную героиню, мужеством, стойкостью и цельностью которой, мы должны бы восхищаться.
Прочитав рецензии 2 предыдущих авторов пошла с сыном 8 лет. Да, есть режиссура. Да, есть интересные находки. Игра актеров хороша. Но в целом не очень. Ребенок смотрел со спокойным интересом, особого следа в его памяти этот спектакль не оставил. Я мучалась от скуки.
Уютный Малый Драматический. Меркантильные бабули-гардеробщицы готовые предоставить вешалку за одну русскую десяточку. Рыночные отношения, как и театр, начинаются с вешалки! Зал, набитый под завязку нетерпеливыми детишками и скучающими взрослыми. Километры парниковой пленки и шикарная бра с бахромой взамен декорациям. Тусклый свет и замирание юных сердец. Детская наивная вера в чудеса, витающая по всему залу. Мужчины-звуки во фраках. Повествователь в шапке-ушанке и очках а-ля почтальон Печкин. Заклинание на неведомом взрослым языке. Но киды все поняли. Справа – мальчик лет 6ти, призывающий к появлению Снежную Королеву уже в первой сцене. Герда и Кай изрядно старше своих 10ти лет. Типичная ковыляющая бабушка. Розы-руки из горшка зимой. Даже изумленные детеныши не верят в происходящее. Обилие снега и доброты на сцене. Окутывающее рождественское настроение. Коммерц-чиновник с фейковым бриллиантом на пальце, промышляющий продажей снега летом и в мечтах цветущими розами зимой. Долгожданное появление владелицы всего снега на свете и детское наивное «Ненастоящая!» Один неудачный поцелуй и холодеющее мужское сердце. Стереотипное женское желание пуститься в поиски и разморозить. Люди-птицы с клювами в руках. Беснующиеся принц/принцесса и продажный король всего королевства. Натуральная игра актеров со щепоткой переигровки. Просто они подзабыли, как быть детьми. Антракт как школьная перемена с беготней и очередями за компотом и булочками с изюмом. Множество черно-белых лиц на стене и один гидрокостюм ребенка. 3 звонка и почти никто не ушел. 3 мегамягких шубки и желание срочно тоже во что-нибудь закутаться. Завораживающие кареты-тени при свете бра. Разбойники-орки и атаманша под каблуком дочери. Сорвавшаяся продажа человека – совесть в порядке, дети довольны. Северный олень с эстонским говорком срывает весь смех зала. Бледнолицый мальчик, считающий снежинки. Растопка ледяного сердца посредством освежения памяти глубоко запрятанными воспоминаниями. Изумительно верный способ – думы о прошлом всегда помогают прослезиться. По прошествии 3х часов классический хэппи энд: все вместе, все счастливы и все кланяются. Гейм Овер.