Театральная афиша Москвы

Спектакль Синее чудовище
Постановка Сатирикон

7.6
Театр: Синее чудовище

Клоунада с фейерверком по пьесе Карло Гоцци

Злодей разлучает влюбленных: принца превращает в Синее чудовище, принцессу наряжает в мужской костюм и отправляет служить китайскому императору. Влюбленные должны отыскать друг друга и полюбить в новом обличье. Герои окружены кривляющимися клоунами, сцена походит на цирковую арену, а цирковая арена превращается в залитую водой Венецию, над которой встает механическая семиглавая гидра.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349
5

Константин Райкин любит испытывать публику, битком заполняющую зал в премьерные дни, выводя перед ней гурьбу молодых, неизвестных, а главное, неопытных артистов в собственной режиссуре. «Синее чудовище» — из таких премьер. По ходу спектакля публика в восторге не заходится, но и в антракте трехчасового шоу не бежит — терпеливо ждет анонсированного механического чудища и пиротехнического шоу в финале.

Чудище, откроем тайну, оказалось семью телевизионными кранами вместо шей и камерами вместо голов. Пиротехника — мало сказать — на уровне. Еще анонсировалась актерская импровизация, но ее в отличие от пиротехники никто так и не дождался.

Карло Гоцци писал свою волшебную сказку во имя умирающей итальянской комедии масок. Для возрождения старинной комедии дель арте, считал Гоцци, достаточно подложить под актерскую игру хорошую литературную основу, но также важно оставить место для того, чем сильны были итальянские актеры, — импровизации. Сатириконовские Смеральдины, Тартальи и Панталоне, кажется, импровизировали только на репетициях. Лучшие из придумок закреплялись, и на премьере уже никакая отсебятина публике не грозила (не называть же всерьез импровизацией речовки в защиту этнической чистоты сказочного китайского города: «Нанкин для нанкинцев! Нанкин не резиновый!»). Сами же традиционные итальянские персонажи были превращены в традиционных русских коверных. Для клоунов посреди сцены выстроили натуральную арену, во втором действии ее заливают водой — и сказочный Китай вдруг оборачивается Венецией, а все происходящее — порождением венецианских туманов, эпизодом карнавала.

Но режиссеру мало было превращения арены в канал под мостом Риальто. Он называет сказку Гоцци философской и пытается извлечь из нее максимум смысла. Сюжет и так не из простых: злодей плетет интригу против влюбленных — разлучает их, вынуждает молодого мужа скрываться под маской Синего чудовища, а невесту — полюбить это чудовище под страхом смерти. Кроме того, невесте приходится скрываться под мужской одеждой и биться в этом костюме с семиглавой гидрой. С интригой в театре разобрались (чего не сделаешь ради любви и из врожденного благородства), но что такое это Синее чудовище, которое невозможно полюбить, но приходится? Райкин решил, что Синее чудовище — на самом деле Голубой огонек: за этим яйцеголовым, вертлявым, многословным существом, гипнотизирующим всех, кто оказывается в зоне уверенного приема, повсюду следует голубой луч света. И никто не догадывается, что победить его проще простого: достаточно выдернуть шнур из розетки.

3

Отзывы пользователей о спектакле «Синее чудовище»

Фото tittus
отзывы:
16
оценок:
16
рейтинг:
18
1

Значит, буффонада...значит, народный театр...Задача ясна.Но почему мне хотелось все время пожалеть актеров, покраснеть за них, спрятаться самому или их куда-нибудь спрятать? Видимо Райкин глубже,чем сам подозревает, проникся духом своих ролей (в которых он сам, между прочим, безукоризнен) и в постановке комической пьесы не может подняться над собственной манерой исполнения. В итоге мы наблюдаем сцену, наполненную актерами, которые изо всех сил пытаются работать под Райкина. Правда, есть здесь и чудовище, сильно напоминающее Джимма Керри с таким милым и родным нам с детства зеленым лицом. И смотреть на то как ,сперва, один актер, а затем, и другой старательно пытаются повторить его жесты, пластику, даже типично киношные приемы - настоящее мучение. Джимм вообще в курсе подобных плагиативных выходок? Что у нас рядом с Марьиной рощей Бродвей раскинулся? Да что говорить, как вообще может образ героя Керри служить прототипом мультимедийного демона? Чтобы так его трактовать, надо ничего не понимать ни в самом Маске, ни в безумии выстроенном его создателем Джимом.
В спектакле сделан акцент на цирковую эстетику. Хорошо. Почему бы и нет. Все-таки, в площадном театре без цирковых номеров не обойтись. Но почему актеры так робко взбираются по веревочным лестницам, почему одна из героинь так напряженно неуклюже перемещается в подвешенном обруче, и черт подери (!) с лошадкой-скакалкой-то можно же было бы обращаться несколько более умело? А в некоторых сценах вовсе неясно зачем на "арене" появляется цирковой инвентарь (подвесные качели, к примеру). Видимо, просто по чьей-то прихоти и без всякого оправдания.
Кроме того, в спектакле очень много шуток ниже пояса.Очень хорошо! Они ведь оживят действие, не так ли? Но они почему-то не смешат, а озадачивают. Толи стоят не на своем месте, то ли слишком отдают самодеятельностью, но действие они скорее тормозят. Не знаю, может это конечно игры моих вкусовых ощущений, однако терпеть не могу привнесение в старые пьесы современных жаргонных, просторечных, ругательных слов. На мой взгляд, это отдает дурным вкусом. К слову, я не очень понимаю родителей, приведших в один из холодных зимних вечеров своих отпрысков на "Синее чудовище". Боюсь, у крошек могут возникнуть ряд вопросов по поводу происходящего на сцене.
Но вот, что самое интересное - люди в зале смеялись, аплодировали...многим нравилось. И тогда мне в голову пришла вот какая мысль. Быть может Райкин сделал именно то, что хотел? Воспроизвел в своей постановке Гоцци внутренние законы средневекового народного театра! Где пошлость шуток должна захлестывать, где мечи от неловкости движений актера должны вываливаться у него из рук, где актер выходит работать даже, если у него несмыкание связок, где текст трансформируется в соответствии с реалиями времени...и т.д. Люди в толпе смеются, лапают девок во время представления, едят, пьют, плюют под ноги, переходят от одной импровизированной сцены к другой. И им нравится такой театр, такой театр им нужен! Так может этот срез людей, в современной интерпретации конечно, привыкшей к Comedy club, и смеялся в зале? И на самом-то деле этот спектакль не безвкусный и неумелый,а хитрый и талантливый...А Райкин просто дал определенным людям то, что они хотят. А сам следит за хохочущими зрителями, взгляд его страшен, он прекрасен, и сильно напоминает мышь Брейна, который пытался захватить мир с помощью ламбады.
Только преподносится нам это не как народное искусство, чье место не в здании театра, а на площади перед ним. В этом-то и ошибка. Люди идут на "Синее чудовище" приобщаться к прекрасному, детей своих ведут, забыв о "низком" источнике происхождения этого вида искусства, таким преданным почитателем которого оказался К. Райкин.

6
Фото O'K
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
7
7

Всегда, когда я прихожу в "Сатирикон", для меня спектакль начинается раньше, чем артисты появляются на сцене. Всё-таки это искусство, сделать из просьбы выключить мобильные телефоны шутку, традицию, шоу, и этим самым подготовить почву для спектакля. И именно когда Райкен говорит, что "бывает к нам и глупые люди заходят", я понимают: "Вот сейчас начнется."
Да, о чудо, на сцене появляются прямо настоящие цирковые артисты, правда, ведут они себя странновато: выносят воображаемую доску, ставят ее на воображаемую бочку, ставят на конец доски вполне реальную, хоть и несколько несуразную, женщину и прыгают на другой конец этой доски. Странно, но женщина летит до другого конца сцены в руки другим "циркачам" и ломает шею. Однако, это их не смущает, "show must go on" так сказать, они уносят неудачницу, кланяются и убегают. Не правда ли странное начало для спектакля "Синее Чудовище"? И вот Оно появляется на сцене под музыку "Черного ящика" из "Что? Где? Когда?", безумно похожее на героя фильма "Маска" как внешне, так и поведением. Такой же безумец. Постоянно кричащий, смеющийся и кривляющийся персонаж. Не чудовище конечно, но чудо-юдо точно. И оно хочет разлучить 2-ух влюбленных, китайского принца Таэра и грузинскую красавицу-принцессу, Дардане. Они выезжают на полянку на вполне милых конях (практически на Альфах, если кто-нибудь помнит этот сериал), и Дзелу приступает к своему замыслу: Дардане переодевает в мужчину и отправляет на службу к отцу ее возлюбленного (строго-настрого запретив говорить кому-либо, что она женщина), а Таэру достается роль нового чудовища и его задача- влюбить в себя Дардане заново. Согласитесь, это сложно, учитывая, что она ненавидит Синее Чудовище и не знает, что теперь это ее возлюбленный, а сказать ей это конечно же нельзя. Наверно, вам интересно, что же случилось с тем чудовищем, которое было раньше? Что ж, как ни странно, оно стало обычным анапским туристом в панаме и с пленочным фотиком. Потом мы неожиданно видим китайского царя и его министров (забавного дедулю и очкастого дядьку), они рьяно спорят о ситуации в стране и по жребию решают, что на скормление семиголовой гидре, которая съедает по одной девственнице в день и развращает людей своим дыханием отправится сестра капитана китайской армии и по совместительству служанка Дардане, но вскоре царь уходит в покои к своей жене, и министры начинают активно обсуждать сплетни их государства на весьма странном веницианском диалекте.
Честно говоря, я что-то очень увлеклась сюжетом, дальше рассказывать не буду, ото неинтересно. Мне очень нравится их манера шутить с вполне серьёзным лицом. Это втройне смешнее. Например четыре мужика которые барахтаются в луже и пускают фантанчики изо рта, или гондола, проплывающая на заднем фоне, а в ней сидит мужчина в маске с мандаринами. Очень позитивно. Все два с половиной часая сидела, как маленький ребенок и не знала, что будет дальше, наденет ли главная героиня противогаз для борьбы с гидрой, или появится царица в колготках в сетку и с поясом «sexy», или гидрой окажется железная бандура с телекамерами. Знаю, все это звучит немного диковато, но поверьте, все вместе это великолепно.
И в конце, знаете, по спине побежали мурашки. «Порой мы не видим, кто мы не самом деле, и жизнь становится похожа на цирк или на венициансий карновал».

3
Фото Митя Золотов
отзывы:
8
оценок:
236
рейтинг:
9
1

Спектакль вызвал у меня отвращение, которого давно не испытывал.
Это не цирковое представление и не драматический спектакль - это уж точно.
Это какой-то ужасный Аншлаг, который наверно иным эстетам может привидеться в кошмарном сне.

Вот, зарегестрировался на афише специально по той причине, что положительных и нейтральных отзывов об этом спектакле слишком много.

Конечно, здесь есть еще какое-то пиротехническое шоу и возможно оно неплохое - но это все во втором акте, а все, кому хоть немного интересен именно театр сначала должны мучительно пережить длинный и никчемный первый акт. Я покинул театр в антракте. Думаю, что пиротехническое шоу можно увидеть значительно лучшее где-то в другом месте,нежели на площадке театра Сатирикон. Я уж не говорю о каких-то цирковых элементах. Выкиньте это из головы. Здесь нет цирка. Игра в шарады где-нибудь на даче - хороший цирк по сравнению с этим.

Даже если говорить о чисто технической составляющей, звук, к примеру, был весьма плох. За исключением первых 5 минут, пожалуй. Начало было положено весьма неплохое. Интригующе-мерзкий звук, свет и кривляющийся под Джима Керри персонаж в синей маске, списанный на афише с Джокера, обещали что-то интересное. Увы, ничего интересного не последовало.

Несмешные потуги выдавить смех юмором ниже пояса и в коротеньких штанишках почти не увенчивались успехом. Какой-то непонятный болезненный эротизм, постоянно присутствоваший в постановке тоже никакого эстетического удовольствия не вызвал, и в общем симпатичные актеры и актрисы временами были просто мерзкими в таких амплуа.

3
Фото Марк
отзывы:
13
оценок:
18
рейтинг:
13
9

Был на одном из прогонов на зрителя. Очень понравилось. Большая часть актеров - выпускники МХАТа им.Чехова, и это видно - ребята играют классно, конечно это был лишь прогон, и к моменту премьеры в сентябре все будет еще шлефоваться, но уже сейчас видно что спектакль хороший. Создатели спектакля характеризуют этот жанр, как - Цирк. И действительно представление балансирует на грани между цирком и театром. От цирка взяты акробатические номера, и ощущение праздника, карнавала - таким и должен быть театр - фиерия, в лучших традициях Венецианского карнавала.
Спектакль поставлен по пьесе Carlo Gozzi: Некое "Синие чудовище" заколдовывает и разлучает двух влюбленных, чтобы воссоединиться вновь им предстоит пройти множество испытаний.
Я думаю что все кто придет на этот спектакль получат большое удовольствие.

3
Фото Лариса Николаевна Никулина
отзывы:
97
оценок:
152
рейтинг:
254
7

Зал аплодировал стоя. И было чему аплодировать. Ребята работают. Цирковые акробатические этюды, невероятная итальянская музыка и юмор (к сожалению ниже пояса).

2

Галерея