Театральная афиша Москвы

Спектакль Человек = Человек

7.3

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Андрей Пронин
отзывы:
90
оценок:
75
рейтинг:
84
5

Авторский почерк режиссера Юрия Бутусова схематично можно обрисовать так: берем классический текст, что-нибудь грандиозное, Шекспира или, скажем, Беккета. И его не боимся. И пересказываем его как последовательность актерских этюдов, аттракционов, остроумных вылазок на территории цирка и эстрады. Играем, фонтанируем — получаем результат. Рецепт этот не назовешь безотказным, но он действует. Тот же Шекспир настолько замусолен в театральных хрестоматиях, что любое, даже слегка натужное оживление ему на пользу. Однако для своего дебюта на сцене Александринки Бутусов взял пьесу немца Бертольта Брехта «Что тот солдат, что этот» — выбор дерзкий, вызывающий, призванный доказать зрелость режиссера, в Петербурге ходившего в «молодых», а с переездом в Москву ставшего «модным и ведущим». Зрелости Бутусов, возможно, достиг, но и устоявшийся почерк, описанный выше, никуда не делся. Для Брехта, увы, он оказался непригодным.
Главный герой пьесы — непальский грузчик Гэли Гэй (Дмитрий Лысенков), простой человек; Гэй выходит из дома купить рыбу — и домой возврата не будет. Разграбившей пагоду и потерявшей боевую единицу тройке английских солдат до зарезу нужен четвертый — иначе они будут изобличены и предстанут перед трибуналом. В ход идут подкуп, обман, угрозы; инсценируется суд над Гэли Гэем; инсценируется расстрел Гэли Гэя — и вот он сломленный, растоптанный, забывший себя. А вот он уже не он, а Джерайа Джип, ирландец, веселый выпивоха, любящий пострелять по жителям мирных деревень. Брехт писал о силе казармы, о прискорбной власти вооруженного быдла над свободной человеческой волей, о том, что кулак и очередь из автомата творят такие леденящие кровь чудеса, какие подвластны разве Антихристу.
Высказывание Брехта предельно ясно, оно не требует ни правки, ни разъяснения — а лишь гражданской позиции и предельной конкретности художественного прочтения. Как раз с этим у Бутусова проблемы. Лысенков играет печального клоуна, попавшего в затруднительное положение, — Чарли Чаплина в тылу врага; его злоключения воспринимаются как обязательная составляющая чаплинского жанра. Его сатрапы — кучка мультяшных шкодников; страшны их гигантские тени на заднике сцены, но сами они нимало не пугают. Сержант Кровавый Пятерик в исполнении Сергея Паршина и вовсе умиляет всякого смотревшего в детстве «Сказку за сказкой» — дослужился-таки солдат Иван Варежкин до повышения. Брехтовские поучения, положенные на музыку, — песни-зонги — звучат в приятно облегченном виде эстрадных номеров. Особенно потешает публику двойник Сергея Шнурова, поющий в старомодный микрофон в проходе между зрительскими рядами. Если что здесь и создает мрачную атмосферу, так это эффектная сценография Александра Шишкина, погрузившего сцену в полумрак, посреди которого возвышается тускло блещущий огромный крест. Между тем Брехт все же призывал остерегаться людей, а не кладбищенских привидений.

Отзывы пользователей о спектакле «Человек = Человек»

Фото besdelnic
отзывы:
7
оценок:
9
рейтинг:
3
7

Не могу назвать себя театралом... Для меня более важным искусством является кино, но...этот спектакль задел меня за живое.
Нам показали, как человека взяли, разложили на составляющие, потом собрали совершенно другого человека, заставили прижиться к предлагаемым обстоятельствам. И стало не важно, что это был за человек. Потому что теперь этот человек, пригоден для любой цели.
Очень похоже на философское размышление. Что подчеркнуто ярко выраженной условностью театральных декораций. Условность, вызывает некоторое пренебрежение к сюжету, как цепи фактов, а обращает внимание на внутреннее состояние Человека. Как же так происходит, что добрейший человек, не умеющий сказать нет, отказывается от себя, от своего имени под давлением предложенный обстоятельств.
Как говорил Чарльз Дарвин, выживает не самый умный, а тот, кто лучше умеет приспосабливаться.
Собственно в спектакле и показана цепь превращений из человека, вышедшего за рыбой, в человека расстреливающего небо.
Человек не умеющего сказать "нет" окружающей подлости мира, не видящего разницы между добром и злом и в силу этого, по животному добрый = человек, единственным критерием для согласия которого, становится - цена. Человек, ловко научившийся оборачивать чьи то потребности в свою выгоду, но и ловко обманутый теми, кто установил с ним такие отношения.
Не так то просто принять этот мир, как выясняется, очень можно при этом и потерять себя.

Фото love_piter
отзывы:
28
оценок:
30
рейтинг:
52
7

Мне кажется, премьера по меркам Александринки удалась не совсем. Перед началом спектакля в зале были пустые места, после антракта их стало ещё больше. Видимо, петербургскую публику пока трудно отучить от классических постановок и стандартных подходов. Хотя, к примеру, в МДТ, не отличающимся стандартизмом, свободных мест обычно нет. Но всё же. Как режиссёр, Бутусов за время своего пребывания в Москве изменился. Стало больше язвительности, больше откровенных издёвок, но меньше глубокой драматичности. Зато зрелищность - стопроцентная. А Дмитрию Лысенкову - БРАВО! Великолепный актёр, отыгрывающий каждое движение, каждый звук.
Что хочется отметить особо - пассивность зала. Хилые (по-другому не скажешь!) аплодисменты, скучающие взоры - обидно за культурную столицу...

Фото Андрей  Губин
отзывы:
30
оценок:
42
рейтинг:
21
9

Очень рекомендую сходить на этот спектакль.Он нелегкий,совсем нелегкий,заставляет задуматься.Никаких экстравагантных выходок в постановок нет.Писать тут что-то бесполезно-надо просто идти и смотреть и ...не идти получать "удовольствие", а задуматься над некоторыми жизненными вещами.

Фото happychel
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
7

Премьера Александрийского "Человек=Человек" получилась зрелищной и актуальной. 3 часа пролетели. Зал не рукоплескал, не вызывал артистов снова и снова, но люди вышли задумавшись. Кто-то ушел: нужно понять людей, которые привыкли к классике, для которых такой "рваный" сюжет (мне это дало ощущение экспериментального джаза, где нет плавной музыки, а ритм дергает тебя,заставляет держаться на нерве).
Чего не хватило мне? Это напряжения, внутреннего вызова. Сами созданные образы были несколько гротескны, но не все актеры "доиграли" до их сути, оставив некоторое ощущение "сказочных" персонажей. И здесь огромное спасибо Большаковой, которая из своего персонажа выжала все, показав весь драматизм личности вдовы Бэгбик.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить