Театральная афиша Москвы

Спектакль Распутин
Постановка Геликон-опера

6.4
Создатели

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Екатерина Бирюкова
отзывы:
370
оценок:
275
рейтинг:
93
5

Среди действующих лиц на сцене — Николай Второй с супругой Александрой Федоровной, Ленин и сам Распутин. Мировая премьера этого сочинения американского композитора Джея Риза состоялась 20 лет назад на сцене «Нью-Йорк-Сити опера». Шеф московской «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман узнал о существовании «Распутина» уже давно, но считает, что время его ставить пришло только сейчас — и с точки зрения политической ситуации в стране, и с точки зрения профессиональной готовности труппы. Все-таки музыка непростая. А политическая ситуация — наоборот.

Судя по всему, от этой оперы не следует ждать исторической правды. По большому счету она уже сама стала историей и, наверное, гораздо больше говорит об эпохе мирового увлечения горбачевской перестройкой, чем о предреволюционной ситуации в царской России. Историей в форме гротескного фарса — что вполне подходит под стилистику бертмановского театра.

Над постановкой работала традиционная геликоновская команда: художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, дирижер Владимир Понькин и, конечно, режиссер Дмитрий Бертман. Вопреки правилам хорошего тона, но в соответствии со здравым смыслом опера поется в переводе, на русском языке. И вправду, если бы Ленин изъяснялся по-английски, в этом было бы чересчур много фарса.

0

Отзывы пользователей о спектакле «Распутин»

Фото Marina Pavlyuchenko
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
0
9

Так сложилось, что увидеть оперу я могла ещё пять с лишним лет назад, но в тот момент решила, что не поеду в Москву, что ещё успеется. В итоге я могла судить лишь по тем записям и фото, которые были в сети, и спектакль обрёл в моих глазах ореол некой призрачной загадочности: было в нём что-то притягательное и в то же время отталкивающее, вызывающее опасение. Сейчас мне кажется, что всё сложилось правильно, ведь всему своё время. И время «Распутина» настало именно сейчас.
Новая старая премьера оперы прошла в год столетия Октябрьской революции в историческом здании театра «Геликон-опера» на Большой Никитской улице. Здание интересно само по себе и имеет за спиной собственную историю, но самым любопытным в нём, на мой взгляд, является, собственно, большой зал «Стравинский», пристроенный к стене бывшего храма, красное крыльцо которого превратилось в главную ложу. Выглядит зал очень необычно: кажется, что ты сидишь на улице, над головой простирается звёздное небо, а артисты поют на сцене во дворе. Ряды имеют хороший подъём, как в настоящем уличном амфитеатре, из-за чего смотреть, наверное, удобно с любого ряда.
Как известно, театр начинается с вешалки, и «Геликон» тоже расположил к себе с первых же минут. По камерности и обособленности от пафоса крупных оперных сцен театр «Геликон» мне напомнил наш «Санкт-Петербургъ Опера», где я была как раз на гастрольном спектакле «Геликона». Этот театр сочетает в себе движение в ногу со временем и классический репертуар, а за этим, мне кажется, будущее.
«Распутин» — современная опера американского композитора Джея Риза. Для многих сам факт того, что российскую историю вольно трактует американский композитор, является очень спорным. Я не увидела ничего такого, чего теоретически быть не могло. Подобные слухи и версии я слышала неоднократно. Сам Григорий Распутин — личность очень противоречивая, мистическая и роковая. Вряд ли мы узнаем правду. И, наверное, даже современники Распутина знали каждый свою правду: для кого-то это был пророк, для кого-то еретик и манипулятор.
Опера начинается с того, что «старец» проповедует приближение к Богу через страдания во грехе, страдания от греха. Его последователи бьются в экстатических конвульсиях и предаются массовой оргии. С первых же минут спектакль шокирует и музыкальным напором, и откровенностью сцены, и костюмами, выглядящими как настоящая нагота. Глубокий раскатистый бас Григория Соловьёва (Распутина) воистину гипнотизирует и вводит в некий транс. Это до жути прекрасно.
Главного оппонента и убийцу Распутина — Феликса Юсупова наконец-то вновь исполнял Иван Ожогин, от которого я об этом спектакле и узнала, которого так давно хотела послушать в опере. Считается, что именно данный персонаж должен быть отрицательным и неоднозначным, что ему надо искать оправдание (если такое желание есть), однако лично у меня ни на миг не сложилось такого впечатления. Для меня единственным злом в спектакле был главный герой — Распутин. Царская семья находится полностью под его контролем, они слабы и, по сути, бессильны в игре, затеянной тем первозданным нечто, которое скрыто под маской тёмного пророка. Случайно тоже попав под влияние этого гипноза, князь Юсупов словно заглядывает бездне в глаза и осознаёт весь её ужас. Он пытается уничтожить это зло, но...
Не знаю, была ли это задумка автора, но мне кажется, что идея спектакля в том, что бессмысленно идти против предрешённого. Если стране нужен демон, она получит его в любом обличии. Сколько раз его не убивай, он возродится с новыми силами. Так, проповедник Бога через грех восстал в образе проповедника атеизма через кровь и убийство. Финал чётко перекликается с началом спектакля: после предсмертных слов Распутина о том, что он возродится, те же люди, что фанатически следовали его призывам, с тем же фанатизмом маршируют с красными повязками, пока на горизонте вырастает фигура красного вождя.
Спектакль произвёл на меня очень сильное впечатление, от просмотра остаётся любопытное «послевкусие»: хочется вспоминать и обдумывать, что значил тот или иной символ. Крайне сложная по музыке, данная опера — определённо ещё одна ступень вверх на пути каждого артиста. Помимо уважения к тому, с какой лёгкостью вокалисты исполняют такой непростой материал, я испытывала эстетическое удовольствие от красоты голосов: мощного сопрано Анны Пеговой (царица Александра Фёдоровна), многогранного тенора Ивана Ожогина. Фальцет Юсупова в номере «Кабаре» да и сам номер — наверное, самый яркий момент спектакля, сорвавший бурные овации. Это и смешно, и пикантно, и гротескно, и красиво. Прекрасно — на грани.
Как и весь спектакль — на грани. И балансирование на этой грани, пожалуй, и даёт тот головокружительный эффект, который производит эта опера.

0
Фото Анна Урманцева
отзывы:
28
оценок:
28
рейтинг:
47
7

Анна! Вы побывали на премьере оперы «Распутин»?
Премьера будет только завтра. Но мы, опережая события, решили рассказать об этом уже сегодня утром, чтобы наши зрители успели купить билеты и прийти завтра в «Геликон» на Арбате. Тем более,- посмотреть есть на что. Да и послушать!

Меломаны нахмурят лоб и начнут вспоминать: а не тот ли это «Распутин», что…и вспомнят чуть ли не четырех разных оперных «Распутина». И все почему-то появились не на исторической Родине, а где-то там – за кардоном! Этот Григорий Ефимович – родом из Америки. Опера была сочинена в 1988-ом году композитором Джеем Ризом. 14 лет назад партитура попала в руки режиссеру «Геликона» – Дмитрию Бертману, и вот, наконец, театр смог взвалить на свои самостоятельные плечи такую сложную партитуру. В либретто – всё, что мы знали про Распутина, но боялись увидеть. Это и свальный грех секты «Хлыстов», прости господи; и общество геев, демиургом которого являлся князь Феликс Юсупов, в опере похожий на Лайзу Минелли; и разговорные диалоги, типа: «Это какой такой Распутин? Ну тот у которого огромный! И через паузу: огромный авторитет у народа».
И, тем не менее, в опере много мыслей о России, о царской семье, о слабости власти, о кровавой истории, о Боге. А вот в сцене, где полуголый Распутин удовлетворяет полуголых девиц – их штук шесть, - мне вспомнились депутаты из одной популярной сейчас передачи: «О России думаешь Григорий Ефимович? Золотой ты человек!»

Дмитрий Бертман, режиссер спектакля, худ. Руководитель театра «Геликон-опера»
История России - она циклична, и она показывает одно и то же, и мы не замечаем этого повторения постоянно. Для этого не надо сегодня лишать героев исторического грима или переодевать в сегодняшние костюмы членов Госдумы - нужно посмотреть на историю и увидеть то, о чём нельзя сказать.

Короче, в опере - Распутин – обманщик, а не святой. Это становится понятным, когда персонаж снимает парик и бороду. Что, кстати, очень убедительно делает исполнитель партии Распутина – Николай Галин. Если говорить о других составляющих спектакля, - мне кажется, - в этой постановке геликоновцы достигли некоего очень хорошего баланса.
Это баланс – голосов и оркестра, - что очень сложно в этом помещении. Баланс движения и статики. Баланс мыслей о России и мыслей СОВСЕМ не о России. Всё это здорово сочетается с интересной конструкцией декораций, которая занимает почти всю сцену и постоянно крутится или трансформируется. Музыка – тоже не разочаровывает. Она богата событиями, она постоянно подбрасывает то цитаты, то какие-то руководства к действию, которые были прочувствованы режиссером. И это при том, что пишет Джей Риз языком авангарда. Но он здесь абсолютно уместен.
В конце концов, - все это еще и очень современно! Даже доставка и установка на сцене яиц Фаберже – в духе времени. А уж когда из киндер-сюрприза вылезает Ленин?! Вот тут, кстати, единственное место в опере, которое мне не понравилось. Финал. Он очень быстротечен и скомкан. Но навевает мысли о появлении оперы под названием Распутин-2. Мне бы хотелось!

Анна Урманцева

0
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить