Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Спектакль
Король Рогер

Средняя оценка: 4 из 5

Голосов: 1

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Композитор-классик Кароль Шимановский для поляков примерно то же, что для нас Шостакович или Прокофьев. Продолжая аналогию, «Король Рогер» — нечто вроде прокофьевского «Огненного ангела»: туманное символистское либретто, положенное на яркую, экспрессивную музыку. Валерий Гергиев не озаботился собственной постановкой, предпочтя трансфер спектакля Польской национальной оперы. Впрочем, есть гарантия, что музыка Шимановского манием дирижерской палочки Гергиева зазвучит по-новому. Премьера мариинской версии «Рогера» — на «Звездах белых ночей», а затем на Эдинбургском театральном фестивале.

Рецензия «Афиши»

Оценка: 4 из 5
Ольга Манулкина

448 рецензий · 285 оценок · 101 спасибо

К финалу фестиваль «Звезды белых ночей» дает крен в сторону новой оперы: с разницей в неделю — две премьеры, и оба сочинения будут для петербургской публики новинкой — не только «Братья Карамазовы» Александра Смелкова 2008 года, но и «Король Рогер» польского классика Кароля Шимановского, написанный в 1918–1924 годах.

Занятно, что обе эти оперы строятся вокруг вопроса о вере. В «Карамазовых» задает тон «Легенда о Великом инквизиторе», в... Показать полностью

К финалу фестиваль «Звезды белых ночей» дает крен в сторону новой оперы: с разницей в неделю — две премьеры, и оба сочинения будут для петербургской публики новинкой — не только «Братья Карамазовы» Александра Смелкова 2008 года, но и «Король Рогер» польского классика Кароля Шимановского, написанный в 1918–1924 годах.

Занятно, что обе эти оперы строятся вокруг вопроса о вере. В «Карамазовых» задает тон «Легенда о Великом инквизиторе», в «Рогере» в центре сюжета дионисийское искушение короля-христианина. В либретто, которое Шимановский написал вместе с кузеном — известным писателем Ярославом Ивашкевичем, некий Пастух (слово Pasterz означает также и «пастырь») является в сицилийский храм. Архиепископ требует казнить его как еретика, жена короля Роксана просит для него пощады. По приказу короля Пастух приходит во дворец, чтобы рассказать о своей вере, а в результате приводит в неистовство (и повергает в экстатический танец) весь двор — и уводит его за собой, как дудочник детей. Теперь уже Рогер идет к Пастуху, который в древнегреческом храме превращается в бога Диониса; освобожденный от своих страхов и ревности, король поет гимн восходящему солнцу.

На Сицилии Шимановский побывал перед Первой мировой войной — и воспринял ее как символ средиземноморской культуры, где переплелись европейские, византийские, арабские традиции. Опера начинается службой в храме (для портрета византийского богослужения Шимановский использует и католическую григорианику, и русские православные песнопения), а заканчивается до-мажорным языческим гимном. Путь от одного к другому лежит через искушение музыкальным ориентализмом и дает богатые плоды — пряную, изысканную позднеромантическую партитуру, не скрывающую своего родства с Дебюсси, Скрябиным или Рихардом Штраусом, но вполне индивидуальную.

Во второй половине ХХ века, когда опера Шимановского вдруг оказалась актуальной, ее интерпретировали как конфликт религиозный и эстетический, как аллюзию на молодежный бунт 1960-х и на тоталитарные секты. Режиссер Мариуш Трелинский и сценограф Борис Кудличка, постановщики польского спектакля, который теперь переносится в Мариинку, выбрали не современность и, конечно, не Сицилию XII века, а время Шимановского — время сецессиона. Публика должна была ощутить его не только ушами и глазами, но и носом: запахи благовоний наполняли зрительный зал.

Валерию Гергиеву, признанному эксперту по музыкальному сецессиону, недостаточно продирижировать оперой Шимановского на фестивале: он забирает в Мариинку весь спектакль — по меньшей мере, на ближайший сезон. Режиссер Трелинский везет польских солистов в компанию нашим, но премьерный состав еще не утвержден.

Польская национальная опера — театр масштабный в разных отношениях. 2500 квадратных метров, площадь его сцены с карманами, — показатель уникальный, в мире такого больше нет. О том, как пришлось адаптировать спектакль под мариинскую сцену, постановщики молчат. Но ясно, что меньше всего изменений претерпит адрес прописки «Рогера»: вместо Театральной площади, 1, в Варшаве (адрес Польской национальной оперы) — Театральная площадь, 1, в Петербурге.

Скрыть

Отзывы пользователей

Сюда пока никто не добрался. Оставьте свою рецензию и станьте первым!

Хорроры «Голем»: маньяк и Карл Маркс в викторианском Лондоне
Подборка Ночь квестов

Лучшие квесты Москвы и Питера с большими скидками

Волшебные игры для всей семьи

Квест-экзамен на вступление в ряды агентов MIB

Реалистичная игра в настоящем подземном убежище

Как увековечить свою любовь к фастфуду?...

Что посмотреть в столице Каталонии, кроме творений Гауди, куда ходить купаться, если не на...

В прокате «Двуличный любовник» — уже второй фильм Франсуа Озона с Мариной Вакт после «Молода и...

14 октября при поддержке музыкальной платформы TBRG OPEN прошла вечеринка «Undercloud», посвященная...