Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
4.6

Спектакль
Шарманка

Постановка - Современник. Основная сцена
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Спектакль Михаила Ефремова по малознакомой пьесе Платонова.
  • Шарманка – афиша
  • Шарманка – афиша
  • Шарманка – афиша
  • Шарманка – афиша
  • Шарманка – афиша
Драматический
Михаил Ефремов

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

5
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
12 июня 2008

На сцене у самого задника, то есть у самого горизонта, притулилась символом грядущей индустриализации фабрика с трубой. Над сценой висит куб, на котором показывают черно-белый видеоарт. По сцене бредет троица: блаженная девочка Мюд (ее играет Клавдия Коршунова), механик Алеша (Шамиль Хаматов) и его творение по имени Кузьма (Максим Разуваев, закованный в латы Айронмена и с краником на причинном месте) идут дорогами СССР к социализму. Однажды троица останавливается, чтобы присоединиться к строителям социализма в одном конкретном потребкооперативе. Здесь их ждут испытания и постигают разочарования.

У кооператива проблема с продуктами первой необходимости, между тем как в соседнем совхозе прорва рыбы и птицы. Народ голодает — а у кооператива проблема с тарой. Проблему эту кооператив решает своеобразно: маринует грибы из сои и готовит пищевую революцию.

Ключевая сцена «Шарманки» — тайная вечеря времен первой пятилетки. Кооперативщики вкушают новую пищу — кашу из саранчи, котлеты из чернозема, механические бутерброды (в спектакле — надувные шарики и пену). Но «дружная пища» не усваивается, товарищи, согнувшись в три погибели, блюют. Во избежание голодного бунта глава кооператива, монументальный товарищ Щоев (Никита Высоцкий), и его вертлявый клеврет Евсей (Артур Смольянинов) канализирует недовольство масс обычным для советской республики способом: публичной поркой. Затевается политический процесс над Алешей: его механический человек Кузьма, как выясняется, оппортунист.

Михаил Ефремов ставит «Шарманку» как есть — не укладывающуюся в каноны, застревающую на несущественном, то и дело перепрыгивающую с первого на десятое. От себя он прибавил немного. Поставил самобичевание чиновников как комичный танец в два притопа, три прихлопа. Вместе с Евгением Миттой, постоянным сценографом его редких спектаклей, придумал возникающий в финале образ: тоскливо завывающий скелет коровы. Но так, наверное, и нужно ставить пьесу, которую до тебя еще никто не ставил, — отойдя в сторонку. Другое дело, что так ее имело смысл ставить двадцать лет назад, на заре гласности, когда пьеса была впервые опубликована. Написанная в тридцатом году «Шарманка» отчасти воспроизводила, а отчасти предвосхищала события драматичного финала НЭПа: ошибки в планировании, срыв продовольственной программы, лютый голод, постоянный страх интервенции и — как следствие — первые политические репрессии. В эту пору впервые произносится слово «вредитель». На вредителя, которому придумывается масса синонимов — упрощенец, присмиренец, схематик, перегибщик, — начинается охота. Вредителя начинают фабриковать. Его физически уничтожают. Революция пожирает самых преданных своих сыновей — большевиков, принятых в партию до революции или в первые ее годы. У Платонова появляется образ — товарищи едят саранчу, приговаривая: «Мы вредителей прячем в себя».

Это была по-настоящему антисоветская пьеса, хотя сам Платонов искренне полагал, что клеймит истинных врагов революции — бюрократов (которые к тому же в финале оказываются небылью, фантомами, порожденными угарным газом, сочащимся из-под земли).

В конце восьмидесятых и начале девяностых, когда перестройка и Горбачев были на пике западной моды, звонче прозвучал бы и другой сюжет «Шарманки» — увлечение Россией западной левой интеллигенции. У Платонова в кооперативе «Дружная пища» появляются два иностранца, приехавшие купить немного надстройки для своего благополучного базиса. «Это дух движения в сердцевине граждан, теплота над ледовитым ландшафтом вашей бедности! — говорит датский профессор. — Мы ее хотим купить в вашем царстве или обменять на нашу грустную точную науку. У нас в Европе много нижнего вещества, но на башне угас огонь. Ветер шумит прямо в наше скучное сердце — и над ним нет надстройки воодушевления».

Если бы Ефремов был хоть немного карьеристом и держал нос по ветру, двадцать лет назад «Шарманкой» он заработал бы репутацию глашатая перестройки, такого Александра Любимова от театра. Но тем и хорош Ефремов, что он не Любимов. Он берется за «Шарманку», когда и у нас «на башне угас огонь» и давно в помине нет «духа движения в сердцевине граждан». К этому времени отшумел уже «Чевенгур» Додина, поставлены «Возвращение», «Фро», «Джан», «Корова». Идет на сцене «Рассказ о счастливой Москве», и из Платонова вычитывают то, что кануло вместе с его эпохой: тоску его героев по несбыточному, мечты высокого полета, чувства такой силы, что они так и остаются до конца не высказанными и превращаются в непрерывное томление. Ефремов чувствителен к этим томлениям платоновских мальчиков и девочек. Хотя больше его занимает сатира, направленная уже на наше время. Томлений нынче с самым чувствительным прибором не обнаружишь — то ли дело бюрократы. Переросшая саму себя платоновская фигура бюрократа Щоева, каким его играет Никита Высоцкий, — прямой мост из тридцатых в нулевые. Напяливший на себя костюмную пару, выменянную у иностранцев на пачку советских директив, Высоцкий мало чем отличается от наших мордастых чиновников. А им сегодня, видите ли, тоже не хватает воодушевления масс. Над чем и работаем. Парад, хоккей, Билан, Кубок УЕФА. «Установок на энтузиазм у нас много, — говорит Щоев. — Почти что затоваривание получилось».

0
0

Отзывы

1
майя сердюкова
29 отзывов, 216 оценок, рейтинг 59
7 ноября 2009

Ефремов конечно хорошо, смешно играет, а всё остальное никуда не годится! ужасный спектакль! не советую ходить на него с хорошим настроением, потому что испортится, а если с плохим пойдёте, станет ещё хуже! не советую ходить!

2
0
3
gasery
1 отзыв, 3 оценки, рейтинг 2
27 мая 2008

Пьеса в свое время была запретной.Я, конечно, человек не того поколения и мне тяжело понять насколько эта тема затронет поколение моих родителей сейчас.Но меня она не зацепила(хотя я понимаю,что это не тот жанр,где нужно вдаваться в психологию).Мне абсолютно не понятно Зачем это поставили?Обидно,что когда-то мой любимый театр стал уже не тем:в новых постановках я не слышу откровенных речей,настоящего психологического театра.Я уже не выхожу со спектаклей с переполненным чувствами сердцем,с перевернутым сознанием.Современник я всегда любила за честность,за отсутствие преграды между зрителем и сценой,а теперь,в новых постановках я не вижу этого.Надоело ходить в театры где начала приобладать форма ради формы,где актерская школа уходит на второй план,а на поверхность лезут фишечки и приколы.Актеры в этих постановках не могут проявить себя-да и вообще,интересно им играть это?А зритель ничего за всем этим не поняв выходит и чувствует себя дураком...

2
0
7
egortut
201 отзыв, 472 оценки, рейтинг 380
9 ноября 2009

хороший спектакль, ожидал увидеть из известных мне только Смольянинова, а оказалось что там играют Высоцкий и Ефремов, который как оказалось еще и режисер. Понравились декорации и экран в виде куба над сценой. Перед спектаклем обязательно купите программку к которой прилагается "Первая книга после букваря" чтобы быть в теме, если вы н читали никогда этой пьесы или вам немного лет.

1
0
3
openid.mail.ru/mail/9268207803
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 1
21 апреля 2010

посмотрел Шарманку и просто был разочарован о потраченном времени и деньгах на этот ужасссс....простите по другому не сказать Н.В.Высоцкий на редкость скрашивал это ГГГГ....Своим присутствием а так 2 часа бреда...может я что и не понимаю в Платонове..

0
0
5
Irina Se
43 отзыва, 57 оценок, рейтинг 31
10 марта 2010

Нанануне я проштудировала информацию о спектакле, попыталась найти оригинал пьесы - не нашла. А жаль. Потому что некоторые фразы хочется цитировать. И в целом понятно, почему эту пьесу не печатали при Советской власти. Хотя у нас тогда много было "запрещенных" авторов.
Как и любая нестандартная постановка, сей спектакль не может похвастаться обилием зрителей. Билеты активно распространяли среди пенсионеров, и они-то поняли пьесу лучше всех. То, что мы читали по книжкам - они видели воочию. Потому смеялись вслух и от души, тогда как моему пониманию были доступны лишь редкие шутки.
В целом пьеса не историческая, а вполне современная. Кривое зеркало нашей Родины, отражающее развитие по спирали. Бюрократизм, управленцы, которые кормят быдло клейстером и черноземом, подхалимы. Ну и горящие души альтруистов, как Мюд, которую не сломали. А вот Алёшу система перемолола и выплюнула. Это одновременно похоже и на русскую сказку, и на советские мультики про пионеров, и что-то булгаковское. Когда разобрали робота, мне впомнился Шариков...

Про героев коротенько:
Грудастые девушки в белом - это самый сексуальный момент, пожалуй.
Янину Романову уже хочется увидеть в главной роли.
Максима Разуваева узнала даже в костюме робота Кузьмы. Кстати, костюм был шикарнейший! Миски-ягодицы и краник - очень физеологично выглядели.
Смолянинов отлично изображал скользкого приспособленца. Я четко знала, что иду на Смолянинова, увидеть его в новой ипостаси.
Михаил Ефремов был приятным сюрпризом. Не знала, что он еще и в театре играет. Кстати, режиссер постановки тоже он.

На этот спектакль невозможно написать толковую реценцию. Он прошел мимо моего сердца, и голова была недостаточно подготовлена к его восприятию.
Если вы никогда не читали Платонова, не рассматривали с любопытством живопись авангардизма и совсем мало знаете об истории Советов - лучше не ходить.
Некоторые зрители уходили через 5 минут, некоторые - через полчаса, ну, и после первого акта, как водится. Второй был более ярким, согласно театральным законам)

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все