Театральная афиша Москвы

Спектакль Битва жизни

7.1

Рождественская повесть Диккенса в прочтении Сергея Женовача и его молодой труппы.

Самый правильный спектакль для Рождества — повесть Диккенса, в которой хорошее борется с лучшим, и лучшее — как это бывает только в рождественских сказках — побеждает. «Женовачи» играют ее буквально с листа — держа в руках томики Диккенса, читая вслух и будто не веря своим глазам. Иногда они заигрываются — откладывают книги в сторону и вживаются в своих героев: в такие моменты грубая действительность идет на уступку вере в то, что человеку воздается за хорошие дела.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1347
9

Новые любимцы московской публики — «Студия театрального искусства», составленная из выпускников мастерской Сергея Женовача, играет первый спектакль на домашней сцене. И двумя словами здесь не обойдешься.

Первым делом — о доме. Это краснокирпичное фабричное здание на Таганке, отреставрированное с прямо-таки отменным вкусом. Лофт в промзоне — не самая свежая архитектурная новость. Но еще ни один из арт-центров, обосновавшихся на фабриках и винзаводах, не смог похвастаться, что его с бывшими владельцами что-то связывает. Другое дело — студия Женовача. Она поселилась в здании золотоканительной фабрики семьи Алексеевых, один из которых, Константин Сергеевич, устраивал здесь первые любительские спектакли своего артистического кружка.

Новые краснокирпичные пристройки к фабрике создают ансамбль с внутренним двориком, одновременно обширным и интимным. Внутри здания — темное дерево и выкрашенная в серый цвет кирпичная кладка. Деталей интерьера наперечет, но каждая работает на атмосферу дома с традициями — ступени, укрепленные кованым металлом, старинные горки по стенам в фойе, длинный семейный стол в буфете, разнокалиберные стулья, словно оставленные новым владельцам в наследство от поколений родственников.

Театр строился по проекту сценографа Александра Боровского, давнего партнера Сергея Женовача. Декорацию «Битвы жизни» он вписал в интерьер, так что сцена кажется продолжением зрительного зала, а зрители видят себя сидящими перед очагом наравне с членами семьи доктора Джедлера. Доктора играет Сергей Качанов, протагонист многих старых спектаклей Женовача, и это единственный взрослый актер на сцене. Играют «рождественскую сказку» Диккенса — повесть, в которой банальная измена оборачивается жертвой, где подспудно ведется диспут о том, что более ценно — гибель на поле битвы или жертвоприношение длиною в жизнь (которое не умаляет тот факт, что принесено оно было не человечеству, а отдельному человеку, не на поле боя, а в обыденности).

Вначале актеры по очереди выходят на сцену, громыхая дверью и грызя яблоки. Начинают читать по ролям, не выпуская страниц из рук и не интонируя, словно видят текст впервые. Публика ждет, что вот-вот они начнут вживаться в своих персонажей, присвоят реплики и отложат в сторону тексты. Ничуть. До самого финала спектакль останется читкой по ролям и поиском той интонации, с которой возможно прочесть этот невозможный по нынешним временам текст.

Если искать аналогии для этого спектакля, то первая, которая приходит в голову, — «Догвиль» Ларса фон Триера. «Битва жизни» — тоже притча. Триер настолько же заостряет в своей притче противоречия человеческой природы, насколько Диккенс в рождественской идиллии заостряет ее совершенство. Пересказать эти притчи современным языком, реалистичным или условным, и при этом не сфальшивить — просто невозможно. Поэтому датский кинорежиссер, учившийся отстранению и эпичности у Брехта, пользуется условностью последней, неприемлемой для кинематографа степени: фильм снят на театральной сцене. Сергей Женовач ищет в театре ту же меру условности и находит ее в жанре читки — столь же неприемлемой на большой сцене, как и театр на широком экране. При всей своей внешней школьности и наивности «Битва жизни» оказывается самым радикальным спектаклем Женовача.

Отзывы пользователей о спектакле «Битва жизни»

Фото Walter  Klemmer
отзывы:
96
оценок:
208
рейтинг:
547
1

Если в двух словах, то эту битву "женовачи" проиграли.

Абсолютно линейную повесть Чарльза Диккенса "Битва Жизни" (1846), концовку которой Wikipedia называет "слишком счастливой даже для Диккенса", Женовач решил переписать как легкомысленную пьеску, которую неумело разыгрывают сами же герои "Битвы". Полтора десятка типических обитателей викторианской Англии - Доктор Джедлер (Сергей Качанов, единственный великовозрастный актёр у "Женовачей", памятный по колоритной "мариенбадовской" роли папаши Марьямчика), две его дочери (незнакомые мне артистки Курденевич и Половцева), жених одной из них (Максим Лютиков), служанка Клеменси (лауреатка "Золотой Маски" Маша Шашлова, и здесь она единственный более менее живой персонаж), два юриста (Аброскин и Служитель) и их жёны, некий Сочинитель (обычно прекрасный Сергей Пирняк; вчера мне хотелось из-за него плакать) плюс трое безмолвных музыкантов и десяток зелёных яблок. Сцена - английская гостиная в легкой степени заброшена оформлена по минимуму, но завораживающе уютно, в определённый момент декорации начинают драматически тихо разъезжаться вглубь сцены (даже зеркало уплывает из золочёной рамы в одной из красивейших сцен с участием Шашловой); свет, как всегда у Женовачей, идеален и сам по себе отдельный персонаж.

Живые же люди на сцене выглядели не так привлекательно. Первые минут пятнадцать я напуганно следил, как на сцене лучшей театральной труппы Москвы разворачивается "изба-читальня": все персонажи "Битвы", рассевшись по своим местам, без предупреждения, без какого-либо выражения в голосе и с редчайшими проблесками собственно самих себя вычитывают реплики "самих же себя" из гранок, явно только что написанных Сочинителем. Потом, когда я понял, что происходит, я начал ждать, когда они (герои) оставят это "баловство" и наконец разыграется настоящая история жизни - но к сожалению, почти три часа сценического времени с одним антрактом (во время которого ошарашенные зрители молча толпились в фойе театра, обмениваясь недоумёнными взглядами), которые тянулись как все девять, ничего не изменилось. Безвыразительное чтение персонажами своих "написанных ролей" так и не закончилось - лишь изредка герои, словно пробуждаясь от сценарной спячки, выказывают живую эмоцию, которая конечно тут же находила в публике отклик. Всё остальное время забитый до отказа зал сидел в полном оцепенении.

Я могу понять, чего хотел Женовач таким экспериментом. Наверно, на фоне дилетантского розыгрыша "истории жизни" персонажи этой самой истории должны были ещё очевидней показать собой насколько непритворна и всепобеждающа жизнь и что искренность выступит там, где её кажется уже не может быть... Очень в духе Студии с её регулярными обращениями к общечеловеческим константам. Но - г-н Женовач, о чём Вы вообще думали?? Это остаётся для меня загадкой. Получилось зрелище физически невыносимое, монотонное, не говоря уже о том что пресловутой "новой искренностью" там и не пахнет. И конечно смотреть, как самые талантливые молодые актёры страны страдают прямо на сцене от провальной идеи режиссёра - это садизм высшей степени. Больше всех мучается с текстом Серёжа Пирняк, которому достался самый безэмоциональный нарратив Сочинителя, но даже привыкшие к выгодным комедийным персонажам Аброскин и Гриша Служитель находятся в полном дисконнекте друг с другом и с публикой. Чего уж говорить об остальных.

Что самое разочаровывающее во всей этой истории - я совершеннейший поклонник "женовачей", ходил на их дипломники в ГИТИСе, разыгрываемые в пыльных аудиториях на 50 человек, я смотрел их "Мариенбад" семь раз, "Захудалый род" четыре, и пойду ещё, потому что Студия умеет сделать так, что даже в самой закостенелой классике на сцене ты начинаешь видеть совершенно живую историю, в которую окунаешься с головой, а потому влюбляешься в этих потрясающих красивых ребят и возвращаешься к ним снова и снова. На такие муки, как повторный просмотр их нового спектакля, я себя обречь не смогу.

Фото Ulrih
отзывы:
275
оценок:
348
рейтинг:
416
7

Сергей Женовач продолжает и... снова выигрывает...

Кажущаяся простота (и даже более того - примитивность) “Битвы жизни” - отличная уловка С.Женовача, который в действительности хитрее и сложнее, чем кажется на первый взгляд. “Битва жизни” - поставила в тупик и разочаровала немалую часть уже казалось бы верной и прирученной публики. Многие недовольны и... это прекрасно! Он снова всех переиграл. Это не злорадство, это означает, что он впереди, а у нас будет театральное будущее...
Битва Женовача - это эпицентр культурного процесса - борьба за возможность сохранить свой голос. С.Женовач - отстаивает право говорить о вещах, которые невозможны в форме прямого высказывания, а потребность в артикуляции и проживании таких прописных истин, как добро, зло, прощение, братство - существует. Многие перепутали художественное высказывание и СМЫСЛ, отказываются от второго по причине невозможности первого.

С.Женовач, во-первых, бесстрашный боец за право обсуждать самые важные ценности человеческой сущности и проповедовать. Во-вторых, он ищет и находит художественные средства, чтобы проповедь состоялась!!! Делает это тонко и хитро. Кто не понял, тот...
... пусть приходит в другой раз...

PS. Глядя на новый фантастический театр СТИ в золотоканительной (!) фабрике и успехи ребят Женовача, понимаешь, что Диккенс со своей карамельностью перестает казаться утопией...

Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
462
7

На сцену выходят актёры, с аппетитом закусывая яблоками. Они репетируют пьесу, перелистывая страницы текста с карандашами в пальцах и неуверенно зачитывая свои ещё не выученные роли. Запинаются, путаются, опаздывают иногда, внося забавные нотки в серьёзный классический текст… И вроде бы идея не нова – нечто подобное я видела и у Фоменко в «Войне и Мире», однако атмосфера сплочённого коллектива, свойственная всем спектаклям питомцев Женовача, здесь особенно остро чувствуется и особенно подкупает своим обаянием. Настолько, что хочется немедленно к ним присоединиться, уютно устроиться в старом викторианском кресле перед настоящим камином, в котором настоящий огонь танцует на поленьях и на котором настоящие зажжённые свечи коптят зеркало и белую стену, похрустеть яблоком, подекламировать пафосные монологи. Ведь это, кажется, так просто, что смог бы любой… но вот – второе действие, к которому наши актёры подошли уже явно более подготовленными. Они уже не читают по бумажке, и об этих бумажках тут же забываешь, начиная видеть не исполнителей ролей, а их персонажей – неожиданно живых, непривычно живых, ибо мы так часто смотрим на героев сказок Диккенса как на символы, маски, персонифицированные человеческие качества. Те, кто с наименьшим прилежанием относился к прочтению текста в первом действии, во втором играют наиболее эмоционально, искренне и натурально – и такое блестящее превращение в свою очередь превращает статичное, как прочие постановки СТИ, вполне могущие сойти за радиоспектакли, действие в увлекательное зрелище. Зрителю словно приоткрывают двери на театральную кухню, позволяют прикоснуться к процессу режиссёрского и актёрского творчества, и это маленькое чудо цепляет больше, нежели сюжет диккенсовской притчи, почти библейский, с соответствующей моралью о человеколюбии и добродетели. Двойной хэппи-энд: в доме, построенном на поле битвы, счастливо воссоединяется семья, союз сильных духом, жертвенно преданных друг другу людей; на театральных подмостках выходит на поклон союз талантливых личностей, понявших и почувствовавших этих людей, переживавших вместе с ними их непростые судьбы. Только так – без сантиментов и дидактики, не забывая о грани между «веком нынешним» и «веком минувшим», - и можно, и нужно представлять зрителю бронтозавров мировой литературы. Тогда и уходишь со спектакля с эстетическим наслаждением от лёгкости сценического бытия и лиричной живой музыки, с самыми тёплыми и позитивными эмоциями, со спокойной уверенностью в том, что в этом мире не всё так хреново, как может показаться на первый взгляд.

24.12.09
Комментировать рецензию

Фото Лена Устинова
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
4
9

Как всегда замечательный спектакль в исполнении женовачей. Актеры изображают не самих героев повести, а актеров, репетирующих этот спектакль. Это позволило режиссеру не просто поставить прозу на сцене, но и разнообразить ее курьезами, происходящими в ходе репетиции. Но это нисколько не помешало проникнуться прекрасной историей Диккенса о самопожертвенной любви. Волшебная музыка и уютно полыхающий камин создают атмосферу сказки, которая поддерживается и счастливым, немного наивным хеппи-эндом. А чудесное настроение, подаренное спектаклем не покидало меня весь следующий день, за что огромное спасибо всем участникам постановки!

Фото Юля Башкина
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
1
9

Спектакль ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ и стал одним из самых любимых!!! Очень понравилась игра актёров, ВСЕ вызывают симпатию и располагают к себе с первого взгляда. Под конец невозможно было удержаться от слёз. Было и над чем посмеяться. На поклонах было желанием подарить цветы всем без исключения! Задумка самой повести Диккенса тоже интересна, есть над чем поразмышлять... Не могу не отметить нестандартную идею постановки: когда актёры выходят с текстами и читают свои роли. По мере приближения к развязке чтение становится более эмоциональным и листочки в их руках уже не замечаешь. С удовольствием сходила бы ещё раз! Огромное спасибо режиссеру и актёрам! Советую всем!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить