Драматический |
12+ |
Аркадий Гевондов |
2 часа 45 минут, 1 антракт |
Спектакль начинается на лестнице. Затянутая в строгий костюм пожилая дама с приятной улыбкой (Пилецкая), хитро поглядывая на зрителей, ведет экскурсию будто бы по старому особняку. Ее официальному виду противоречат восторг и упоение, с которыми она повествует о «забавных и романтических событиях, связанных с парадной лестницей этого дома». Зрители втягиваются в игру практически с ходу — смеются и сопереживают. Идиллия рушится мгновенно, когда сквозь толпу «экскурсантов» прорывается решительная брюнетка с портфелем (Регина Лялейките) и в приказном порядке останавливает захватывающий монолог об одном из исторических хозяев дома, который, сиганув через 15 ступенек вверх, подхватил на руки поскользнувшуюся было королеву. Через несколько минут публика узнает продолжение скандала: все рассказы экскурсовода мисс Дуффе — чистый вымысел, она уволена с работы и обвинена ни больше ни меньше как в покушении на убийство. Эта хрупкая одинокая старушка, которая дома кутается в клетчатое пончо и развлекается пусканием мыльных пузырей, зарубила топором некую мисс Шен, чиновницу из музейного отдела, ту самую брюнетку с портфелем. Вроде бы понятно — из мести…
Но англичанин Питер Шеффер — фрейдист и автор «Эквуса», одной из самых популярных в мире пьес о подростковых комплексах, — мастер закручивать неочевидные сюжеты. Оказывается, бывшая актриса мисс Дуффе и номенклатурщица мисс Шен нашли общий язык. Татьяна Пилецкая с первой секунды играет лицедейку до мозга костей, она даже увольняться приходит в костюме Марии Стюарт. У героини Регины Лялейките под маской тупицы таится кокетливая хулиганка, красавица, клоунесса, правда, в связи с одной психологической травмой боящаяся публики. Две неудачницы, рожденные для сцены, но занимающиеся разной ерундой, принимаются разыгрывать спектакли на эффектные исторические сюжеты — без зрителей, на двоих. И один из них по чистой случайности заканчивается пролитой нетеатральной кровью.
«Игра воображения» — идеальный материал для бенефиса, пьеса сугубо актерская, не требующая концептуального похода. Летиция Дуффе — бенефисная роль Татьяны Пилецкой, и жанр выдержан идеально: другие актеры почтительно отступают на второй план, позволяя главной актрисе царить безраздельно, красоваться и срывать аплодисменты. И Пилецкая — одна из немногих актрис, которые умеют делать это безукоризненно, не теряя из виду ни сюжет, ни партнеров. Она даже реплики подает так, точно дарит коллегам и зрителям бесценные подарки. Бенефис — это игра, которую надо провести с достоинством, иначе превратишься в посмешище. Пилецкая не выглядит смешной даже в финале: наоборот, когда она появляется на сцене в костюме Пьеро, ее актерская родословная проясняется вполне. Она уходит корнями в фильм Жака Превера «Дети райка» о трагедии великого Пьеро XVII века Жана Батиста Дебюро, так и не сумевшего ни разграничить, ни примирить в себе жизнь и театр.
Бенефис Татьяны Пилецкой. Если идти исключительно на нее, то все самые смелые ожидания оправдаются. Отличная игра, тонкая натура. Но я Татьяну Пилецкую не знаю, и шла на спектакль потому, что были хорошие отзывы. И что? Да, начало на лестнице, нестандартно и свежо. Но продолжение - без особого сюжета, спектакль для трех актеров... не понравилось.