Театральная афиша Москвы

Спектакль Паника. Мужчины на грани нервного срыва
Постановка ФМД-театр

6.8

Виртуозный стеб над Альмадоваром и психоанализом вообще

Трое чрезвычайно востребованных санкт-петербургских артистов разных театров собрались в музее, чтобы разыграть финский драматургический хит 2006 года, а заодно и провести время в приятной компании. Притом что режиссером значится один из них, в ранге создателей спектакля перечислены все участники — и этот метод коллективных действий добавляет спектаклю обаятельности и постмодернистской иронии. История о 40-летних кидалтах, бурно переживающих кризис среднего возраста, отсылает зрителя и к Альмодовару, и к Каурисмяки, и к прочим важным именам современного европейского искусства. Но и фамилия Достоевского в выходных данных тоже не кажется случайной: тут тебе и полифония разговора, и извечные споры русских мальчиков, и юмористика на грани подступающего рыдания.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
569
7

В комнате диван, пара кресел, пуфик — все это мало того что надувное, так еще и прозрачное, а в лучах софитов кажется хрустальным. Вместо стен — занавес из твердых прозрачных полос. У хозяина квартиры — дизайнера интерьеров Макса (Виталий Коваленко), бритоголового субъекта в спортивной одежде — совершенно младенческое лицо. В прологе на экране задника возникает еще одна беззащитная физиономия — это друг Макса Лео (Александр Новиков) стоит у двери подъезда: его, оказывается, выгнала жена, причем не просто выгнала, а велела отправиться на недельку в Берлин и там подумать о своей жизни — «определить приоритеты». А что делать в Берлине инфантильному фрустрированному мужчине, привыкшему, что его приоритеты находятся в ведении жены? Поскольку финский драматург Мика Мюллюахо сделал главной мишенью своего остроумия как раз психоанализ, вскрытием подсознания несчастного инженера в пьесе занимаются дизайнер, который сам вот уж месяц как не выходит из дома из-за депрессии, и его брат, бесцеремонный ведущий ток-шоу «Alter ego» Джонни (Александр Баргман), постоянно говорящий по телефону с помощью гарнитуры, так что невозможно понять, когда он обращается к своим визави, а когда продолжает телефонную беседу.

Публика обречена на роль зрителя ток-шоу и на легкое хамство шоумена Джонни. Но это можно стерпеть шутки ради. У «Паники» есть подзаголовок: «Мужчины на грани нервного срыва». Так что кинорежиссеру-оскароносцу Альмодовару, одно время чересчур упиравшему на психоанализ, тоже достается. В качестве лечебного сеанса герои смотрят фильм «Поговори с ней» — на экране танцует Пина Бауш, а на сцене звучат фразы вроде: «Понимаешь, мужчина может говорить с женщиной только тогда, когда у нее отключен мозг» или «Если этот фильм — говно, то у тебя, Лео, есть пять минут, чтобы собрать свои вещи и уйти».

И все бы ничего, да трем актерам, один из которых еще и режиссер, пьеса кажется недостаточно смешной, и они принимаются доводить шутки до нужной им кондиции. В пьесе, например, Лео восхищается кофе сваренным, а на сцене он грызет зерна. В пьесе Лео в результате домашнего психоанализа выясняет, что хотел бы быть похожим на Шумахера и Джаггера, а на сцене — что на Вупи Голдберг и Бритни Спирс. Выходит, словом, полуторачасовой капустник, нескучный, но начисто лишенный того содержания, ради которого финский режиссер и драматург эту пьесу сочинял и ставил, а 30-летний российский театровед Павел Руднев переводил. Нет в этой постановке нешуточного страха перед абсолютной невозможностью быть не то что понятым кем-то из ближних, а хотя бы просто услышанным.

Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить