Театральная афиша Москвы

Спектакль Малороссийские песни

7

Cпектакль-ревю: ученики оставившего свой театр Анатолия Васильева размышляют, как жить дальше.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1347
7

В манеже «Школы драматического искусства» вырос не то дом, не то целый город. Так декорация Веры Мартыновой — кубы, установленные в правильном порядке и уменьшающиеся в перспективе, — видится с балкона третьего яруса. Часть зрителей сидит на этих кубах, как птицы на крышах. Остальные смотрят спектакль сверху вниз, с высоты, так сказать, птичьего полета. В городе есть и сцена. К ней в самом начале по одному выходят музыканты в концертных костюмах. Появляется дирижер, но стоит ему взмахнуть палочкой, вместо музыки звучит народное пение. Так концерт оборачивается сначала пением украинских песен, потом инсценировкой песен, потом убийством певуний с последующей декламацией статьи Гоголя «Малороссийские песни». «…Наши песни, — цитирую по программке, — в которых мало привязанности к жизни и ее предметам, но много привязанности к какому-то безграничному разгулу, к стремлению как бы унестись куда-то вместе со звуками». Вслед за звуками малороссийских песен начинается натуральный разгул.

Режиссер спектакля — Александр Огарев, ученик Анатолия Васильева, не согласившегося с реорганизацией театра и уехавшего из страны. Прошло время, и Огарев взялся сформулировать, каким театру быть без Васильева. Буквальных заявлений в спектакле нет (если не считать заявлением то, что на сцене теперь позволен мат), поэтому публике придется расшифровывать спектакль самостоятельно — в силу своего знания истории театра, его спектаклей и судьбы его создателя.

Эстетическая ценность «Малороссийских песен» для непосвященного — немногим выше любого класс-концерта. Актеры поют, бьют чечетку, показывают теневой театр, стихи читают. Артистка Наталия Кудряшова своими словами и очень эмоционально рассказывает о скитаниях в Москве новой бедной Лизы (ей пять за инициативу). Один из актеров демонстрирует навыки конферанса: он раз за разом выскакивает объявить об открытии очередного московского бутика — с привлечением цитат из Вольтера и общением с публикой (судьба актеров «Школы» после роспуска?). Есть в программе оперная партия, есть экран, на который проецируют московские пробки, пластический этюд о Десперадо, расстреливающем мирных голубей. В финале на сцену выпускают живых голубей — это привет васильевскому «Плачу Иеремии». Только у Васильева голуби были белыми, а у Огарева это сизые городские птицы: васильевским ученикам нужно учиться жить в большом городе, не слишком к их театру расположенном.

Для человека, не посвященного в историю ШДИ, спектакль в памяти сольется в один сплошной городской шум. Знаток сумеет вычленить в этом шуме непрерывный диалог театра с его создателем. Но не нужно быть ни знатоком, ни ценителем, чтобы заметить, как раз за разом Огарев возвращается в спектакле к мотиву жизни после смерти (не путать с возрождением). И в этой части спектакль выглядит далеко не программным, а, напротив, насквозь ироничным и провокативным. Известно ведь, как всегда судачили об учениках Васильева. Те, что поумнее, говорили, что тень великого учителя глушила талант в его учениках. Те, что попроще, и говорили попроще: Васильеву ученики нужны, чтобы вампирить. Теперь в спектакле самого преданного из учеников Васильева цитируют неопознанный источник: «Давай ленивых мертвецов чему полезному научим». Или: «Известны попытки попечения мертвецов живыми…» В финале актеры раскладывают на отдельные голоса интервью Анатолия Васильева, данное им перед отъездом из страны. Перед которым мы слышим другую речь — Александра Пичушкина, более известного как «битцевский маньяк»: «Я не разменивался по мелочам. Я отнимал у людей самое ценное — жизнь».

Отзывы пользователей о спектакле «Малороссийские песни»

Фото Корней Брусков
отзывы:
40
оценок:
40
рейтинг:
44
9

Лучший спектакль Москвы - это правда.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить