Театральная афиша Москвы

Спектакль Звук тишины
Постановка Новый рижский театр

6

Подпольная вечеринка битников в Риге 68-го – спектакль без слов латышского режиссера-визуалиста Алвиса Херманиса

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Звук тишины»

Фото Егор Королёв
отзывы:
373
оценок:
372
рейтинг:
782
9

Рижский хор
Наконец-то я увидел спектакль, который не спорит с моим жизнелюбием, а только вторит ему. Никаких проблем, никаких вопросов - одни ответы и счастье, любовь, секс, молодость, добро. Почти утопия, которая может быть настоящей. Главное - вспомнить про своё личное счастье, которое порой почему-то запрятано в чулан.

ЛИЧНОЕ
Я забыл о том, что в детстве дома мы закрывали окна шторами и включали диафильм, направляли белый луч на дверь и спорили, кто будет "механиком", кто будет крутить ручку диафильма. "Звуки тишины" напомнили мне об этом.

Ещё я подзабыл, как сидели с друзьями в университетской общаге, ржали над американскими комедиями и щёлкали семечки. Комедии я не смотрю, семечки теперь не щелкаю, да и с теми друзьями не общаюсь. Но, оказывается, то было прекрасное время.

Я редко вспоминаю, как мы с друзьями катались в плацкартных вагонах по фестивалям, пели в этих вагонах песни под гитару, шумели, веселились, играли в "мафию"...

Не всегда осознаю, что наши сегодняшние сборища с друзьями, наши посиделки и походы - то, что будет вспоминаться с радостью и благоговением.

"Звуки тишины" всё это во мне разбередили. За что я чрезвычайно благодарен Новому рижскому театру.

СУТЬ
Херманис ставит спектакль для людей, позабывших о своём счастье. Былом и настоящем. Он окунает нас в атмосферу далёких 60-х, но атмосфера эта настолько обаятельна и правдива, что, уверен: каждый в зале вспомнит о чём-то своём.

Счастье не зависит от времени и технического прогресса. Отдельные квартиры, компьютеры, кофемолки - такая чушь... Радостный человек для радости найдёт музыку, книгу, любимую девушку, закадычных друзей. И все современные побрякушки покажутся лишними.

Спектакль о молодости. И если его увидеть в 27 лет, можно вовремя осознать, как хорошо жить - вот именно сейчас, в этом городе и среди этих людей.

Херманис говорит, что эта постановка "об очень особенном времени, конце 1960-х, когда люди были еще объединены иллюзией коллективного счастья. Очень может быть, что это была последняя коллективная утопия в истории западной цивилизации. Потому что в наши дни коллективная утопия возможна только в теории искусства. Например, в театре".

Не соглашусь. Коллективная утопия возможна и в сегодняшней жизни. У меня есть личные примеры. Да и про утопию не соглашусь. Многие люди не верят в достижимость счастья. Или они его не хотят, или не видят способов достижения, или не замечают. Скорее, последнее. Потому что счастье в мелочах. Это когда герои спектакля учатся целоваться с банкой. Когда мама и папа развлекают своего младенца страшными рожицами...

Это спектакль о любви. Не вспомню в театре такой же постановки - чтобы любовь пронизывала всё пространство - от сцены до последнего ряда. О любви говорится светло, нежно, театрально. Телефонный звонок влюблённых, ожидание девушки, их встреча, запутывание друг друга телефонными проводами... На сцене сказка о взрослых и для взрослых.

ФОРМА и СОЗДАТЕЛИ
Безудержная фантазия создателей спектакля. Хочется запомнить все эпизоды, но их так много и они все так хороши, что хочется пересматривать этот спектакль раз в год. Этюды позволили сделать "Звуки тишины" лаконичным и как ни странно, настоящим спектаклем. Обошлись без пьесы, без сюжета. Жизненные впечатления оказались интереснее и правдивее. Сценография идеальная. Плотное соприкосновение сценического и музыкального пространства создало атмосферу старого фильма.

Работа костюмеров и гримеров выше всяких похвал.

Ума не приложу, как актёрам удалось справиться с этюдами - без слов, без сюжета.

Они все большие выдумщики. Все придумки выглядят уместно. Никаких скрытых и не разгадываемых символов. Тема первых поцелуев, первых прикосновений и секса подана без единой оглядки на ханжескую публику - и получилось так красиво, эротично, озорно, что оказалось - в театре об этом можно говорить уместно и с чувством юмора. Одна сцена заигрывания с девушкой посредством антенны от радиоприёмника чего стоит! Сцена родов - одна из лучших, виденных мною в театре.

И от всего этого нельзя захлебнуться. Потому что не напиться. В театре таких историй больше нет.

О молодости я буду скучать в старости. Это ведь прекрасное время, будет, что вспомнить. В том числе этот добрый и необходимый спектакль.

Фото Ulrih
отзывы:
275
оценок:
348
рейтинг:
416
3

Латышский пирог под blow up
Наивный, бесконечно затянутый и бессмысленный театр.
Алвис Херманис – хороший, наверное, человек, только в искусстве нет такой профессии…
Нечего особенно обсуждать... Просто плохая школярская работа, несмотря на все усилия и применение новых театральных «технологий» (видео, повторы сцен, мультисценизм, цитирование М.Антониони и пр.).

Но одно важное обстоятельство в связи с гастролями Нового Рижского Театра проявилось. А.Херманис помог нащупать противоречия… и разницу в восприятии современной эстетики. Прочертил ватерлинию…

А.Херманис, по сути, - энциклопедия такого культурного явления, как
ретро-инфантилизм. И ностальгия по совку тут не главное, это более глубокое явление. Именно из этого источника питается народная любовь к бесконечным песням о главном, дискотекам 80-ых и прочей вредной ерунде.

Сейчас я вдруг хорошо понял, что именно меня так смущает каждый раз, когда я смотрю на счастливые лица резидентов клуба Петрович, поющих советские песни. Ничего ведь плохого... И люди хорошие... Теперь понимаю природу собственного беспокойства... Это брезгливость к ретро-инфантилизму, главный признак которого, - прекращение эстетического развития одновременно с завершением полового созревания. Вот в таких случаях Саймон&Гарфанкель, услышанные в ранней юности, становятся единственно возможной музыкальной средой обитания. И это в лучшем случае, а чаще это любовь к одной песне, которая проносится через всю жизнь. Это я все к тому, что поэт ретро-инфантилизма - А.Херманис будет, конечно, иметь успех у публики в силу распространенности явления. Поэтому, наверное, не без оснований в буклете о гастролях НРТ написано буквально следующее: «…труппа театра – это 23 ТАЛАНТЛИВЕЙШИХ актера своего поколения»... А еще говорят, что в Риге и «Европах» билеты в НРТ продаются за несколько месяцев вперед, при относительно несменяемом репертуаре.

А вот в Москве проблем с билетами не было… То ли все в клуб Петрович отправились, то ли просто здоровых больше!?
Хочется надеяться на второе…

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить