Драматический |
16+ |
Роман Козак |
25 сентября 2008 |
2 часа 40 минут, 1 антракт |
Хуже искусства, чем мнимое, выдаваемое за искусство, пожалуй ничего нет. И этот обман, кроется в каждой детали этого спектакля. Вас пытаются убедить, что существуют люди, которые не пользуются мозгом, а единственное что они умеют, это бессмысленно пожирать друг друга и себя. Основанные на мимолетных инстинктах и долговременном односвязном стремлении выжить. Такой чуши и квазиинтелектуальности я не видел пожалуй не разу. Диалоги раздражают, каждое предложение в зале вызывало у здоровых людей чувство, что их обманывают. Что им втюхивают в голову нелепицу. Что такого в жизни не бывает, что не так ведут себя люди. Но нам последовательно и с непонятными гипнотическими паузами говорят — нет. Это ваша жизнь, вы люди такие. Больше ничего не хочу говорить. Я был на премьере, нулевой аншлаг. В антракте народ уходил молча, стоя в большой очереди за одеждой, я понял, что обман почувствовал не я один. И людей, которые ценят свое время и способны оценить "искусство" своей головой, все таки не так уж и мало.
адекватно оценить спектакль непосредственно после спектакля - невозможно. слишком "накрывает". личный результат - красные глаза, немного подтекшая тушь, и комок в горле. результаты, достигнутые другими зрителями, впечатляют гораздо больше. среди прочего - едва или почти не сдерживаемые рыдания и всхлипывания. и, поверьте, это не душещипательная обманка. нет-нет. и не дешевая распродажа слез и аплодисментов. а очень искренний и трогательный спектакль. рекомендую.
хочется сказать о прекрасных актерских работах, очень утонченных, но на редкость глубоких, без тетральной фальши. постановка очень размеренная, и, кажется, вполне предсказуемая, но незаметно для глаз и сердца - позволяющая окунуться в волну сопереживания. себе и окружающим.
ps что-то театру надо решать с порядком в зале, и непорядком в буфете.
Возможно, перед просмотром спектакля следовало бы сначала прочитать эту пьесу. Тогда было бы проще ее понять. Впечатление, что спектакль сложен из кубиков (несколько историй, сюжетов), которые только в самом конце складываются в одну картину. И понимаешь, что смысл - в отношениях между близкими людьми, в отношении детей к родителям. Но до этой поры смотреть очень тяжело. Не понравилось употребление бранных слов и слов, описывающих физиологические процессы, на сцене. В некоторых сценах актеры просто истерили, что вызывало раздражение. Зачем орать, почти срываясь? Пожалуй, из положительного в памяти осталось только выступление Фоменко в прологе (краткая остроумная нотация на тему "выключайте телефоны") и великолепный живой звук джаз-трио.
Хочу поблагодарить режиссера и актеров за их смелую и важную работу. Отдельно нужно отметить во многом очень точную пьесу.
Как можно было увидеть на спектакле, когда четверть зала ползком побежала к выходу, и, судя по отрицательным рецензиям зрителей, пьеса не понятна и вызывает неоднозначную реакцию.
Я достаточно много занимался психологией и могу сказать, что автор пьесы гениально увидела, точно и кратко показала те патологические паттерны (в основном шизофренические), которые пронизывают наше нездоровое общество. То, как эти патологии функционирую вокруг нас, окружают нас в обществе, в государстве, в семье, передаются детям. Как они приводят к страшным последствиям и результатам. Я даже предполагал, что автор училась психологии.
Нет, пьеса не о затасканной "бездуховности". Все проще и банальнее, по бытовому, так как и показано в спектакле. И никакие развлекательные моменты (музыка, красивые декорации, талантливые красивые актеры, приятные костюмы) не могут спасти зрителя от происходящего бытового каждодневного ужаса. И это не наша современная киношно-театральная чернуха. это точнее, без лишнего очернения и пафоса.
И я легко понимаю зрителей, которые уходили со спектакля, и которым он не понравился. Это и есть нормальная человеческая реакция на такие вещи - закрыться, спрятаться, не видеть этого в себе, не вспоминать своих родителей, которые также думали и говорили, себя, взаимоотношения на работе и с родителями.
Финал пьесы очень терапевтический. Я уверен, что зрители, полностью посмотревшие спектакль, получили очень важный урок и опыт. Особенно тем, которым спектакль не понравился :-)