Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Губкин
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новочеркасск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пушкино
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 3.3 из 5

Голосов: 15

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Рецензия «Афиши»

Оценка: 4 из 5

Елена Ковальская

980 рецензий · 297 оценок · 1329 спасибо

Нашествие

«Саранча» в гастрольной афише московского Театра им. Пушкина

В восьмидесятые молодой актер и режиссер Роман Козак ставил в театре-студии «Человек» «Чинзано» Петрушевской и играл в «Эмигрантах» Мрожека. Семь лет назад его назначили худруком в один из самых захудалых московских театров, и поначалу казалось — реформы буксуют, но сегодня понятно, что Козак знает свое дело. До его прихода в Пушкинский... Показать полностью

Нашествие

«Саранча» в гастрольной афише московского Театра им. Пушкина

В восьмидесятые молодой актер и режиссер Роман Козак ставил в театре-студии «Человек» «Чинзано» Петрушевской и играл в «Эмигрантах» Мрожека. Семь лет назад его назначили худруком в один из самых захудалых московских театров, и поначалу казалось — реформы буксуют, но сегодня понятно, что Козак знает свое дело. До его прихода в Пушкинский ходили только одинокие тетеньки в возрасте, делавшие сборы мелодрамам из жизни таких же тетенек. С приходом сюда Козака тетеньки не перевелись, но кроме них в зале появились люди молодые и осанистые. Афиша Пушкинского выглядит теперь именно так, как и должна выглядеть афиша театра с Тверского бульвара: комедии в постановке Евгения Писарева на главной сцене — как, скажем, «Одолжите тенора!» — сделали бы честь лондонскому Вест-Энду. А на камерную сцену филиала пришли жаждущие эксперимента: там даже прима Пушкинского Вера Алентова теперь играет ни много ни мало — Беккета. Сам Козак, как и в восьмидесятых, берется за сегодняшних авторов, отчего афиша его театра приобрела законченный современный вид. И речь не об одних только названиях. Сдержанную режиссуру Козака не отнести к ведомству актуального театра, где режиссер является автором спектакля. Но именно так ставят современных авторов в Европе, и только так их и нужно ставить — раскрывая новый текст, а не себя.

В паре далеко не бессмысленных комедий у Козака был задействован Николай Фоменко, за которым в Театр им. Пушкина пришли в итоге и те, кто театр вообще презирает. Фомен­ко солирует и в последней постановке режиссера «Саранча». По современной, разумеется, пьесе. Хотя солирует — это, конечно, сильно сказано: сербка Биляна Срблянович собрала пьесу, как пазл, из сцен про людей разных социальных слоев, политических убеждений, возраста. Если взяться их пересказывать, выйдет натуральная жесть. Те, кто уже посетил петербургские премьеры по этой пьесе — в Театре сатиры или Театре им. Ленсовета, — в курсе дела. Для остальных — краткий синопсис. Одна внучка вспоминает о бабушке, которую два года как похоронили. Другая старушка приезжает к дочери и с порога язвит ее в самое больное место — одиночество. Еще одна женщина беременеет, чтобы привязать к себе мужа, которого презирает всем сердцем. Свидетелем всему этому становится ребенок — гадкое существо, манипулирующее близкими. Известный тележурналист так стесняется своего чувства к простой гримерше, что с радостью находит в этой связи выгоду. И потом оказывается не в силах отделить одно от другого. В конце концов, один молодящийся педераст решает, что делать с отцом, который не соображает, не говорит и ходит под себя, — оставляет его в лесу, запихнув за пазуху документы и все имею­щиеся у него в наличии деньги.

Потом мы видим, как эти разные истории слипаются в одну: фигуранты действия крепко связаны между собой, хотя в связях этих есть что угодно, кроме любви или хотя бы химии. И когда кажется, что тихая ненависть, которая по-настоящему всех их объединяет, вот-вот детонирует и взорвет к чертям собачьим это кубло, мы вдруг видим, что внутри него теплится человечность. Да, одинокая женщина, разругавшись с матерью, находит ее на лестнице со сломанной шейкой бедра. Теперь они прикованы друг к другу, и эти путы служат им пусть суррогатом, но любви. Сосед той бабушки, которая умерла два года назад, сообщает внучке, где находится могила (чужой человек занимался похоронами малознакомой старухи). Молодящийся педераст возвращает отца домой и моет в тазу, как ребенка, которого у него самого никогда не будет.

Эту вещь можно было бы сыграть гиперреалистично, чтобы жесть громыхала наподобие грома небесного, пугая обывателя: смотри, что деется! Но Козак предлагает актерам другой путь — играть сверхтеатрально и отстраненно. Виктория Исакова в роли гримерши щебечет и принимает картинные позы. Вера Воронкова в роли ведущей прогноза погоды, что путает север с югом, носит белокурый парик красивой дуры и накладной живот. Виктор Вержбицкий настроил свою психофизику на голубую волну — и это самый человечный из всех геев, вихляющих бедрами на российской сцене. Николай Фоменко импровизирует в прологе, играет тележурналиста и читает ремарки на манер комика, слуги просцениума. Он задает тон, и поначалу кажется — теперь нас будут всю дорогу смешить. В финале же он… Не буду говорить, что именно с ним случилось. Потому что те, кто еще не побывал на «Саранче» в Театре сатиры и Театре им. Ленсовета, имеют право на интригу, а остальным любопытно будет сравнить игру Фоменко с игрой Сергея Лысова и Сергея Мигицко.

Да, театральности в спектакле с горкой, отчего жесть совсем не перестает быть жестью, но уже не режет глаза, и в нее можно безбоязненно вглядываться. Даже декорацией семейных историй становятся не домашние интерьеры, а зал ресторана — уютные диваны, мягкий свет ламп. Так режиссер переводит образ драматурга, сравнившего общество с насекомым, которое безостановочно ест, а в неурожайные годы доходит до каннибализма, в более мягкий регистр: речь идет, само собою, про общество потребления. То есть о нас с вами. Горожанах с центральным отоплением и нормальной зарплатой. С бизнес-ланчами в будни и пикниками в уикенд. Войну видевших только на экране. Не голодавших, но грызущихся и жрущих поедом своих ближних. О саранче, одним словом, — как и было сказано.

Скрыть

Все рецензии «Афиши» 3

Лучшая рецензия

Оценка: 1 из 5
Спасибо! 3

Deemitri

6 рецензий · 6 оценок · 36 спасибо

Хуже искусства, чем мнимое, выдаваемое за искусство, пожалуй ничего нет. И этот обман, кроется в каждой детали этого спектакля. Вас пытаются убедить, что существуют люди, которые не пользуются мозгом, а единственное что они умеют, это бессмысленно пожирать друг друга и себя. Основанные на мимолетных инстинктах и долговременном односвязном стремлении выжить. Такой чуши и квазиинтелектуальности я не видел пожалуй не разу. Диалоги раздражают, каждое предложение в зале вызывало у здоровых людей... Читать полностью

Рецензии пользователей

Оценка: 5 из 5

Andrei Lurie

9 рецензий · 10 оценок · 23 спасибо

Спектакль-терапия
Хочу поблагодарить режиссера и актеров за их смелую и важную работу. Отдельно нужно отметить во многом очень точную пьесу.

Как можно было увидеть на спектакле, когда четверть зала ползком побежала к выходу, и, судя по отрицательным рецензиям зрителей, пьеса не понятна и вызывает неоднозначную реакцию.

Я достаточно много занимался психологией и могу сказать, что автор пьесы гениально увидела, точно и кратко показала те патологические паттерны (в... Читать полностью

Оценка: 5 из 5

Paranoid

23 рецензии · 27 оценок · 10 спасибо

Как ни странно, спектакль понравился. Стараниями Виктора Вержбицкого исключительно. (не то, что талант - ТАЛАНТИЩЕ, невероятно харизматичный и подвижный * и роль у него, надо сказать, была довольно неожиданная, и вполне себе специфическая*)

Оценка: 1 из 5

Владислав

12 рецензий · 13 оценок · 15 спасибо

Очень легко описать сюжет. Берем “Ревизора” и выкидываем оттуда Хлестакова. Треп карикатурных героев, саранчи то есть, на бытовые темы и составит основу нашего спектакля. Ну, добавляем еще элементы детектива – как завладеть деньгами на сберкнижке тестя. И триллера – как избавиться от впавшего в маразм папаши. Не забудем о претензии на интеллектуальность – где бы не происходили события, на улице, на пикнике, в квартире, зритель неизменно наблюдает декорации ресторанного зала. Может, конечно,... Читать полностью

Все рецензии 11

Новые рестораны «Зарядье», кошерная кулинария у Патриарших и греческий гриль в Kombinat Deli

Недетские развлечения: сложные, страшные и эротические игры 16+

Реалистичная игра в настоящем подземном убежище

Волшебные игры для всей семьи

Квест-экзамен на вступление в ряды агентов MIB

Что делать, если в доме завелся призрак?...

На канале Comedy Central стартует 4-й сезон самого абсурдного реалити-шоу про бизнес «Nathan for...

Главные вещи осени — платье в цветочек и папин пиджак в мелкую клетку. Платья вы уже видели (если...

Станислав Зельвенский — о фильме «Kingsman: Золотое кольцо», где Джулианна Мур шантажирует планету,...