Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль 1900, Москва

7.7

Олег Меньшиков в спектакле про гениального пианиста-самоучку

Олег Меньшиков, давно пребывающий в автономном плавании, нашел своему существованию уместный формат: моноспектакль. За основу легла пьеса Барикко «Новеченто». Музыканты и массовка, которые изредка выходят подыграть Меньшикову, не нарушают его вдумчивого монолога об одиночестве как приговоре гению.

Место проведения

Театр им. Ермоловой

Театр им. Ермоловой

6.8
Взлет Ермоловского театра случился в 70-е — при руководстве Владимира Андреева здесь впервые сыграли лучшие пьесы Вампилова: «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске» и «Утиную охоту». В 2012 году театр возглавил Олег Меньшиков, ознаменовав свой приход капитальным ремонтом и приглашением отряда молодых режиссеров.
касса+7 (495) 629 05 94
адрес

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349
7

Есть актеры, которых публика смотрит не просто так, а еще и чтобы убедиться: это, простите, гений или, наоборот, никакой не гений, а самый посредственный артист, элементарного не умеет. Таких артистов, о которых спорят, мало, на пальцах одной руки пересчитать, и среди них, разумеется, Олег Меньшиков. В апреле-мае проходит фестиваль «Черешневый лес», в программе которого стоит «1900» — премьерный спектакль Меньшикова.

Меньшиков в спектакле не один — на сцене небольшая массовка, джазовый коллектив из трех человек, он сам, но все равно это моноспектакль. Тет-а-тет актера с залом, когда на сцене ему не с кем словом перемолвиться. Учтите и то, что зал в Театре Моссовета один из самых больших в Москве. Не знаю, как раньше, а в последние десять лет один только Константин Райкин отваживался играть в одиночку перед такой толпой — но то Райкин, который выходит на сцену через день, а Меньшиков в последний раз играл года два назад в «Игроках». И хотя мне рассказывали — причем люди глубоко мною уважаемые, — что в спектакле «Нижинский» пятнадцать лет назад Меньшиков играл гениально. И хотя я верю, когда так о молодом Меньшикове рассказывает Павел Каплевич — он был сценографом «Нижинского» и видел того чаще многих. Но лично я никогда не видела в его игре ровным счетом ничего исключительного. Так что я понимаю, с каким чувством шли на спектакль все те, кто смел все билеты задолго до премьеры. Но и вы меня поймите.

«1900» — новелла итальянца Алессандро Барикко, известная у нас своей экранизацией. По-итальянски эта вещь называется «Новоченто», режиссер Торнаторе переименовал ее в «Легенду о пианисте», в главной роли у него снялся Тим Рот. Речь там идет о гениальном пианисте, прикованном к месту своего рождения — пароходу. Он родился в первый год века, поэтому так и был назван: Тысяча Девятисотым. Только однажды Тысяча Девятисотый собрался сойти с корабля на землю, но так и не решился. Рассказ о пианисте ведет человек, когда-то игравший с ним джаз. Только рассказчик в один прекрасный день сошел с корабля, а пианист так и погиб вместе с ним.

Это, конечно, метафоры: искусство в образе корабля, новаторское, модернистское, вольное искусство, рождавшееся сто лет назад и сгоревшее к середине века, но, пока идет спектакль, об этом не думаешь. Художник Игорь Попов построил деревянный помост, углом врезающийся в авансцену, — это палуба корабля. Посреди нее стоит рояль, сзади примостилось джазовое трио. Меньшиков вскакивает на эту палубу и спрыгивает с нее, присаживаясь отдохнуть на кнехт. Он рассказывает о пианисте, играет самого пианиста, его приемного отца и другого пианиста — главного соперника Тысяча Девятисотого; Меньшиков ведет описания и говорит за разных героев разными голосами. Однажды нам кажется, что мы видим Меньшикова, уходящего по палубе вдаль, а в это время он как черт из табакерки выскакивает перед самым первым рядом. Однажды Меньшиков даже бьет чечетку — то есть публику всю дорогу ненавязчиво и даже элегантно развлекают. При этом чего-то все время не хватает. Меньшикову не хватает голоса, чтобы покрыть зал Театра Моссовета, и не всегда он твердо помнит текст. К середине Меньшиков вроде бы входит во вкус, по щекам его не однажды бежит слеза, но и тогда ему все время что-то мешает. На премьере он втыкает посреди монолога реплику кому-то в зал: «Хватит, а?»

Но чем ближе к концу, тем самозабвенней он играет. К финалу перестают слезиться его глаза, а в зале принимаются хлюпать носами. Женщины, принесшие ему свои бесчисленные букеты, к финалу замирают как вкопанные и перестают шуршать оберточной бумагой. В иные моменты — когда, например, Тысяча Девятисотый объясняет, что хотел сойти на берег не ради земли, а чтобы увидеть с обратной стороны море, — я даже понимала, что имел в виду Павел Каплевич.

Отзывы пользователей о спектакле «1900»

Фото Marina Aphhss
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
10
9

Вчера сходили в театр Ермоловой на 1900. Тут стоило бы написать "на Меньшикова", потому что в этом основной смысл, но все-таки - на 1900, потому что это удивительное такое сочетание двух невероятных людей: Меньшикова и Барикко.
Здесь мало что можно сказать о впечатлениях, такие вещи вообще с трудом можно из себя выложить, да еще чтоб словами, а не беспомощным обожанием в глазах. Невероятный голос, невероятная мимика, невероятный человек.
Я в каком-то роде опасалась идти именно на эту вещь. У меня абсолютно особенное отношение к Барикко, и было боязно, что несмотря на безмерное уважение к Меньшикову как к актеру и отдельной строкой как к человеку, просто не совпадет. Не совпадет то, что я чувствую от Барикко, и то, что будет говорить со сцены он.
Зря опасалась.
Барикко - это очень личное. Берешь книгу в руки, читаешь про воду, про каких-то людей, какие-то истории, да про что угодно. О чем бы он ни писал - он пишет о тебе. Говорит о глубоко личном теми словами, которые тебе никогда в голову бы не пришло произнести, но так, что со всей четкостью осознаешь - это про тебя. О тебе. С тобой. Вытаскивает какие-то настолько глубоко запрятанные вещи, что ты о них и думать забыл, а тут - нате. Аккуратно извлекает на поверхность, разворачивает, разглаживает, штопает, приводит в порядок, касается поцелуем, сворачивает так, чтобы без единой складочки, и прячет назад. И ты сидишь, оглушенный океаном, оглушенный самим собой.
Вот и тут. Ты просто сидишь и слушаешь, и смотришь, и вдыхаешь. Осознаешь, что человек говорит о себе, но насколько с тобой, насколько про тебя, господи.

Когда в конце спектакля Меньшиков лег на палубу, чтобы его укрыло саваном соленой воды, что-то такое со щелчком встало на место внутри.
В "Море-океане" есть падре Плюш, который читает молитвы так, как нужно: будто болтает с безмерно уважаемым, но очень хорошим другом.
Среди прочих там есть вот такая: Молитва врача, излечившего больного и чувствующего смертельную усталость в тот самый момент, когда исцеленный больной встает на ноги.
После финальных аплодисментов остается только глубоко вдохнуть и встать на ноги исцеленным. Олег Евгеньевич, спасибо Вам огромное!

Фото Наталья
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
9
5

Мне удалось прочитать пьесу перед тем, как посмотреть постановку. Пьеса хорошая, легкая и печальная, в ней рождается джаз и ощущается бескрайнее одиночество. Давно хотелось увидеть Олега Меньшикова на театральной сцене и ожидания, конечно, были соответствующие его статусу «актера первой величины». Но… Только 2 раза за весь спектакль я испытала ощущение реальности происходящего на сцене. Какие-то 3 минуты. Мало, бесконечно мало! Моноспектакль- трудный жанр, тем более когда ты ещё и режиссер. Наверное, это потому, что ты не видишь себя со стороны и никто не скажет тебе «не верю». А это драма и в ней совсем нет поводов для веселья. А это та история, которая спустя много лет рвет душу рассказчику, а не просто «жили-были». И это то, чего я не увидела. Вопрос интерпретации… Увы, для меня это не был джаз.

Фото Are
отзывы:
25
оценок:
26
рейтинг:
46
9

Я за эти годы подзабыла, что такое "Меньшиков на сцене".
А сегодня на этом спектакле вспомнила: есть просто актеры -- и есть Олег Меньшиков. Пожалуй, для него нет невозможного. Спектакль по "Легенде о пианисте" Баррико после гениального фильма -- я не верила, что это вообще возможно.
Возможно.
Потрясающая пластика, умение голосом передать что угодно, энергетика, сосредоточенность только на своем герое (верней. на том из героев, о котором о сейчас рассказывает) -- это просто фейерверк мастерства.
Филигранную игру дополняет декорация -- помост в виде палубы, поднимающийся в глубине сцены вверх, рояль, проплывающий кораблик-макет...
В глубине сцены -- настоящий джаз-банд, который играет фоновую музыку, не беря внимание на себя.
Сюжет всем известен: подкидыш на корабле, получивший имя "1900-й" в честь нового века, становится гениальным пианистом и всю жизнь плавает на корабле, не сходя на берег. Когда корабль в войну нагружают динамитом, чтобы взорвать (вся команда сходит с корабля), герой выбирает смерть на своем корабле-доме.
Расшифровок этой легенды много: и зарождение и умирание музыкального стиля начала века, и судьба гения, обреченного на одиночество, и другие.
Меньшикову, безусловно, близок этот герой, выбравший добровольное отшельничество на корабле: он сам давно ведет такой образ жизни, он самодостаточен и абсолютно независим.
Но есть и другой подтекст. Экзистенциальный. С любимым выбором экзистенциалистов "жизнь -- или смерть". Ведь если, как герой, отказываться от всего в жизни, чтобы не терпеть ее страданий, освобождаться от всего, что присуще жизни, то в конце концов надо освободиться и от самой жизни. Жизнь -- это "бытие к смерти". И человек может обрести смысл жизни только перед лицом смерти.
Или, если брать социальную сторону, то как у Цветаевой: "на твой безумный мир ответ один -- отказ!" И герой, приходя к выводу, что "пора Творцу вернуть билет", выбирает смерть.
Надо сказать, что еще в самом начале, когда вынесли маленький макет со свечами и роялем, это уже напомнило свечи на Каноне.
Пожалуй, трагического надрыва в моноспектакле нет. Присутствует такой реалистический гротеск, вообще присущий во многом Меньшикову. А вот романтизма и трагизма Чацкого нет совсем.
Когда актер играл сцену соревнования 1900-го с джазменом, я просто сидела с открытым ртом: это было что-то невероятное. Никогда не думала, что гениальную игру на рояле можно передать исключительно пластикой (иногда танцем, чечеткой) и голосом. Фантастика!

Фото Alyce_777
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3
1

Очень слабый спектакль. Моноспектакль - это трудно, но для артиста уровня О.Е. Меньшикова спектакль не захватывает. Создается ощущение, что ему очень трудно существовать на сцене, и все действие происходит через силу.

Фото Алиса Дурново
отзывы:
60
оценок:
60
рейтинг:
111
7

На спектакль стоит сходить только потому, что там главенствует живой Олег Меньшиков - обаятельный, чуткий и милый. Он разговаривает со зрителем о власти Судьбы - эта тема заявлена с первых фраз об Америке.
История жизни покидыша с корабля "Вирджиния"по фамилии Тысячадевятисотый разыграна им энергично и трогательно. Бедный пароходный Маугли, никогда не ступавший на берег! Жизнь вроде бы несчастного человека, лишенного, казалось, самого главного - любви, семьи, дома. И взорвал себя он вместе с устаревшим кораблём - чем не трагедия?
Но в конце почему-то возникает чувство отчуждения от увиденного.
И вроде Меньшиков выкладывается. И так переживаешь этим акцентам - "ограничил себя", "гений лишен простых человеческих радостей", простодушный талант напуган жестокостью окр.мира и т.д. И так радует всех чисто русская фраза: "Да в жопу ваши законы!"
А потом вдруг начинаешь понимать: герой-сирота, для которого корабль и был тем самым домом. Мало того, он талантливый пианист-самоучка, который жил музыкой и ему этого вполне хватало.
А вокруг действительно жестокий мир - войны, катастрофы, голод и лишения людей из третьего класса при обжорстве и роскоши первого класса. Так зачем тратить силы и нервы на завоевание злобного мира, если можно жить музыкой и морем?
Поневоле позавидуешь такому одиночеству. Трагедии не получилось не только потому, что герой пьесы не борется с Судьбой и обстоятельствами, а плывёт по волнам.
Трагедии нет, потому что не хватает социального пафоса. Это история вполне укладывается в жанр просто занимательных, из разряда - " а вот, ещё один Перельман, который отказался от премии". Ему и без премий вполне хорошо, ведь у него есть математика.
А в принципе неплохой спектакль - но всё-таки с микрофоном было бы лучше!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить