Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Бесплодные усилия любви, Санкт-Петербург
Постановка МДТ — Театр Европы

6.4

Парадоксальный трагифарс Льва Додина о том, что юность и любовь — две вещи несовместные

Место проведения

МДТ — Театр Европы

МДТ — Театр Европы

7.0
Эталон русского психологического театра. Вотчина режиссера Льва Додина
Подавляющее большинство артистов труппы — ученики великого педагога Аркадия Кацмана или самого Додина; связь педагогики со сценической практикой — мощный козырь МДТ. После того как в труппу влились додинские выпускники 2007 года, в том числе Данила Козловский и Елизавета Боярская, театр переживает безусловный расцвет. Развлечений от Малого драматического не ждут, и потому здесь возможен спектакль, который длится с утра до вечера, — «Бесы» по Достоевскому. В России труппа проводит только две трети сезона, и почетный титул Театра Европы — еще одно свидетельство признания за рубежом. На большой сцене идут додинские «Жизнь и судьба», «Варшавская мелодия», «Дядя Ваня», «Московский хор», а также отличные спектакли последних лет — «Три сестры» (2010) и «Коварство и любовь» (2012). Камерная сцена отдана молодым режиссерам — ученикам Додина, хотя подаваемые ими надежды пока достаточно скромны.
касса+7 (812) 713 20 78
адрес
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
570
9

К славной безделке юного Шекспира Лев Додин отнесся серьезно. Юношеская влюбленность подвергается строгому психологическому исследованию и приравнивается в итоге к брачным играм ­животных. Особенно впечатляет то, с каким азартом молодежь МДТ, в частности красавица Лиза Бояр­ская, разделывается с чувствами.

Отзывы пользователей о спектакле «Бесплодные усилия любви»

Фото antverp
отзывы:
3
оценок:
48
рейтинг:
16
1

Ошибкой было прийти на этот спектакль.
Ошибкой было выбрать места в середине ряда - не было возможности уйти (а такой возможностью воспользовались человек двадцать в амфитеатре и последних рядах партера).
В двух словах - посредственно и беспомощно.
Местами (и нередко) ПОШЛО безмерно.
НЕсмешно, несмотря на несколько гэгов в духе дачного капустника.
Ощущение неловкости возникает с первой-второй минуты и не покидает до конца спектакля.
Остро ощущается режиссерская импотенция (провисания в темпе, ни одной сколько-либо проработанной мизансцены, нелепые псевдо-эротические "завлекухи" на потребу озабоченному зрителю).
Спектакль - свалка актерских недоработок (отсутствие элементарных навыков - текст произносится себе под нос, за сцену; у многих проблемы с дикцией (хоть логопеда вызывай); какая-то бесконечная суета движений - попытка как-то анимировать скуку режиссерских находок и замаскировать отсутствие актерских способностей у большей части состава; заигрывания с публикой "ниже пояса"; попытки-пытки "пения"; истерическое "рукоблудие" - актеры просто не знают, что делать с руками, посему дамы большей частью терзают свои хитоны и поправляют черные очки, а мужчины при первой возможности начинают лазать по сценическим конструкциям). Никакого "очарования молодости".
Никакого "уважения к летам" - пожилых актеров режиссер также обнажает: во имя какой высокой режиссерской цели - вопрос большой, выглядит же это все...
Вопрос вопросов - ради чего это все.
Неужели ради того, чтобы устами дона Адриано де-Армадо проназидательствовать - любовь - это не игра гормонов, настоящая любовь наступает тогда, когда гормоны перестают о себе напоминать, зато появляется время задуматься о чести, ответственности и бескорыстном (в разных смыслах) служении любви.
Видимо, крайне актуально для режиссера Додина.


Фото Светлана Ивлева
отзывы:
42
оценок:
50
рейтинг:
76
7

«Бесплодные усилия любви», безусловно, выбивается из репертуара МДТ, и у многих, пожалуй, возникает вопрос: зачем Додин решил поставить эту пьесу?
Я бы ответила так: скорее всего режиссеру с высоты жизненного опыта и прожитых лет захотелось проанализировать странную химическую реакцию – «любовь», но не то высокое, одухотворенное чувство, о котором принято долго и умно рассуждать в интеллигентской среде, а любовь на физическом уровне, проанализировать природу возникновения межполового влечения, которое сводит с ума, лишает разума и выбивает человека из привычной жизни.
Перед зрителем предстают три красавца-мужчины – Король Наваррский Фердинанд и два его верных друга – Бирон и Лонгвиль. В первой сцене они дают друг другу клятву ближайшие три года посвятить только изучению наук, истязать плоть, воспитывать и укреплять дух, и конечно ни на шаг не подходить к особам женского пола. Как на грех почти сразу в Наварру приезжает Французская принцесса с двумя фрейлинами, и, понятно, что королю и его друзьям становится уже не до обетов.
На билете в соответствии с современными требованиями значится «16+» - и это означает, что спектакль намеренно сделан эротическим. Герои то предстают в одном нижнем белье, то сбрасывают те или иные предметы одежды, а герой Игоря Иванова - дон де Армадо вовсе расхаживает в одной рубахе, «забыв» надеть брюки. Одежда актеров призвана подчеркнуть нарастающий любовный нерв, исступление, потерю контроля над своими действиями, вызванную сильнейшей страстью. Любовь представлена как захватывающая игра в обманку и цель ее - усилить переживания, получить еще большее наслаждение. Все словно находятся в любовном опьянении; Жакнетта в исполнении Уршулы Малки кидается в объятья шута Башки, к которому в обычной жизни вряд ли способна подойти сколько-нибудь приличная девушка. Дон де Армандо, выброшенный из всеобщей любовной игры, находит утешение в поэзии, а две тройки главных героев-героинь на протяжении всего действия дегустируют любовь как новую форму существования.
Что нужно для возникновения чувства между мужчиной и женщиной? Пожалуй, ничего особенного – просто «пришло время, и я влюбился в Вас, а я влюбилась в Вас». Додин сводит высокие разглагольствования о любви до примитивной случайности. Есть мужчина, есть женщина – вот и химическая реакция. Сцена с масками и шаляпинскими шубами лишь подтверждает это. Влюбленные герои не заметили подмены, а героини «вдруг» полюбили тех, кого они пытались разыграть. Весело – и это главное! В чем же смысл? Да и нужно ли это?
Нужно, да. Потому что жизнь без любви как химии лишена вкуса, пресна. Никакое другое переживание не заставит карабкаться героев вверх по трубам-деревьям и выделывать там такие «па», что у неподготовленных зрителей сердце замирает. Безусловно, необходимо отдать должное выдающейся сценографии спектакля, сделанной Александром Боровским – пять полых черных деревьев-труб, одно из которых стоит, наклонившись, символизируют одновременно и мощную энергию, и простоту, и силу представляемых зрителю чувств. Играть в таких декорациях очень удобно – актер действует не только речью, голосом, но и удивительной пластикой гимнастических приемов, усиливающих визуальный эффект.
На мой взгляд, единственный промах в спектакле – участие в нем ребенка – молодого пажа дона де Армадо. История, разыгрываемая перед зрителями слишком взрослая, слишком откровенная, так что участие в ней ребенка выглядит почти кощунственно. Возможно, этот факт послужил для некоторых зрителей поводом уйти из зала до окончания действия.
Резюмируя вышесказанное, «Бесплодные усилия любви» - это спектакль, который соединяет в себе постановку и исполнение очень высокого класса. Идею и смысл можно принимать, можно отвергать, но мастерству творческой группы невозможно не отдать должное. Театр высочайшего качества.

Фото Егор Королёв
отзывы:
373
оценок:
372
рейтинг:
782
7

Малый драматический открылся с неожиданной стороны. Театр-кафедра снял профессорскую шапочку и по-студенчески уселся прямо на парту. Оказывается, этому театру подвластно всё. У меня для Додина был готов вопрос: "Где спектакли белые, очищающие добрым светом?". Вопрос снят

Это спектакль воздушный, лёгкий. В МДТ ставят не только для детей, но и для молодёжи. Спектакль смешной, озорной. Он настоящий - о первой любви. Замечательные актёры точно передают все эти порывы влюблённых, все восторги, стеснения, припрыжки в высоту от счастья

на сцене весёлый карнавал, в некоторые моменты русская опера. недаром Додин ставил в Европе оперы

в этом театре по традиции умеют всё: они поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, порой не уступают акробатам. Дарья Румянцева как всегда великолепна

к тексту Шекспира в переводе Чуковского привыкаешь сразу и со сцены льётся поэзия

народного артиста слышно сразу. Игорь Иванов играет настоящего Дон Кихота. его голые ноги выглядывают из черного испанского плаща. Самый благородный актёр играет самый благородный образ

Додин мудрец и знает о любви побольше нашего. делится своим опытом с доброй ухмылкой. ухмылкой счастливого любящего и любимого человека

Фото Rolandr
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
4
1

Незнаю что хотел сказать Додин этим спектаклем, но поставить классику ему явно не удалось.

Актеры играют как будто мучаются на стене- большинство монологов они просто заученно повторяют без искринки в глазах.
И хотя спектакль длиться около 2-х часов –высидеть зрителю на нем тоже мучение.

Финал видимо Додин придумал своей – но концовка получилась бессмысленно скомканной и скорее похожа на какое-то стыдливое бегство актеров со сцены, чем на финал.

Фото Nadya_Klenova
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
5
3

Итоговый вывод – не понравилось.
По ряду причин.
И представление идет без антракта 2 часа с копейками, что тяжко и душно.
И показывают смесь, которую иногда называют «авангардом». То есть сцены с раздеванием перемежаются словами из Шекспира. Хотя зачем разоблачаться героям в данный момент – непонятно… Например, зачем подаренную брошку прикалывать высоко под юбкой? Ответ один – чтобы потом ее достать на глазах у зрителей, задрав эту самую юбку…Какой-нибудь женщине придет в голову – колющее украшение приколоть ПОД юбку? Это, элементарно, небезопасно…
И оптимистическую комедию Шекспира, где есть шанс на светлое будущее, превратили в спектакль, вся суть которого сводится к фразе, сказанной Елизаветой Боярской: «Просто пришло время влюбиться».
В результате, на мой взгляд, получилась достаточно бессмысленная пьеса. Да, время влюбиться…. конечно, оно у всех приходит… Ну, а дальше что? Выводов никаких… кроме тех, что все по сути бессмысленно… Наверное, как и сама пьеса МДТ, поставленная по Шекспиру.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить